Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы. Причины упадка и возрождения монастыря



2019-07-03 211 Обсуждений (0)
Выводы. Причины упадка и возрождения монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, в данной курсовой работе была прослежена история Троице-Стефано-Ульяновского монастыря, начиная от основателя его – первосвятителя зырян Стефана Пермского, до восстановления его еп.Питиримом со своими единомышленниками в 90‑х годах 20‑го века. Анализ причин событий, повлиявших на судьбу обители, желательно начать с причин её неоднократного упадка – это кажется на первый взгляд нелогично, но именно такой подход кажется наиболее приемлемым автору данной курсовой работы.

Главной причиной того, что монастырь исчезал из исторического поля зрения, является малочисленность населения коми края, из‑за которого в монастыре не хватало достаточно насельников, из числа которых нашлись бы люди, чьё усердие и любовь к Богу и ближнему смогли бы обеспечить существование монастыря как духовного центра земли зырянской. Однако малочисленность населения – понятие относительное. Ведь распространение по земле христианства, сегодня насчитывающего более полутора миллиардов приверженцев, начиналось усилиями всего лишь двенадцати Галилейских рыбаков, не просто имевших веру в Спасителя, но и имевших стремление принести евангельскую весть всем народам. Поэтому ошибка свт. Стефана, может быть, была в том, что он, желая быстрейшего распространения истинной веры в зырянской земле, основал несколько монастырей, когда более целесообразно было основать всего один, где собрать и соединить воедино усилия своих последователей? Конечно, автор данной работы не вправе сурово оценивать деяния одного из величайших святителей Русской Церкви, обратившего в христианскую веру целый народ, но факт остаётся фактом – монастырь погиб под натиском внешних напастей, ибо не нашлось того ядра, которое могло бы противостоять испытаниям.

Эту проблему не смогли решить и отец и братья Тюрнины. Эти выдающиеся подвижники, возродившие обитель, сумевшие своим подвигом укрепить веру во Христа среди окрестного населения, тем не менее, не решили главную проблему – они не смогли найти продолжателей своего дела среди местного населения. И в этом ключе немаловажен тот факт, что дети Фёдора Тюрнина, ставшие родоначальниками священнического рода, не сдержали своё обещание стать монахами, а стали белыми священниками (подробности – см. выше). Если бы они стали монахами, то монашеское делание не прекратилось бы, и возможно, монастырь не исчез бы в 18 веке.

И наконец, монастырь, после почти пятидесяти лет процветания, опять пришёл в запустение из‑за большевистских гонений… Конечно, коммунистические репрессии – это объективный (и внешний) фактор, способствовавший очередному запустению монастыря. но тем не менее, трудно отрицать тот факт, что опять‑таки причиной уничтожения монастыря стал вышеуказанный «человеческий фактор» – ну, не нашлось такого человека (или группы людей), способного отстоять монастырь перед лицом богоборческой власти! А ведь это было всё‑таки возможно – ведь сохранилась же и Троице‑Сергиева Лавра, и Оптина, и другие монастыри (пусть даже как «памятники культуры»)…

 

Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что монастырь – это прежде всего – люди, а уж потом всё остальное.

Именно люди – и есть главный фактор, благодаря которому каждый раз Ульяновская обитель возрождалась из небытия. И опыт этих людей и есть самое ценное.

Это и опыт свт. Стефана, понимавшего, какую роль играет монашеские обители в деле просвещения народа, и который рассматривал создание монастырей как неотъемлемую часть миссионерства.

И опыт семейства Тюрниных, несущего в своём сердце совет, данный древними подвижниками, которые говорили: «спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Ценен опыт Соловецких монахов – первых, кто понял главную проблему: залог процветания обители – это создание ядра из подвижников благочестия, которые своим единодушием и пастырской мудростью способны сплотить вокруг себя людей, ищущих спасения. Поэтому они, можно сказать, возродили Ульяновскую обитель ещё будучи на Соловках, а потом перенесли её в чужую для себя коми‑землю.

 

И наконец, наиболее ценен опыт еп. Питирима (Волочкова), – хотя бы потому, что, возрождая монастырь, он опирался на опыт своих предшественников, усваивал и анализировал его. В заключении своей книги он подводит итоги, в которых выделяет несколько моментов, важных для тех, кто себе поставит такую же цель.

