Природные ресурсы села Парфеньево, 20 в.
Село Парфеньево – районный центр в Костромской области, находится на берегу реки Нея. Село Парфеньево до сих пор богато лесом, причем преобладают хвойные породы: ель, сосна. Менее распространены лиственница, пихта, дуб. Подлесок и травяной покров в сосновых лесах состоит из можжевельника, черники, вереска, в еловых – брусники, голубики, кислицы, мхов. Обилие дикорастущих ягод до сих пор позволяет местным жителям заниматься собирательством. В лесах водятся бурые медведи, рыси, горностаи, норки, хорьки, лисицы, волки. Парфеньево располагается на Галичско-Чухломской возвышенности, в западной части области.(12) Возвышенность представляет собой холмисто-волнистую равнину, возвышающуюся над уровнем моря на 150-250 м и более. Почвы в основном сильнокислые (13), песчаные характерны для бассейна реки Неи. Богатые запасы торфа сосредоточены в Парфеньевском районе. Толщина торфяного слоя в отдельных местах достигает восьми метров. (14) До сих пор находят большие скопления глины. Парфеньево богато памятниками природы. Из старинных памятников следует назвать парк с церковью «Воскресения Христова» на соборной горе, кладбищенский парк с деревянной церковью в с. Ефремье. Среди уникальных памятников в этом районе можно назвать плодоносящие сибирские (кедровые) сосны в возрасте 120 лет (д. Сокирино, с. Парфеньево), дуб в возрасте 270 лет (д. Фролово). (15) К сожалению, до наших дней не дошли лиственничные рощи, посаженные еще по указу Петра Ι. Они погибли от частых лесных пожаров, от вырубки и ветровала. В результате от знаменитых корабельных рощ сохранились одиночные деревья. В 80-е годы Матвеевское лесничество Парфеньевского лесхоза занималось созданием семенной базы лиственницы, лучшие насаждения породы Сукачева до сих пор находятся в Парфеньево.(16) Костромская область в связи с особенностями геологического строения, богата подземными водами. В районах, удаленных от хозяйственной деятельности, еще сохранились чистейшие родники. Некоторые объекты подземных вод объявлены памятниками природы, в частности – Святой ключик в Парфеньевском районе.(17) В настоящее время существуют проблемы с сохранностью некоторых видов животных. В 1994 году состоялось собрание охотников в селе. Обсуждалась проблема сохранения численности таких видов как лось, кабан, медведь, рысь, бобр. Было принято решение провести учет количества животных и закрыть охоту на лося и кабана. (18) Одной из последних проблем является так же огромное количество пожаров в лесах Парфеньево. От них страдают не только леса и животные, но и люди, т.к. иногда горят несколько домов сразу. Река Нея известна сейчас среди любителей путешествий на байдарках. Однако, Нея – река сплавная, и путешествия по ее верхнему течению до ст. Нея во время сплава требует опыта и запаса временя. Ниже ст. Нея препятствий на реке практически нет, и она доступна для начинающих туристов и туристов с детьми.
История
2.1 История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.
Первые люди, населившие заволжские леса, были смешанными племенами угро-финской группы. Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов времен мери, к сожалению, нет, но память о них сохранилась в топонимических названиях. Мерянские названия рек: Нея, Нельша, Монза и др. до сих пор сохранились в Парфеньевском районе. Лишь самое ничтожное число селений сохранило непонятные инородческие названия, этот факт свидетельствует об огромном распространении русского народа. В 9 веке н.э. начинается великое переселение славян с юга на север, но их поток двигался так же с запада, из Новгорода. Белоруков Д.Ф. отмечает внешний вид коренных парфеньевцев: «продолговатые лица, большие с горбинкой носы». (19) Судя по всему, они являются потомками новгородцев. Язык парфеньевцев так же подтверждает это. В их говоре присутствует новгородское цоканье. Вместо «печка» они говорят «пецка», не «бочка», а «боцка» и т.д. Первое упоминание о Парфеньеве встречается в одной из записей Галицкой летописи, датируемой 15 сентября 1522 г. Эта дата и взята за официальную дату основания города Парфеньева. «Городком с надолбами, чесноком, рвами и полисадом, - писал С.В.