Беседа с учителями и воспитателями
Беседа с учителем или воспитателем, с психотерапевтической точки зрения, имеет смысл только тогда, когда ребенок будет чувствовать по отношению к психотерапевту большое доверие и только если он будет с этим согласен. Возможно, ребенок и сам захочет, чтобы психотерапевт поговорил с учителем или воспитателем. Конечно же, для этого необходимо также согласие родителей. Важно иметь в виду, что, если беседа с учителем или воспитателем состоится преждевременно, это может очень помешать построению отношений между ребенком и психотерапевтом. На проведение самой беседы следует предусмотреть достаточно времени. Многие учителя приглашают психотерапевта поговорить во время короткой перемены между уроками, и тогда для беседы остается лишь 5 минут, что, конечно, недостаточно для того, чтобы основательно все обсудить. Во время беседы ничто не должно отвлекать, чтобы учитель мог сосредоточиться на своих наблюдениях и подробно, дифференцированно рассказал об этом психотерапевту. Важно заранее обсудить с родителями, можно ли и в какой форме сообщить учителю некоторые диагностические данные, которыми располагает психотерапевт. В некоторых случаях имеет смысл проводить совместные беседы, в которых принимают участие и учитель, и родители, и психотерапевт. О чем будет идти разговор, и с какой целью будет проводиться такая беседа, зависит не только от ситуации ребенка и его семьи. Не секрет, что сами учителя по-разному относятся к психотерапии, занимая иногда даже отрицательную позицию. Во время беседы к этому следует относиться особенно внимательно. Очень часто ребенок-пациент становится в классе козлом отпущения, на которого даже учитель переносит свой негативный контрперенос. Об этом тоже стоит особо поговорить с учителем. Особенно много проблем связано с ситуациями, когда из-за ребенка между учителем и родителями возникают конфликты. В таких случаях обычно лучше говорить с учителем не наедине, а стараться, чтобы в беседе приняли участие учитель с родителями вместе. Иначе существует опасность, что высказывания психотерапевта о родителях и учителе будут использованы для взаимных обвинений.
Беседа с сотрудниками службы социальной опеки
Беседу с сотрудниками управления по делам молодежи, службы социальной опеки или других государственных контролирующих инстанций во многих случаях также лучше проводить в присутствии родителей. Часто оказывается, что сотрудники службы уже знают обстоятельства жизни данной семьи, а родители нередко очень боятся или просто опасаются мероприятий службы. Психотерапевту требуется иногда особое чувство такта, чтобы справиться с этой ситуацией. Подобные беседы приобретают особое значение в основном тогда, когда на ребенка или подростка поступают жалобы из-за правонарушений или прогулов школы, а также в ситуациях, когда семья пытается получить финансовую поддержку со стороны соответствующей службы. Важность и сложность таких бесед едва ли возможно полностью отразить в рамках данной статьи. Здесь требуется более основательное изучение.
Беседа с врачом
Для психотерапевтов, если они не имеют медицинского образования, эта беседа очень часто особенно значима. Конечно же, и здесь требуется обязательное согласие родителей. С ними, а также с самим ребенком следует обстоятельно обсудить необходимость беседы с врачом. Если этого не делать, то велика опасность, что ребенок будет чувствовать: его считают "больным". Беседы с врачом, особенно с семейным или домашним врачом, который на протяжении многих лет наблюдает ребенка, могут быть исключительно полезны, поскольку они позволяют получить существенную информацию о раннем детстве и о семье ребенка, что важно для оценки прогноза психотерапии. К сожалению, однако, все еще встречается немало врачей, не имеющих достаточно психотерапевтических знаний и не проявляющих должного такта в работе с детьми и подростками. В таких случаях одной из задач беседы с врачом должно быть объяснение поведения ребенка, чтобы врач лучше его понимал.
