Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера



2019-07-03 792 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -"печать", "чеканка"), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся н проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные н поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - "каркас" и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

^СТРОЕШЕ ХАРАКТЕРА^

Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека» формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия н конкретные жизненные обстоятельства, в которых прохо­дит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив н пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает н культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные н духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы н т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого доя него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и лнчностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие н существенные., задачи. Именно на них формируется н проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства н т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план» доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости н важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при тон условии, что эти интересы устойчивые н глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности., личности человека И, наоборот, глубина н содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности, Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых н грустных, скромных и навязчивых, эгоистов н альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Паьлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные н материальные потребности н интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но н направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем.,

4

что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности н образа действий.

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ


 

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют зги понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера н темперамента можно выделить четыре основных;

1.- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружнцкий);

2.= противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (ПВикторов, В.Вирениус);

3.- признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.ЛРубинштейн, С.Городецкий);

4.- признание темперамента природной основой характера (ЛС.Быготскнй, Б,Г,Ананьев),

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов н проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений н действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е, системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в

10 результате  чего  могут  изменятся возбуждение, торможение, подвижность

нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав = интеграчьную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно говорить о типических чертах характера НДЛевинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках н стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.


ХАРАКТЕР.


 

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами., или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведенг4я ситуациями,

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит

поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься н развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, "астеничности"' в достижениях целей, неустойчивости взглядов н т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов н т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие н второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях н интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного н того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно н очень нежным н очень требовательным, мягким, уступчивым н одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина н острота мысли, необьиность постановки вопроса н его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность н самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей н характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность,

щедрость н пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) н интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа- Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующне формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек, Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера Характер человека проявляется в системе отношений;

1.В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость • лживость, тактичность - грубость и т.д.)

2.В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие -леность н т.д.).

З.В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность н т.д.)

4.В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации н тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

5.Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно н не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека Определяющую роль в формировании

8 характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не

может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, радноналнзаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности., обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы н операции этой деятельности, происходит вместе с тем н перестройка отношения к себе как деятелю.

"Ю1АСО1ФИКАЩШ

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом дня того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы; волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертнрованному типу.

 

БЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ


 

Эксгравергированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мирз. Ему свойственны импульсивность» инициативность, гибкость поведения, общительность.

Инровершрованный тип. Дня него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Возможна также классификация на комфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.

Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний» представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода пснхотравматическнм воздействиям, адресованным к так называемому "месту наименьшего сопротивления" данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы» выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые» не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди

13

которых важную роль играют особенности семейного окружения, профессиональной деятельности и т.д.


воспитания,  социального


Глава 4


Психология индивидуальных различий


 

 

человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрело­сти характерным для дисгармоничного характера выступает инфан­ тилизм (незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам отно­сят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т.п.).

Представлен ность различных параметров в рамках гармоничного дисгармоничного характеров продемонстрирована в таблице 13:

Таблица 13

Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера

Гармоничный характер   Дисгармоничный характер  
адаптивность   дезадаптивность  
зрелость   инфантилизм  
здравомыслие   н е здр авомыслие  
гибкость   ригидность  
реализм в оценке окружающих   использование каузальной атрибуции  
реальность самооценки   нереальность самооценки  
самостоятельность   несамостоятельность  
автономность   зависимость  
простота, естественность   неестественность  
проблемная центрация   центрация на несущественных пара­метрах  
самоуважение   крайние варианты отношения к себе (самоуничижение, самовосхваление)  
разумное сочетание эгоис­тических и альтруистических целей   эгоцентризм  

Клинические проявления черт характера весьма разнообразны. В отличие от свойств темперамента они не носят амотивационного характера, а всегда мотивационно опосредованы, т.е. закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружающего об­щества (микро- и макросоциуума), а также с целями, мотивами и потребностями человека.

-192-


Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные (терминальные) и инструментальные. Первые должны спо­собствовать удовлетворению сущностных потребностей человека (со­здавать, в первую очередь, внутреннюю гармонию), вторые — удов­летворять запросы общества (создавать внешнюю гаромничность). Н.Пезешкиан назвал их актуальными первичными и вторичными способностями. Дифференциально-аналитическая концепция Н.Пе-зешкиана позволяет оценивать как норму, так и аномалии характе­ра, а также выявить причины явных и скрытых межличностных конфликтов.