Максимов, - начал он свое существование еще в те древние времена, когда славяно-русское племя пробиралось на север лесами и среди их и инородческого племени Мери устраивало новую жизнь…» (20) В Галичской летописи г. Парфеньев упоминается в основном в связи с нападением врага на те земли. «В лето 1523 года сентября в 15 день приходили татаровя и черемиса в галицкие волости и поплениша их много и людей иссекоша, и заставу великого князя в Парфеньеве разгнаша а воевод ссекоша а иных в полон поведоша». (21) Всего в летописи упоминается два набега татар на Парфеньев: в 1521 и 1523 гг. В Москве, в архиве древних актов, в делах Оружейной палаты хранится жалоба-челобитье, поданная царю Михаилу Романову в 1616 г. В ней парфеньевские посадские жаловались на то, что их землю захватил некий Леонтий Максимов и не разрешает на ней строиться. В жалобе указывалось место строительства – деревня Кочево, принадлежавшая боярину и названная по его имени. Казанские татары часто устраивали набеги на те земли, и появилась необходимость создать крепость на реке Нее. Деревня Кочево была очень удобным местом для строительства. Правительство купило землю, а жителей освободило от податей, предоставило льготы.(22) В «Материалах для историко-географического словаря Костромской губернии» 1909 г. написано, что Парфеньевская волость упоминается с 1620 г., «в ней деревня Павлово и Дрищево тогда была отчиною князя Федора Федоровича Щербатова. Волость Парфеньевская с деревнями 1610 года отдана королем Сигизмундом Третьим Ивану Федоровичу Зубатому». (23) В книге его называют изменником; в далеком прошлом он был воеводой Ипатьевского монастыря. Существуют две основные версии происхождения названия города Парфеньева. Одна из них была высказана писателем С.В.Максимовым. Он считает, что город назван по имени монаха Парфения, основавшего здесь монастырь. Однако краевед Д.Ф.Белоруков подвергает эту версию сомнению. Монастырь в Парфеньеве действительно был, но позднее – в 17 веке.(24) Он находился на месте ныне существующей Рождественской церкви. Полное название монастыря звучало как «Рождественский монастырь, что на ямах Черного бору на реке Нее», оно, как мы видим, никак с именем монаха Парфения не связано. В переписных книгах Парфеньева 1616, 1628, 1848 гг. Рождественский монастырь нигде не упоминался. Он был закрыт в 1725 г. по смерти последнего игумена. Вторая версия о происхождении названия города более вероятна, по мнению Д.Ф.Белорукова. Он считает, что Парфеньев назван по фамилии строителя крепости. Обычно для строительства крепостей из Москвы, из Разрядного приказа, присылались особые военные инженеры. В начале 16 века в Разрядном приказе действительно был дьяк Парфеньев.(25) Ко времени появления города Парфеньева, могущественная Золотая Орда распалась и образовала три ханства: Крымское, Казанское и Ногайское, которое находилось в низовьях Волги. Казанское ханство граничило с Галичским уездом по рекам Меже, Ветлуге и Усте. На востоке уезд граничил с территорией, населенной марийцами (черемисами), которые были союзниками Казани и их вассалами. Для защиты от постоянных набегов врага московское правительство было вынуждено разделить пограничные с Казанью Галичский и Костромской уезды на особые административно-военные районы. Они назывались «осадами». В каждой осаде был город-крепость, куда при опасности укрывалось население. Здесь люди могли даже получить оружие. Возглавлял оборону городовой приказчик или бережитель города. В это время строятся крепости в Любиме, Судае, Кадые, Кологриве, Парфеньеве. Парфеньевская осада состояла из трех волостей: Парфеньевской, Каликинской, Нейской. Парфеньевскую волость иногда называли окологородной, т.к. она была практически у самого города. По переписи 1616 г. в ней было 93 деревни и починка, 297 крестьянских дворов. Каликинская волость с центром в деревне Каликино состояла из 81 деревни и починок (298 крестьянских дворов). Центр Нейской волости находился в селе Успенье. В волости было 18 деревень и починок (91 крестьянский двор). Всего в Парфеньевской осаде жило около 3500 человек. Таким образом, город Пафеньев «возник как форпост на казанском оборонительном рубеже Московского государства и имел цель прикрыть с востока важный административно-военный пункт – город Галич». (26) В это время город переживал период своего расцвета, Парфеньев по численности населения превосходил Кологрив, Судай, Кадый. (27) Крепость в Парфеньеве была построена в 1520-1522 гг., в царствование Василия III. Место для крепости было выбрано на Соборной горе, на берегу реки Нея. В этом месте обычно высаживались татары, приплывавшие с Волги по Унже и Нее, затем пересаживались на коней. Лучшего места для крепости найти было нельзя. Здесь мыс коренного левого берега Неи глубоко выдавался вперед. С запада мыс был защищен оврагом, по дну которого протекал ручей Течера (на его месте уже в наше время проходила улица Комсомольская). С юга и востока, со стороны Нейского переулка и улицы Ленина, мыс был защищен крутыми скатами горы. Перешеек, соединявший мыс с коренным берегом, перекопали рвом, и Соборная гора стала островом.