Беседа со всей семьей
Обычно родители считают, что цель психотерапии с их ребенком - это устранение нарушений в поведении и/или психических расстройств ребенка. Однако многие часто недостаточно понимают, что предпосылкой для этого служит хорошая доверительная атмосфера в семье, когда есть возможность побеседовать обо всех волнующих проблемах. Хотя мне часто кажется, что трудно ограничивать психотерапию с ребенком только семейной психотерапией, я все же считаю необходимым, чтобы в семье могли проходить такие беседы. В этом мне видится одна из важных целей моей работы. Во многих случаях, когда я проводил индивидуальную психотерапию с детьми и подростками, мою работу можно было считать законченной, когда дома у моего пациента все больше и больше проходили семейные беседы. После того, как в ходе психотерапии ребенок получал определенную поддержку и усиление своего Я, он обычно на каком-то этапе становился способным хорошо себя чувствовать во время таких семейных бесед. Достигаемая при помощи индивидуальной психотерапии интрапсихическая интеграция не принимаемых до этого частей собственной личности в идеальном случае должна находить соответствие в "интеграции отношений" семейной беседы. Специальные упражнения на развитие коммуникации в игровой форме облегчают подобные беседы и обогащают повседневное общение внутри семьи. [1]
Заключительная беседа
Заключительная беседа служит для завершения обычных регулярных психотерапевтических занятий. Так как человеческие, а также и психотерапевтические взаимоотношения невозможно произвольно начать и произвольно закончить, не нужно ставить перед собой цель преднамеренно прекратить сложившиеся глубокие отношения между семьей, ребенком и психотерапевтом. Здесь я не занимаю такую позицию, которая принята в классическом психоанализе. Однако я считаю, что дети и подростки в силу их соответствующей возрасту генетической задачи сепарации сами лучше могут справиться с внутренним отделением от психотерапевта. Мне кажется, что детям и подросткам лучше расставаться с психотерапевтом со знанием того, что они в любой момент - независимо от того, есть ли у них какие-то проблемы или нет - могут опять встретиться с ним. Как показывает мой опыт, не многие дети и подростки действительно пользуются этим. А некоторые приходят лишь через несколько лет, чтобы с гордостью рассказать о своих успехах или о других приятных событиях. Но даже те, кто больше не приходит, приобретают благодаря обещанной им возможности вновь встретиться с психотерапевтом определенную уверенность и ощущение надежности. Особенно это успокаивает родителей, когда они знают, что, если будет нужно, они в любой момент смогут опять обратиться к психотерапевту. Для такой необходимости есть и свои объективные основания: дети в своем психическом развитии не столь стабильны, как взрослые, и под влиянием многих обстоятельств у детей гораздо легче, чем у взрослых, может произойти рецидив. Следует также сказать, что консультация родителей подростков имеет свои специфические особенности. Общая установка должна заключаться в том, чтобы проводить психотерапию подростков настолько самостоятельно и независимо от родителей, насколько это только возможно. Тем не менее, в некоторых случаях может быть очень важным подключение к работе семьи. Однако и здесь цель психотерапии - сделать возможным (вновь возможным) открытое обсуждение подростком своих проблем со своей семьей. Литература
1. Dührssen, Annemarie: Die biographische Anamnese. 2. Osten, Peter: Die Anamnese in der Psychotherapie. Ein integratives Konzept. 3. Reinelt, T.; Bogyi, G.; Schuch, B. (Hrsg).: Lehrbuch der Kinderpsychotherapie. Приложение
Анкета. Чтобы у нас было больше времени для личной беседы, мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Если Вы не можете или не хотите отвечать на какие-то вопросы, то просто оставьте соответствующую графу незаполненной. Вы можете быть уверены, что вся информация будет обрабатываться конфиденциально. Отметьте, пожалуйста, крестиком те вопросы, которые, как Вам кажется, относятся к Вашему ребенку. Если у Вас возникнут какие-то замечания, внесите их в графу “Пояснения". Имя ребенка: Кто заполняет анкету: Дата:.
Вопросы о беременности, родах и послеродовом периоде матери
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |