Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная вотчина



2019-07-03 176 Обсуждений (0)
Государственная вотчина 0.00 из 5.00 0 оценок




После учреждения "монастырских штатов" на основе указа Екатерины II от 26 февраля 1764 г., объявившего полную секуляризацию церковных имений, управление вотчинами монастырей, архиерейских домов и церквей было отдано в ведение возобновленной Коллегии экономии. Владения Новодевичьего монастыря были отобраны в пользу государства, и крестьяне Тропарева стали "экономическими".

В экономическом приложении к Атласу московской губернии, составленному Межевой канцелярией в 1798-1799 годах, есть следующее описание села Тропарева и примыкавших к нему деревень Никулина и Брюхова или Брехова (как оно именовалось на карте 1763г.): "№90 Село Тропарево деревни Никулина и Брюхова ведомства Коллегии экономии бывшего Новодевичьего монастыря. Село по обе стороны речки Раменки и оврага тропаревского, церковь каменная Архистратига Михаила; деревня Никулина на правом берегу речки Раменки и при большой Боровской дороге; Брюхова (деревня) на левом берегу оврага Тропаревского, а дачею по обе стороны большой означенной дороги земля иловата, хлеб и покосы средственные, лес строевой и дровяной, крестьяне на оброке." Стоит отметить, что тропаревские владения были довольно обширны - в них входили земли, на которых в настоящее время расположены корпуса Российского университета дружбы народов. В описании земель села Тропарева также отмечается, что "внутри дачи села Тропарева сад ведомства Коллегии экономии от данной из оброку Новодевичьего монастыря игуменьи с сестрами; сад с плодовитыми деревьями на суходоле."

На протяжении "монастырского" периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): "Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарево, в нем церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твердости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Федоров, указ имеет".

XIX век

В 1800 году в Тропарево числилось 63 двора, 158 мужчин и 177 женщин.

Многие села и деревни, расположенные в юго-западных окрестностях Москвы, были разорены во время нашествия Наполеона в Россию в 1812 году. Хотя Тропарево находилось на достаточном удалении от Смоленской дороги, по которой наступали французы, ему также был нанесен ущерб. Возможно, это произошло при отступлении наполеоновской армии по Старокалужской дороге (ныне - Ленинский проспект). Пострадал и храм Архангела Михаила. Приведем прошение священника тропаревской церкви Василия Симеонова, написанное в ноябре 1812 года: "...В нашу Архангельскую церковь многократно входили супостаты и чинили святотатства, как-то, в ризнице и со святых икон серебряные венцы и оклады с престолов как настоящего храма, так и придела происхождения честных древ, одежды... посняли, и церковный архив передрали, с придела же сосуды и святый антиминс похитили, а в настоящей Архангельской церкви сосуды и святой антиминс имеется в целости; почему и прошу Вашего преосвященства повелеть настоящий храм освятить и о сем учинить Архипастырское решение... ". Решение епископом Дмитровским Августином было принято незамедлительно и через несколько дней храм в соответствии с чиноположением был освящен.

Согласно источникам, храм впоследствии был отремонтирован. Как свидетельствуют "Клировые ведомости церквей Московского и Богородского уезда" 1822 года, крыша храма была покрыта железом и выкрашена зеленой краской, а сама церковь и колокольня - желтой. В то время в Тропарево насчитывалось 95 приходских дворов и более 750 жителей.

По сохранившимся метрическим книгам мы можем узнать о том, какие священники служили в Тропарево в разные годы. По одной из этих книг, например, 1832 г. - "Московский округ Голенищевской волости села Тропарево церкви Архангела Михаила, священник Николай Некрасов, пономарь Дмитрий Смирнов, 1853 - 1862 гг. - священник Алексей Надеждин, дьяк - Николай Васильев, с 1860 г. - священник Иоанн Покровский, а с 1870 г. - иерей Василий Смирнов".

Впоследствии, по свидетельству подмосковных путеводителей XVIII-XIX веков, Тропарево привлекало москвичей не только своим живописным расположением, но и богатыми и большими монастырскими садами. Н.П.Илышева-Введенская разыскала старинную статистику, согласно которой в 1884 году в Тропареве было 60 дворов с населением более двухсот человек, земское училище, трактир.

В 1859 году Тропарево являлось селом Ведомства государственных имуществ Карачаровской волости.

В конце XIX века Тропарево являлось селом второго уряда Зюзинской волости. В статистическом описании 1884 года читаем: "село Тропарево - от Боровской дороги 1 верста; от станции Царицыно Курской железной дороги 12 верст; от Серпуховского шоссе 10 верст; церковь Архангела Михаила; 1 (земское) училище, 1 трактир; дворов 60; муж. 193 и женс. 201 душа; от волостного правления 6,5 верст; от Москвы 12 верст".