(28) Дьяк, присланный из Разрядного приказа, измерял гору, определял и рассчитывал места для строительства башен и стен крепости. Волостель Парфеньева объезжал деревни, приказывая старостам выделять людей и подводы для помощи. Лес, росший на горе, решено было выкорчевать. Землю, образовавшуюся от вырытого рва, переместили на гору, увеличив дополнительно ее высоту. Башен в крепости было семь, из них пять располагались по углам. Башни были двухэтажными, разделенными бревенчатым полом («мостом»). Башни выдавались вперед стен с тем расчетом, чтобы из них можно было вести фланговый огонь. Все башни имели шатровое покрытие, на их верхних этажах стояли легкие пушки. В Промежуточной башне имелась смотровая площадка. Самой огромной была проезжая башня. В ее нижнем этаже имелись ворота для въезда в крепость. Здесь жили воротники, следившие за воротами, наблюдавшие за въездом. При опасности в их главную обязанность входило вовремя запереть ворота. Стены крепости, как пишет Д.Ф.Белоруков, были изготовлены особым образом. Строились так называемые «городни» - деревянные срубы 3х6 метра, и ставились в ряд. Пространство внутри них засыпалось землей. Городни были прикрыты двухскатной крышей от дождя. (29) Такие подробности о строительстве крепости дошли до нас в плане дьяка Парфеньева 1741 г., хранящемся в картинной галерее Парфеньева. Крепость с посадом соединял деревянный мост через ров. В 18 в. ров засыпали и замостили булыжником. Скорее всего, ров заполнялся водой из реки Неи. Тогда она протекала ближе к городу – современному стадиону и по лугам за улицей Ленина. Остатки старого русла сохранились до наших дней в виде озера у горы Полковушки.(30) После сооружения крепости в ней была построена деревянная Ризположенская церковь (сейчас на ее месте каменная действующая церковь). На колокольне церкви висел набатный колокол, тревожного звона которого боялись все жители Парфеньева и окрестных деревень. В колокол звонили только при появлении неприятеля или пожаре. Каждый мог ударить в колокол, т.к. от него спускалась веревка, конец которой был привязан к врытому в землю столбу. За ложный набат виновный был наказан, к колоколу не подпускали детей, и следили за столбом.(31) В истории города Парфеньева большую роль играли его церкви. В те времена церкви строились только деревянные, которые обычно стояли 80-100 лет. Лишь в начале 18 в. они стали постепенно заменяться кирпичными. Обычно церкви строили на высоких холмах, которых в Парфеньеве было достаточно. На месте, где сейчас расположен бульвар, был погост, на котором стояла церковь во имя святителя Николая. Утопленные в землю четыре камня-валуна на углах бывшей церкви, которые служили фундаментом, дошли до наших дней. Видны следы и знаменитой дорожки, в откосе горы, по которой в давние времена поднимались богомольцы. Никольский погост являлся центром церковного прихода, к которому были приписаны близлежащие деревни, в том числе деревня Кочево, принадлежавшая боярину Бучину. (32) Никольская церковь существовала до середины 16 в., пока не сгорела при пожаре. На ее месте позднее строят церковь во имя Воскресения Христова с приделом во имя святого Николая в память о сгоревшей церкви. Однако и эта церковь сгорела. Тогда было решено строить третью церковь и назвать ее Ризположенской. Эта церковь являлась летней и известна с 1616 года по дозорным книгам Галичского уезда. Это была приходская церковь, и в 1653 г. к ней было приписано 120 дворов Парфеньева и близлежащих деревень. Церковь стояла вблизи торговой площади и в некоторых документах так и называлась «Ризположенская церковь в площади». Она стала «соборной», т.е. главной церковью Парфеньева. Помимо религиозных она выполняла торгово-посреднические функции. В подвалах храма хранились эталоны мер и весов, сохранные записки, залоги и т.