Для успешного создания монастыря, считает Владыка, целесообразно направлять не одного, а нескольких опытных в монашеской жизни иноков, способных своим опытом наставлять новых насельников. Но это не всегда возможно, особенно в наше время. Поэтому настоятелю, как наиболее опытному, нужно выбрать несколько наиболее способных и терпеливых иноков, способных в короткое время перенять его опыт.

Кроме того, настоятель должен уметь раскрыть талант насельников, а не губить его, подавляя всякую творческую идею под видом воспитания и послушания. Полезнее будет попытаться расположить душу талантливого человека к себе, чтобы, как говорит еп. Питирим, он сам жаждал помочь своей обители и сам искал путь применения своего таланта на общее благо[48].

 

Ещё одним фактором, являющимся залогом процветания монастыря, является его грамотная хозяйственная деятельность, которая способна обеспечить его экономическое благополучие. Архимандрит Матфей и его последователи, как это видно из одного раздела курсовой работы, добились в этом больших успехов. Они с одной стороны, проявляли экономическую смелость, находя для обители новые источники дохода, а с другой стороны, старались (по возможности) не нарушать церковные нормы и гражданские законы.

Однако в современное время в экономических вопросах следует проявлять некую осторожность: «…в условиях нынешней нестабильности экономики[49], подобные операции не всегда приемлемы и могут быть даже опасны для духовного развития некоторых ещё молодых в вере насельников, порой не умеющих точно различать, как в этой области работать Богу, при этом не работая мамоне»[50].

То есть и здесь важен пресловутый человеческий фактор.

 

Подводя итог, нужно сделать вывод: монастырь – это прежде всего сообщество людей, объединённых общими целями, главная из которых – это помощь друг другу на пути спасения, и чтобы эта цель была достигнута, необходимо чётко налаженное взаимодействие членов братии. Монастырь таким образом – эта маленькая модель мира, в котором каждый должен найти своё место, и употребить свои таланты и способности не ради себя, а ради ближних и ради обители, которая и есть их временный дом до того момента, как Господь призовёт их к себе.


Список использованной литературы

1. св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Коми книжное изд-во, 1993

2. Арсеньев Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян. М., 1889

3. Святитель Стефан Пермский (К 600-летию со дня преставления). Сост. под ред. Г. М. Прохорова, СПб, 1995

4.  еп. Питирим (Волочков). Путь становления обители. Сы‑р, 2001 г

5. Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы‑р, 2001 г.

6. Проблемы истории России XVIII-XX веков (научные чтения памяти профессора Ю. Д. Маоголиса). Сы‑р, 1997

7. Жизнь национальностей, №4, 1996 г

8. Северные просторы, №2, 2001 г

9. Историко‑культурный атлас Республики Коми. М, 1997г.

10. Вера‑Эском, 2002г, – №20.

 


[1] Выходные данные указанных в библиографическом обзоре источников см. в прилагаемом списке литературы в конце работы.

[2] См: Ф.А. Арсеньев. Ульяновский монастырь у зырян. Стр. 24

[3] св. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. стр. 86

[4] См.: Святитель Стефан Пермский (к 600-летию со дня преставления). Сост. под ред. Г. М. Прохорова, СПб, 1995

[5] Вогуличи (вогулы, манси) – финно-угорский народ, живущий в Западной Сибири рядом с восточными склонами Северного и Приполярного Урала.

[6] Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 30

[7] См: Рогачёв М.Б. Пермская епархия в XIV-XV веках // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001 г, стр.57

[8] Св. Стефан Пермский (к 600-летию…), стр. 37

[9] Таскаев М. В. Ульяновский монастырь. Историческая справка. // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы‑р, 2001 г, стр. 83.

[10] Так в тексте – см. Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 30

[11] Опубл. в прилож.№1 к книге Арсеньева «Ульяновский монастырь…», см стр. 115-117

[12] Четь (или четверть) – старинная мера площади. По словарю В. Даля: «мера земли; была не везде и не всегда одинакова: 40 саж. длины и 30 саж. шир. (Карамзин); полдесятины, а в трех полях, полторы десятины (межв. инструкция 1766); в сем знач. высшею единицею была соха, см. это сл.; дикой земли, две десятины; усадебной земли, 360 квадр. саж.».

[13] Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 34

[14] См. Таскаев М. В. Ульяновский монастырь. Историческая справка. // Христианство и язычество народа коми… стр. 84

[15] См: Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 17

[16] Павлюшин С., Рогачёв Д. Дом Божий. // Северные просторы, №2, 2001 г., стр. 94

[17] цит. по: Таскаев М. В. Ульяновский монастырь… стр. 85

[18] см. там же.

[19] Лальск – маленький городок в вологодской губернии, недалеко от г. Великий Устюг.

[20] Арсеньев. Ульяновский монастырь… стр. 37

[21] См: Арсеньев. Ульяновский монастырь… приложение 1 на стр.129

[22] Селение в 25 км от Сольвычегодска.

[23] См. Арсеньев, указ. соч., стр. 45-46.

[24] Там же, стр. 58

[25] Там же, стр. 63

[26] Т.е. размер иконы был 187 х 98 см.

[27] Желающие ознакомится с полным текстом надписи см.: Арсеньев. указ. соч., стр. 81-82.

[28] См.: Рощевская Л .П. Экономика ульяновского монастыря в Коми крае в 1866-1917 гг. // Проблемы истории России XVIII-XX веков (научные чтения памяти профессора Ю. Д. Маоголиса). Сыктывкар, 1997, стр 64

[29] См. там же.

[30] В данном разделе курсовой работы по умолчанию используются сведения, опубликованные в вышеназванном труде Л. П. Рощевской.

[31] Столь низкое соотношение полученного урожая к объему посевного материала (примерно 3/1) объясняется тем, что в данных климатических условиях урожайность злаков крайне низка, и это нормально. Урожайность корнеплодов (картофеля и репы) в регионе гораздо выше (10/1), но сведений о выращивании в монастыре данных культур данных нет.

[32] Следует отметить, что вложение денег в процентные бумаги (к числу которых относятся облигации, векселя, привилегированные акции) является одной из форм ростовщичества, к которому в Церкви издревле было негативное отношение. К примеру, занятие ростовщичеством упоминается как препятствие для посвящения в священнослужители (см. прот.В.Цыпин. Курс церковного права. М, 2002, стр.203). Изменение отношение к этому виду коммерческой деятельности связано с тем, что в 19 веке экономика уже приняла цивилизованный вид, и ростовщичество не носило более грабительского характера. как в древности. И вложение денег в процентные бумаги служит свидетельством хозяйственного таланта монастырского начальства, не боящегося заслужить обвинения в «модернизме».

[33] См. Рощевская Л .П. указ. соч. стр.68.

[34] См. Арсеньев. Ульяновский монастырь …, стр. 94.

[35] См: Кручинина Г. Возвращение на круги своя. // Жизнь национальностей, №4, 1996 г, стр. 40.

[36] Рощевская Л .П. указ. соч. стр. 72

[37] См: еп. Питирим (Волочков). Путь становления обители. Сыктывкар, 2001 г., стр 23-24.

[38] Еп. Питирим. Указ. соч., стр 39

[39] Еп. Питирим. Указ. соч.., стр 47.

[40] Таскаев М. В. Ульяновский монастырь. Историческая справка. // Христианство и язычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001 г, стр.88

[41] Таскаев. Указ соч. стр 88.

[42] Цит по: Таскаев. Указ. соч., стр. 90

[43] См: Еп. Питирим (Волочков). Путь становления обители. Сы-р, 2001 г., стр. 61

[44] См. там же.

[45] Там же, стр. 63.

[46] Позже, в сентябре 1999 года, этот монастырь был преобразован в Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Сделано это было «из‑за малочисленности братии», как гласит официальная версия (см. еп. Питирим, указ соч., стр.115).

[47] См.: Еп. Питирим. Указ. ист. Стр. 68

[48] См.: еп. Питирим, указ. соч., стр. 108.

[49] книга писалась во второй половине 90-х гг., издана в 2001 г.

[50] еп. Питирим, указ. соч., стр. 111.



2019-07-03 211 Обсуждений (0)
Выводы. Причины упадка и возрождения монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы. Причины упадка и возрождения монастыря

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)