Феноменологически особенности характера представлены широ­ким спектром черт, формируемых в процессе воспитания. Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чистоплотность, организован­ность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способны выступать в альтернативной фор­ме и отражать аномалию развития характера. Выраженность и на­правленность многих из черт характера оказывается значимой в кли­нической психологии при оценке типов психического реагирования на заболевание, выработке эффективного уровня взаимоотношения и взаимодействия между медицинским работником (врачом, меди­цинской сестрой, психологом или социальным работником) и па­циентом. К примеру, причиной конфликта в клинике может стать нечистоплотность или неорганизованность медицинского персонала или непунктуальность или нетерпеливость больного, вызванного для проведения процедур.

Черты характера в клинической психологии традиционно объе­диняют в группы на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфического сочетания, указывая преоб­ладающий характерологический радикал. Выделяют следующие типы характера: 1) истерический, 2) шизоидный, 3) эпилептоидный, 4) психастенический, 5) астенический, 6) паранойяльный.

Истерический тип характера, как правило, формируется на базе холерического или меланхолического типов темперамента, поскольку повышенная эмоциональность и впечатлительность выступают как важное свойство истерических черт. Сущностью же истерического характерологического радикала является эгоцентрический мотив на­хождения в центре внимания всех взаимоотношений. Он обознача­ется как «жажда признания» и служит основой формирования иных клинических феноменов. Человек с преобладанием истерических черт характера стремится привлечь и завоевать внимание окружающих,

У Клиническая и медицинская психология.    ~ 193 -

Психология индивидуальных различий


Глава


 

 

избежать «незамеченное™». Таким образом, эгоцентризм приводит к формированию иных черт, которые могли бы способствовать удов­летворению потребности быть в центре внимания. Такими чертами становятся эксцентричность внешности, поведения и высказывании. Суть их заключена в неординарных, отличающихся от обыденных и традиционных попытках представить себя в обществе. Для этой цели используется яркая, броская одежда, макияж, необычный цвет во­лос или прическа, сверхмодная или нарочито не модная одежда, обладание и демонстрация престижных личных вещей. Поведение также носит гротескный характер с преобладанием крайних степе­ней выраженности эмоций и предъявления их на показ окружаю­щим. Лица с истерическими чертами характера не способны к лег­ким степеням эмоциональных переживаний. У них всегда «полный накал», запредельные эмоции и чувства, аффективный максима­лизм. Преобладание грубых эмоций в сочетании с поверхностными эмоциями в рамках истерических черт характера называется брут- тальностъю аффекта. Кроме перечисленных особенностей поведе­ние у таких людей носит изменчивый, непостоянный характер. Они склонны к резкой перемене поведения, также как и к лабильности настроения (аффективно-мотивационная лабильность). Вследствие этого отмечается часто непоследовательность поступков, их зависи­мость от ситуативных факторов и, в частности, от внимания окру­жающих. В поведение вследствие поиска признания со стороны со­циума отмечаются театральность, неестественность, вычурность, манерность, демонстративность, нарочитость поступков. Проведе­ние таких лиц схоже с игрой плохого артиста, у которого видно, что он играет, а не живет, демонстрирует эмоции, а не переживает реально. Неестественность может проявляться в истерическом смехе и плаче, характеризующихся чрезмерной надрывностью, звучнос­тью, показательностью и «игрой на публику». Высказывания часто носят эпатирующий характер. Лица с истерическими чертами стре­мятся вызвать шок или, по крайней мере, удивление у окружаю­щих тем, как и о чем они говорят. Это может быть особая манера произносить слова или фразы (с придыханием, с акцентом), ис­пользовать не к месту превосходные и уничижительные степени («ты гениально убрал свою комнату», «я фантастически развлек­лась», «мерзкие огурцы» и т.д.). С целью привлечения внимания к собственной персоне человек с истерическими чертами характера может в неподходящем месте рассказывать скабрезные анекдоты, использовать ненормативную лексику. Кстати, учитывая тот факт, что чрезмерная озабоченность внешней привлекательностью является

-194-


важной характеристикой истерика, на уровне высказываний он скло­нен к декларированию собственной гиперсексуальности. Именно по­этому им активно в разговорах эксплуатируется сексуальная тема. Еще одной характеристикой является повышенная внушаемость об­ладателей истерического характера, а также склонность к мистичес­кому и мифологическому осмыслению действительности. Такие люди нередко склонны больше доверять гороскопам, предзнаменовани­ям, интуиции, снам или случайному стечению обстоятельств, чем разуму и логике. Кроме того, истерик часто предъявляет завышен­ные требования к окружающим, склонен к критике, иронии и сарказму. При этом собственные промахи им вытесняются, не заме­чаются. Типичным в критической психотравмирующей ситуации является экстрапунитивная направленность реагирования — неспра­ведливое обвинение окружающих в происшедшем событии, избега­ние принятия на себя ответственности за промах, а также попытка защитить себя и представить жертвой обстоятельств или предвзято­го отношения со стороны окружающих.