д. В честь покровительницы торговли – Праскевы Пятницы, в церкви был построен придел. В честь этой мученицы церкви существовали на всех площадях торговых городов России. Позднее в Ризположенской церкви устроили придел в честь преподобного Макария Унженского. (33) Церковь имела свои земли и они служили постоянным яблоком раздора между духовенством и посадскими людьми. В документах Патриаршего приказа имеется большая переписка об этих спорах за землю. На холме, на берегу ручья Течера стоит Рождественская церковь, на месте которой в начале 17 в. был монастырь, носивший название «Рождественский, что на ямах Черного Бору на реке Нее». Он стоял в заросшем лесом овраге, с ямами по сторонам, и, по мнению Д.Ф.Белорукова, «выглядел мрачно».(34). Монастырь был очень беден, не имел ни пахотной, ни сенокосной земли. Ему принадлежал лишь небольшой отрезок неплодородной земли. Монашеская братия существовала лишь за счет милостыни от добродетелей и погребения посадских людей. Монастырь был закрыт в 1725 г. после смерти последнего настоятеля иеромонаха Сафрония и был отдан под охрану притча соборной церкви. Монастырь был основан в царствование Михаила Федоровича. Вклады в монастырь делал и его сын, богобоязненный Алексей Михайлович, видевший в религии своего помощника. Видимо в честь этого царя в монастырской церкви был устроен престол Алексея – человека божия. Это был единственный монастырь на территории Парфеньевской осады и, конечно, духовенство, посадские люди, вотчинники и помещики старались его всячески поддерживать как центр духовной жизни всей округи. В 1717 г. они сообща здесь построили новую церковь на месте первоначальной, но обветшавшей, в которой нельзя было служить. Но из-за отсутствия средств открытие ее задержалось. В 1720 г. церковь была окончательно достроена и освящена. Сохранились документы, из которых узнали о существовании в церкви трех древних, почитаемых икон: Рождества Христова, Всех Скорбящих и Неувядаемый цвет. Судьба их так и осталась неизвестной. (35) За Рождественской церковью стояли дома духовенства, где жили попы. Луга на левом берегу Неи назывались «пятинами», т.к. пятая часть скошенного с них сена шла священникам. Это были очень плодородные земли, из-за которых жители Парфеньева часто спорили о праве владения. Так, например, в1731 г. священник Ризположенской церкви Борис Семенов судился с посадскими людьми, захватившими церковную землю. Галичская провинциальная канцелярия подтвердила право церкви на землю. (36) Внутри крепости стояла приказная изба, в которой жил и работал городовой приказчик, а позже воевода. В ней он разбирал споры между жителями, судил виновных. Первым известным управителем города был галичский дворянин А.И.Племянников. Для вызова жителей в приказной избе были рассыльщики, а для приведения в исполнение приказов воеводы-доводчики. Тут же в избе находился и подъячий – секретарь приказной избы. Воеводы в Парфеньев назначались, как правило, из отставных военных. Ими были: в 1686 г. – Д.Н.Загоскин, с 1690 по 1691 гг. – Перфильев, с 1691 по 1697 гг. – Черногубов, в 1698 г. – Катенин, в 1702 г. – Тимирязев, в 1708 г. – Белолюбский. Из ранних воевод известен С.Д.Апухтин, прапрадед Н.Д.Апухтиной, жены декабриста М.А.Фонвизина, служивший в Парфеньеве в 1617-1618 гг. (37) Воеводы и члены их семей, а так же дворовые жили на подворье, которое находилось сначала в самой крепости, а позднее на посаде. Воеводское подворье выглядело следующим образом: были поставлены рядом две большие избы. Они соединялись широкими сенями с парадным входом. Нижний этаж занимали слуги, верхний – непосредственно воевода и его родственники. Там располагались столовая, спальни, горница. На дворе были конюшенный и каретный сараи, сарай для дров, баня, поварня для выгонки вина и пива. Все подворье было предусмотрительно огорожено высоким забором, постройки – украшены резьбой. Парадный вход отличался особо богатой отделкой, он поражал резьбой искусных мастеров всех, кто шел в воеводе. Часть приказной избы занимала канцелярия воеводы, где он работал в судейской комнате, рядом была комната для подъячего и его писцов. (38) Исполнительной властью воеводы была штатная военная команда из 25 человек, возглавляемая офицером. В штате воеводы имелся и палач. Он проводил допросы с помощью пыток, а так же приводил в исполнение наказания. В северо-западном углу крепости стояла тюрьма, огороженная тыном, в которой содержались разбойники и тати. Отдельно стояла другая – «опальная» тюрьма. В ней содержались попавшие в опалу и сосланные из Москвы служивые люди. Заключенных называли «тюремными сидельцами». В праздники их выводили на посад под охраной, просить милостыню. Охранники назначались из числа посадских людей. В крепости стояли так же особые избы для хранения оружия, которое раздавалось в случае опасности. Здесь же хранились и запасы продовольствия. Отдельно стоял погреб с запасом пороха и со свинцовыми ядрами для пушек. Для обслуживания пушек в крепости имелись штатные пушкари. Им в качестве жалованья были подарены земли у слобод Ложково и Савино. Застраивался Парфеньев как все русские города: прямые улицы сходились в торговой площади. К крепости примыкал посад, располагавшийся на территории центральной части современной улицы Ленина. Центром посада была площадь. Другая, верхняя часть посада, располагалась на территории современных улиц Культуры и Индустриальной. Там жили торговцы, ремесленники и т.