В 1911 году, по справочным книгам, Тропарево отстояло от Москвы на 13 верст, а от станции Царицыно - на 15, что свидетельствует об изменении конфигурации дорог вокруг села, по которым такие расстояния измерялись.

Статус Никулина менялся аналогично тропаревскому. В справочнике 1852 года оно упоминается как деревня 5 стана Коллегии государственных имуществ. В ней насчитывалось "47 душ мужского пола, 57 женского, 16 дворов"31. Деревня располагалась в 10 верстах от Калужской заставы по Новокалужскому тракту (современный Ленинский проспект). В материалах 1884 года положение села ориентируют по уже проложенной к тому времени Смоленской железной дороге. От Никулино до станции Одинцово было 10 верст. В деревне был один трактир, количество крестьянских дворов увеличилось до 18, а население сократилось - насчитывалось "43 мужских и 44 женских душ". А Москва подступала уже близко - от нее было всего 9 верст.

В начале XX века село Тропарево продолжало расширяться. Дома располагались вдоль дороги Каменка (ныне не сохранилась, часть дороги - проспект Вернадского). Здесь цвели обширные яблоневые сады и простирались посевные поля. Вокруг села были проложены дороги и шоссе, по которым началось движение транспорта. Связи села с Москвой приняли более регулярный характер, однако это было все еще Подмосковье.

Современность

После 1917 года в Тропарево и Никулино были образованы колхозы. В Тропарево находились сельсовет и школа. По материалам всесоюзной переписи 1926 года, в селе насчитывалось 140 крестьянских хозяйств, 372 мужчины и 425 женщин.

Деревня Никулино располагалась по обе стороны Боровского шоссе в одной версте от Тропарева. По данным переписи 1926 года, в деревне Никулино было 43 крестьянских хозяйства, 117 мужчин и 125 женщин. От железнодорожной станции Очаково до деревни было два км, рядом проходило Боровское шоссе.

К концу тридцатых годов население Тропарево возросло до 928 человек. В селе было уже два колхоза. Тропаревские сады, известные еще с прошлых веков, занимали площадь более 16 га (из них 1,5 га - колхозный сад). Общая площадь тропаревских угодий состовляла 342 га. Масштабы соседнего Никулино были скромнее: общая площадь угодий составляла 128 га. В советское время, перед Великой Отечественной войной, Тропарево было большим подмосковным селением: жило в нем более 800 человек. В это время вокруг Тропарева разворачивается крупное градостроительство.

В XX веке храм в Тропарево не избежал участи многих российских монастырей и храмов. В 1936 году внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии "Мосфильм", то производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев была совершена последняя литургия, и храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и, все кроме одного, впоследствии возвращенного храму, бесследно исчезли.

В черте Москвы Тропарево числится с 1960 года, когда в Тропареве-Никулине начались новостройки. Постепенно исчезали ютившиеся рядом деревенские дома, а к 1980 году от сел остались лишь названия, сохранившиеся в наименованиях новых районов.

Проект планировки и застройки Тропарёва разрабатывался в два этапа: до середины 60-х гг. - архитекторы Б.Р. Рубаненко, Л.К. Дюбек и др., с середины 60-х гг. - архитекторы Е.Н. Стамо, А.Б. Самсонов и др. В конце 60-х - начале 70-х гг. создан экспериментальный жилой массив, в ходе строительства которого отрабатывались методы монтажа различных типов зданий на основе Единого каталога строительных деталей; построены Центральный дом туриста, двадцатидвухэтажная гостиница "Салют". В 1970-80-х гг. построены здания для ряда вузов и НИИ РАН.

В 1970-е годы численность деревенских домов стала быстро сокращаться и уже к началу 80-х годов они исчезли совсем. В памяти жителей нашего района остались съемки в начале 1970-х годов фильма "Ирония судьбы или с легким паром", ставшего классикой нашего кинематографа. Съемки проходили у домов 113 - 125 по проспекту Вернадского. В фильме показана панорама района в то время, когда рядом с храмом в Тропарево еще располагалась деревня.

Восстановление

Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, вышло постановлением московских властей о церковь Архангела Михаила в Тропареве была передана в пользование Московской Патриархии Русской Православной. Московский Патриархат принял решение придать ему особый статус - Патриаршего подворья. Церковь Архангела Михаила стала второй по счету (после Свято-Данилова монастыря) из храмов, возвращенных верующим в годы "перестройки".

Освящение храма провели 23 февраля 1989 года. Освящение храма приурочили к 23 февраля 1989 года. В этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный иконостас и состоялось освящение. Еще сырой и холодный храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно считать днем возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим. Начались службы, началось восстановление.

К тому моменту, когда верующим вернули святыню, храм трудно было узнать: на куполах и в стенах зияли дыры, фрески практически не сохранились. "Первое, что я сделал, - говорит отец Георгий, - позолотил купола и кресты, а их общая площадь - 125 кв. м, это значит 250 книжек тяжелого золота. Долги, конечно, потом долго отдавал. Это можно считать дерзостью' храм полуразрушен, вокруг непроходимая грязь, в буквальном смысле слова, по колено (я на службу приезжал в резиновых сапогах), а купола сияют и кресты на них, как отрада людям, - возрождение началось!" Когда храм был готов для росписи, работы в нем проводил художник Виктор Павловичем Мясоедов.

Через год произошло маленькое чудо: помимо колоколов, специально отлитых доя храма на одном из уральских заводов, церковь Архангела Михаила вновь обрела один из прежних собственных колоколов, который был сброшен безбожниками с колокольни в дни закрытия церкви в годы советской власти. Этот колокол был подобран, спрятан и сохранен одной благочестивой прихожанкой, жительницей села Тропарево. В возвращении колокола храму приняла самое деятельное участие труппа Театра на Юго-Западе во главе с главным режиссером В.Беляковичем; этот театр - одно из плодородных зерен русской культуры, достойная внимания достопримечательность современного Тропарева.

В последующие годы сделано многое - построен дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, в которой обучается 150 детей. построены отдельные домики-киоски для продажи церковной утвари.

Храм сегодня

Сегодня в храмовый комплекс входят уже несколько построек. Это дом с крестильным храмом, с библиотекой и читальным залом, с просфорной и кабинетом протоиерея. Заново расписана трапезная храма, рядом здание воскресной школы, два кирпичных киоска - иконный и книжный. Восстановлены по чертежам. Святые парадные ворота, за церковью выстроен мемориал в память о всех, кто некогда был похоронен на церковном кладбище, которое в 39-м сровняли с землей. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов все имена погибших воинов-тропаревцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен памятный крест.

 Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной и трехъярусной шатровой колокольни. Среди подобных памятников в ближайших окрестностей церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и "глухими" 2-ярусными барабанами глав, усиливающими выразительность силуэта здания. Детали архитектурного декора - колончатые с навершиями-гребешками оконные наличники, укрупнённые угловые колонки, карнизы нескольких типов - очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооружённых в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, убранство стен "пилою" (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решетки в окнах второго этажа. Стройная и изящная колокольня, представляющая собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами, по своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII в. Возможно, она является самой ранней частью здания, сохранившейся от предшествующей церкви. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с "перебивкой" карнизов.

21 ноября храм в Тропарево отмечает свой престольный праздник - день памяти святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью еще в IV веке.

Архангел Михаил почитается как предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого архистратиг - "верховный военачальник"). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания.

В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах: в одном - Архангел предстает в придворном облачении с лорантной лентой ("лор" или "лорум" - широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках он держит сферу (зерцало) и жезл, одет он в хитон и гиматий; в другом - изображается как воин, Архистратиг небесных сил - в правой руке - поднятый меч, а в левой руке - ножны, он облачен в плащ и длинную кольчугу. Почитание такого типа изображения Михаила Архангела было распространено на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют его изображения на печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Волотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля.

По этому же типу написана и храмовая икона Архангела Михаила в тропаревском храме, она расположена справа от царских врат. Образ Архистратига Михаила передает чувство уверенности в победе, убеждение это создается радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.

В храме освящены два престола: первый, с южной стороны, созданный в 1789-1791 гг. - во имя происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и второй, с северной стороны, основанный в 1858 году - Священномученика Харлампия. Отмечаются одноименные Храмовые праздники - соответственно 14 августа (во имя происхождения Честных Древ Животворящего Креста) и 23 февраля (в честь Священномученика Харлампия). В Харлампиевском приделе хранится икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника выносится для поклонения. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящен после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово у князя П.И.Репнина.

В храме, по разные стороны от царских врат, находятся списки с двух чудотворных икон Божией Матери - Смоленской (Одигитрии) - слева, и Донской- справа, являющейся святыней.

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими.

Традиция почитания Смоленской иконы Божией матери, называемой "Одигитрия", пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконою Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу князя Василия Дмитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более 3 тысяч, они хранились в церквях Москвы и других городов.

 



2019-07-03 176 Обсуждений (0)
Государственная вотчина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная вотчина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)