Разновидностью истерического типа характера является нариис-сический тип. Его особенностью является склонность к самолюбова­нию, что сопровождается завышенной ригидной самооценкой с за­вышенным уровнем притязания по отношению к окружающим.

Шизоидный тип характера нередко отождествляют с шизофре­ническим спектром характерологических особенностей, отмечая по­вышенную значимость в механизмах его формирования биологи­ческих факторов (а не психологических). В действительности шизо­идные черты характера базируются на меланхолическом или флег­матическом типах темперамента, но в их становлении играет роль и фактор воспитания. При становлении шизоидных черт характера на базе меланхолического типа темперамента говорят о сенситивном шизоиде. Нередко шизоида отождествляют с интравертом. Сущнос­тью шизоидного радикала является ориентация в деятельности в большей степени на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние ситуативные. Лицам с шизоидными чертами характера на­столько ,же не присуща рефлективность, насколько она присуща лицам с истерическими чертами характера. Основной базовой осо­бенностью шизоида является его замкнутость, нелюдимость, необ­ щительность и отгороженность от окружающего мира, погружен­ность в мир собственных фантазий. Человек не страдает от своей замкнутости. Он оправдывает свою нелюдимость отсутствием инте­ресных людей, банальностью и тривиальностью всех коммуника­ций, отсутствием получения удовлетворения от процесса общения.

-195-

Глава 4


Психология индивидуальных различий


 

 

 


У человека с шизодными чертами характера нарушается и сам про­цесс коммуникации. Он начинает носить формализованный, мани-пулятивный характер. Появляются штампованные способы реагиро­вания на ситуации, неумение начать разговор и закончить его. Осо­бенно ярко это проявляется при телефонном разговоре, когда ши­зоид опускает телефонную трубку, часто забывая выполнить фор­мальности — попрощаться и не выслушав завершающих фраз собе­седника. Весь процесс коммуникации носит эмоционально выхоло­щенный оттенок. Неспособность переживать яркие эмоции, сниже­ние уровня обыденного эмоционального реагирования и ангедония яв­ляются типичными признаками лиц с шизоидными чертами. Особо ярко проявляется эмоциональная холодность по отношению к близ­ким, неспособностью к эмпатическим отношениям, нежности, теп­лоте в общении. Однако, для шизоидов нетипичным является и гнев. Эмоциональная уплощенность проявляется снижением эмоци­ональных реакций как в случаях одобрения деятельности со сторо­ны окружающих, так и в случаях критики.

Как видно из описания, шизоидные черты характера практичес­ки не имеют сходных с истерическими черт. Можно даже говорить об альтернативности шизоидных и истерических радикалов, невоз­можности их сочетания. Внешне сходными, но принципиально раз­личными по механизмам возникновения являются такие параметры как эксцентричность внешности, поведения, высказываний. Клини­чески они различаются только эмоциональным фоном, на котором развертываются (выраженным — у истериков, отсутствующим — у шизоидов). Эксцентричность лиц с шизоидными чертами характера обусловлена отсутствием рефлексии, снижением значимости оцен­ки со стороны окружающих их поведения и высказываний. Такой человек ведет себя так, как считает удобным для него и субъектив­но правильным. Он не склонен ориентироваться на внешне задан­ные нормы и правила поведения. К примеру, шизоид может не считать обязательным для себя надеть на светский раут соответству­ющую одежду, и может придти в рваных и грязных джинсах. Это не является сознательным эпатажем, т.е. попыткой протестовать про­тив чего-либо или бросить вызов обществу. Шизоид действует по принципу удобства и комфортности для него самого. По такому же механизму возникает и такая черта характера шизоида как прямота высказываний и бескомпромиссность, когда он может невзирая на ранги и ситуацию высказать человеку все, что он о нем думает в глаза. Отличительной особенностью является также ригидность и склонность к поведенческим стереотипам, нелюбовь к каким бы то

-196-


ни было изменениям в себе и вокруг. Например, это проявляется негативной реакцией на приобретение и ношение новой одежды, похода к парикмахеру, перемены места жительства или перестанов­ке и смене мебели в квартире.

Эпилептоидный тип характера также как и шизоидный преиму­щественно возникает на базе меланхолического или флегматическо­го типов темперамента. Сходство данных типов основывается на инер­ тности психических процессов. Однако, по иным параметрам наблю­дается существенное различие. Эпилептоидный тип по названию и клиническим проявлениям конгруэнтен эпилептическим измене­ниям характера, что дает основание некоторым ученым говорить об общих патогенетических корнях. Клинически Эпилептоидный ха­рактерологический радикал проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к.длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Та­кие люди могут по несколько месяцев и лет помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаться к ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Эмоциональная ригидность до­полняется замедленностью и туго<



2019-07-03 792 Обсуждений (0)
Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительная характеристика гармоничных и дисгармоничных черт характера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)