д. В 1616 г. на посаде было всего 25 дворов, 14 торговых лавок, кабацкий двор, таможенная изба, где собирались пошлины за товары, а так же съезжая изба для проведения заседаний выборных людей волости. (39) На месте современных Нейского переулка и Комсомольской улицы были расположены слободы, где жили крестьяне бывшей деревни Кочево, получившие при сселении льготы. Позднее в этих же слободах жили солдаты парфеньевского гарнизона со своими семьями. В 17 в. границы Московского государства расширились к востоку, и Парфеньев потерял свое военное значение: крепость была разрушена, пушкари стали заниматься ремеслами. (40) Лишь по пятницам тихий город Парфеньев оживлялся, в дни базара. Через город Парфеньев проходил торговый тракт из Вятки, Казани на Галич, в Петербург, Вологду, Архангельск. Парфеньев стал застраиваться вдоль этого тракта, появилась широкая Большая Посадская улица. Она в то время выполняла роль площади. В дни ярмарок по ее бокам ставились многочисленные балаганы, ларьки, лотки. Здесь продавали все, что только можно было себе представить: галантерея, обувь, сушеная Галичская рыба, сушеные фрукты, церковную утварь и иконы, привезенные богомазами из Палеха и Мстеры, глиняную посуду из деревни Кокушкино, деревянную посуду из деревни Телегино. Мест на Большой Посадской улице не хватало, и тогда торговцы перемещались в переулки. В Пожарном переулке можно было купить грабли, кошели, рогожи и т.д. В Конном переулке продавали скотину: лошадей, коров, овец и др. Дрова, сено и солому можно было купить в самом конце Посадской улицы.(41) В Парфеньеве было шесть трактиров, где после церковной службы разрешалось продавать горячительные напитки. Но первый кабак в Парфеньеве появился в 1617 г., по разрешению Михаила Романова, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота. Кабацкий двор а Парфеньеве находился на Посаде, поварня, где изготавливали вино и пиво, стояла отдельно. Продажа вина, которая являлась государственной монополией, давала самые большие сборы денег. За незаконное изготовление и тем более продажу вина взимались штрафы. Вино привозили из Галичского питейного дома в Парфеньевский питейный дом в бочках, а затем продавалось ведрами, полуведрами, чарками, кружками, полукружками. Сохранился контракт с князем И.М.Одоевским, владельцем винокуренного завода в Унженской вотчине, по которому в Парфеньево было прислано 429 ведер вина.(42) Кроме Парфеньева питейные дома устраивали и в селах, например в Бушнево. 18 декабря 1708 г. вышел указ Петра Ι об учреждении губерний и о росписании к ним городов: «Великий государь указал, по именному своему великого государя указу, в своем великого государя великом Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним росписать города. И по тому его великого государя именному указу, те губернии и к ним принадлежащие города, в Ближайшей Канцелярии росписаны, и табели за подписанием его государевой руки, начальствующим тех губерний, которые прилучилися быть в армии розданы, велено им в тех губерниях о денежных сборах и о всяких делах присматриваться, и для доношения ему великому государю о тех губерниях готовым быть, где он великий государь укажет». (43) Город Парфеньев, таким образом, отошел к Архангелогородской губернии, куда всего входило 20 городов. Реформы и войны Петра Ι требовали больших денежных и материальных средств. Жители Парфеньева платили огромное количество налогов: ямские, полонянические – на выкуп пленных, корабельные – на строительство флота и т.д. По окончанию Северной войны освободилось много русских войск, но из-за неспокойной политической обстановки демобилизовывать их было нельзя. Петр Ι приказал расположить их в глубине страны, в особых полковых округах, а на местное население возложил содержание войск. Так, в Парфеньеве был расквартирован Казанский пехотный полк. Был выстроен особый штабный двор на горе, называющийся Полковушка. Позднее на том месте было кладбище. Полковой двор имел форму прямоугольника, и был застроен по периметру зданиями складов, казарм и т.д. Семейных солдат разместили в особых домах, их было всего 22 постройки; солдаты были так же размещены в ближайших деревнях Парфеньева.(44)
2.2 История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в. Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его истории начался новый этап. (45) Потеряв статус уездного города, Парфеньев «пребывал в полудреме, развитием промышленности и ремесел не занимался, капиталами на губернию <…> не гремел». (46) Несмотря на географическое положение уезда, отстоящего от границ империи на многие километры, и окруженного непроходимыми лесами, в Парфеньеве пребывал гарнизон из трех десятков человек, положенный по штатам. Каково было население уезда – сказать трудно. По указу Екатерины ΙΙ от 11 октября 1764 г. в уезде не должно было проживать более 30 тыс. человек. Но, как считает Л. Ковалева, в уезде насчитывалось намного меньше жителей, т.к. «этот северный лесной край никогда не был густо населен».(47) До наших дней дошли Памятные книжки Костромской губернии, по которым можно судить о численности населения посада в 1862 г. Оно составляло около 950 человек, из них основная масса была мещане (671 человек). В посаде насчитывалось 194 купца, 49 представителей православного духовенства, а так же 12 почетных граждан, потомственных и личных, и 11 потомственных дворян. В 1861 г. в посаде родилось 26 человек, все они были законнорожденные, умерло 22 человека, в основном это были дети до 5 лет.(48) Что касается занятий населения, то в Парфентьеве было 14 хлебников, 17 плотников, 7 булочников. Были так же портные, кузнецы, тележники, два цирюльника, один печник и один столяр. (49) В посаде имелась Ратуша, где в 1853 г. бургомистром был В. Толстопятов, а ратманами И.И.Пуганов и Ф.С.Дубровин. Все они были мещане. Главой Думы был Яков Тимофеев, гласным – А.И.Суханов. Должность секретаря Ратуши и секретаря Думы исполнял М.М.Пятнин. В Парфентьеве был так же военный пристав Николай Алексеевич Цветков. (50) В посаде исправно работала почтовая контора, в которой почтмейстером в 1853 г. был Максим Иванович Божков. Почта приходила в Парфентьев каждую среду, а отправляли ее по воскресеньям. (51) Одной из особенностей данного периода истории можно назвать появление каменных церквей в посаде на месте деревянных. В 1790 г. на территории крепости, на месте древней часовни строят зимнюю, каменную церковь, которая стала соборной церковью Парфентьева. Она была выстроена в классическом стиле и была богато украшена внутри. В церкви были устроены приделы во имя святого Николая, святого Дмитрия Ростовского и Воскресения Христова. В ограде церкви стояла деревянная часовня. В соборной церкви была мемориальная доска в честь посещения ее в 1824 г. императором Александром Ι. Заслуживает внимания и внутренне убранство храма, которое было выполнено костромскими мастерами братьями Дурляпиными. Резные из дерева иконостасы с изумительным рисунком напоминали окаменелости. Эта резьба была истинным произведением искусства народных умельцев. В 1848 г. на месте деревянной Ризположенской церкви строят каменную Макарьевскую летнюю церковь. В том же году деревянную Рождественскую церковь сменил каменный Рождественский храм с колокольней.(52) Она была миниатюрна, скромна и поражала гармоничностью своих форм. Строитель как бы задался целью отразить в ее архитектуре бедность и отчужденность существовавшего когда-то на этом месте монастыря. И от этого ее вид выигрывал в своем архитектурном облике в сравнении со стоящей напротив соборной Ризположенской церковью, помпезность и надменность которой бросается в глаза. Другой особенностью данного периода истории Парфентьева является развитие образования и медицины. Кологривское земство с первых же дней своего существования занялось рассмотрением данных вопросов. В 1835 году в Парфентьеве было открыто приходское училище, а к началу земских реформ было четыре начальных училища Министерства Государственных имуществ (Преображенское, Матвеевское, Дорфеевское и Потрусовское). (53) Расходы на медицину в 1866 г. возросли почти вдвое. Появились особые медицинские участки, после чего было решено начать строительство больниц. К делу было привлечено местное население: с души собирали в год 5 копеек на устройство в Парфентьеве больницы.(54) Предполагалось, что жители позднее будут пользоваться больницей бесплатно. На собранные деньги вскоре был куплен деревянный дом г-жи Максимовой. Затем его променяли на участок земли для строительства больницы, которое началось уже в 1877 г., а закончилось через год. (55) Строительство шло под руководством Е.Николаева и И.Ф.Дубровина. Работы были проведены с особой тщательностью: здание возвышалось на каменном фундаменте, бревна тщательно отбирались, все щели были предусмотрительно заделаны мхом и паклей. Весь инструментарий для больницы Парфентьева был выписан от лучших мастеров: управа удовлетворила все требования первых врачей. Однако с врачами возникали постоянные проблемы: они часто менялись по тем или иным причинам. Некоторые были слишком корыстны и не желали бесплатно обслуживать жителей, поэтому увольнялись. Однако позднее выяснилось, что бесплатное лечение увеличивает земские сметы до огромных размеров, и вопрос отпуска даровых лекарств требовал пересмотра. Дискуссии по поводу бесплатной медицины не смолкали. Одни утверждали, что ее нужно запретить, т.к. при даровом лечении многие считали больницы особым приютом, и находились там долгое время, по 6 месяцев, не желая работать и симулируя болезнь. Другие были сторонниками бесплатной медицины, делая все для больных, проявляя настоящую заботу и участие. Таким был А.Т.Виноградов, парфентьевский врач, который занял должность в 1879 г. и положил конец постоянной смене врачей. (56) До самой смерти он со знанием дела выполнял свои обязанности, был предан своему делу до конца, и даже получил благодарность от земства. Его портрет висел в больнице, была даже особая койка имени А.Т.Виноградова. Он был не только врачом, но и общественным деятелем. А.Т.Виноградов читал лекции в народном доме, хлопотал о поднятии жалованья медицинскому персоналу. (57) Что касается образования в Парфентьеве, то достижения в этой области были довольно скромными. Среди учителей не было таких ярких личностей, как А.Т.Виноградов. В 1870-80 гг. в уезде было 17 начальных училищ, а позднее был поставлен вопрос об увеличении их числа, таким образом, чтобы образование могли получить все жители уезда. (58) Постепенно учащихся становилось все больше с каждым годом. Курс обучения в то время длился 3-4 года, в школах были устроены ночлежные приюты для детей, живших далеко от места учебы. Однако эти приюты не отличались особой чистотой и порядком. Санитарные попечительства обследовали каждую школу, и составляли описания санитарных норм. Врачи объективно оценивали обстановку с целью изменения и улучшения условий. Некоторые школы признавались удовлетворительными, другие – никуда не годными. В школы детей отдавали с неохотой, ведь в семье рабочих рук становилось меньше. Для привлечения учеников ввели преподавание кройки и шитья для девочек и ремесленные классы для мальчиков. Идея создания библиотек возникла в связи с тем, что дети теряли навыки чтения, если они не имели возможности их использовать. В 1891 г. было решено создать передвижную училищную библиотеку, т.е. систему обмена книгами между школами. Это была временная мера. И все-таки, «надо было не просто предоставить народу возможность пользоваться книгами, но и воспитать потребность в чтении».(59) В 1890-х гг. распространились чтения с туманными картинами: это были своего рода первые просмотры слайдов. Но из-за несовершенной оптики четкой картинки не получалось, поэтому парфентьевцы смотрели туманные изображения, откуда и пошло название. После прокатившейся волны моды на чтения, стали открываться читальни. В Парфентьево чтения проводились в народном доме. В 1898 г. Кологривское уездное земство приняло решение об организации яслей для грудных детей на время летних работ в полях. А.Т.Виноградов активно принял участи в открытии первых ясель. Кроме того, в Парфентьево было два приюта: в сельце Ивановском и в деревне Воловцово. Основателем второго стал земский начальник А.Э.Ерта; а его жена стала попечительницей. Несмотря на то, что Кологривское земство, по мнению Л.Сизинцевой «было самым неповоротливым, консервативным, а его гласные – самыми неуступчивыми и скаредными», (60) все же оно было в состоянии решить многие проблемы: от образования до строительства дорог и прокладывания телеграфных линий. Кроме того, в Парфентьево, хоть и с опозданием, приходили все новшества из больших городов. Среди выдающихся людей Парфентьева стоит выделить писателя-этнографа С.В.Максимова, родившегося здесь в 1831 г. в семье почтмейстера. (61) В этой настоящей костромской глуши Сережа Максимов провел детство. Часто предоставленный самому себе, он играл с крестьянскими ребятишками и не понаслышке знал о сельских заботах, сельских традициях и обычаях. Здесь он учился в Парфеньевском народном училище, потом два года — в Кологривском уездном училище. В 1842 году Максимов поступил в Костромскую гимназию, которую через восемь лет успешно закончил. Он мечтал о филологическом факультете, но занятия литературой доходными никогда не были, а в то время модными стали естественные науки, и потому Максимов оказался в Московском университете на факультете медицины. Но мечта о филологии не исчезла, и потому молодой студент времени зря не терял — стал сотрудничать с журналом «Москвитянин». После двух лет учебы в Москве Максимов переехал в Петербург, не оставляя надежды поступить на филологический факультет уже Петербургского университета. Но судьба опять распорядилась иначе: он стал слушателем медико-хирургической академии. Попутно, «в подспорье к скудным средствам существования», он начал работу в «Справочном энциклопедическом словаре» Старчевского. В 23 года Максимов наладил связи с журналом «Библиотека для чтения», где были опубликованы его первые очерки — в основном они были написаны по воспоминаниям детских лет о жителях родного Парфеньева. Сборник «Лесная глушь» — по впечатлениям путешествия по Владимирской губернии, «Год на Севере» — о путешествии на русский Север, организованном морским ведомством. Географическое общество за эту книгу удостоило писателя золотой медали. (62) Побывал С.В.Максимов и на Амуре, писал очерки о ссыльных и заключенных. Он знал многих людей — старообрядцев, нищих, бродяг. А в свои последние годы по заданию князя Тенишева занялся изучением жизни родной губернии, костромских крестьян. В посаде Парфентьеве существовало огромное количество традиций. Одна из них – это плачи по призванным на военную службу. Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. Сбором плачей в 1879-х гг. занимался Ф.Д.Нефедов. Он записывал причитания во всем Кологривском уезде. (63)
2.3 История села Парфеньево в 20 в.
В начале 20 в. в Парфеньеве продолжает развиваться образование и медицина. В 1907 г. больницу Парфеньева признали межуездной в связи с тем, что там лечились жители Галичского и Чухломского уездов. Это привело к тому, что в больнице учредили должность второго врача и решили устроить родильный приют. Кроме того, повсеместно открывались новые медицинские участки, что облегчило работу парфеньевских врачей с уменьшением числа больных. В 1916 г. был составлен проект новой больницы, т.к. прежняя уже не отвечала современным требованиям. (64) В течение первого десятилетия 20 в. начинают ежегодно строить школы. В 1908 г. их число достигает 81. К 1915 г. многие школы имели несколько комплектов учащихся, число учеников выросло за семь лет больше чем на 2000 человек. С 1906 г. вводится всеобщее обучение. Число училищ так же растет. Если до 1915г. в Парфеньеве было лишь одно приходское училище, то после 1915 г. в уезде насчитывается 130 училищ, из них высшее начальное училище, открытое в 1908 г., и мужское и женское приходские училища находились непосредственно в самом Парфеньеве. Их финансировали государственное казначейство и Кологривское земство, присылавшее земское пособие на такие дела, как изучение ремесел, иностранных языков и т.д. (65) В Советское время посад Парфентьев приобрел статус села. В 30-е гг. были разрушены многие церкви. Так, например, каменный Рождественский храм до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, а кирпич от разобранной колокольни «использован на подсыпку дороги». (66) В 1937 г. была разрушена деревянная часовня в ограде каменной Ризположенской церкви. Сама церковь, однако, уцелела и до сих пор является действующей. Репрессии так же не обошли стороной Парфеньево. До наших дней дошли анкеты репрессированных, где упоминается имя Дмитрия Семеновича Бесстрашного, 1883 года рождения. Он был колхозником из колхоза «Красная поляна» села Парфеньево. В 1941 г. началась Великая Отечественная Война, которая затронула и жизнь села. Это было действительно тяжелое время, когда все хозяйство легло на плечи стариков и подростков. За первый год Войны из Парфеньевского района было призвано 1770 человек, что для района является внушительной цифрой. Уже за первые полгода погибла треть призванных. Всего же за время войны было призвано и мобилизовано 4010 человек, из них 756 человек
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |