На заключительной стадии можно проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета НМА записям в главной книге и балансе.
Итоговым этапом аудита хозяйственных операций, связанных с учетом нематериальных активов, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита. Типичные ошибки в бухгалтерском учете нематериальных активов. Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки: - неверная классификация объекта в качестве нематериального актива (например, в составе нематериальных активов учитывают бухгалтерские программы, справочные правовые системы, на которые организация не имеет исключительных прав); - неверное формирование первоначальной стоимости инвентарного объекта нематериального актива; - неверное начисление амортизации вследствие необоснованного установления срока полезного использования; - отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов. Обобщение результатов осуществляется в виде рабочих документов, таких как «Таблица выявленных нарушений»; «Оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности». При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данному объекту аудита, могут оказывать влияние: - на правильность проведения инвентаризации нематериальных активов; - на правильность начисления амортизации, по нематериальным активам; - на правильность определения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг); - на правильность определения финансовых результатов; - на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль; - на правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. По результатам аудита аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов. Таким образом, аудит позволяет не только выявить недостатки в учете нематериальных активов в проверяемом периоде, но и получить практические рекомендации по устранению этих замечаний и недопущению их возникновения в будущем.
2.2 Оценка результатов и заключение аудитора
По результатам аудиторской проверки в соответствии с нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в России, аудиторская компания (независимый аудитор) обязана оформить выводы, полученные в процессе этой проверки, в письменном виде в форме аудиторского заключения (отчета). Заключение аудитора - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, предназначенный для любых пользователей бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторское заключение, являясь составной частью бухгалтерской отчетности, предназначено для ее пользователей как источник информации о достоверности этой отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности, полагаясь на мнение аудитора, выраженное в аудиторском заключении, предоставляют кредит доверия аудитору или аудиторской фирме. Этот кредит доверия завоевывается и оправдывается аудиторами прежде всего качеством работы. Аудиторам предстоит оценить полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита нематериальных активов. Они должны провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение, которое представляет собой итог работы аудитора, выраженный в сжатой форме в одном из его видов (безусловно положительного, условно положительного, отрицательного, с отказом от выражения мнения). Форма и содержание заключения аудитора должны отвечать положениям действующих нормативных актов и соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности. Важнейшими из них являются «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проверки», «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Применимость допущения непрерывности деятельности». Аудитор, в соответствии с Правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита» и руководствуясь профессиональным мнением, формирует рабочие документы, которые содержат: - данные о тестировании системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; - сведения о документальном оформлении и об организации бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов; - выводы и рекомендации аудитора. Формирование аудиторского заключения происходит в процессе обобщения и оценки результатов аудита по всем разделам плана и программы. Процедура оценки результатов аудита включает: - обзор рабочих документов и подготовку итоговых рабочих документов; - оценку существенности выявленных отклонений; - оценку достаточности аудиторских доказательств; - оценку факторов, связанных с принципом действующего предприятия; - оценку представления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности; - оценку событий после даты составления отчетности; - составление письменной информации аудитора руководству по результатам проверки; - составление аудиторского заключения. Выявленные замечания аудитор отражает в письменной информации, где оценивает влияние обнаруженных ошибок на искажение бухгалтерской отчетности. Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями. По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены; сумма ущерба; оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельность организации и достоверность бухгалтерской отчетности. Искажение данных бухгалтерской отчетности и невозможность подтверждения достоверности статьи баланса «Нематериальные активы» вызываются следующими причинами: - на счете «Нематериальные активы» числятся объекты без документального оформления; - числятся объекты, необоснованно отнесенные к нематериальным активам; - в оценку нематериального актива включены расходы, несвязанные с приобретением этого объекта учета; - не ведется аналитический учет; - нематериальные активы, имеющиеся на предприятии, не учитываются и не отражаются в отчетности. О низком уровне внутреннего контроля в организации свидетельствуют следующие факты: - не проводится инвентаризация нематериальных активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - не соблюдаются сроки проведения инвентаризаций, установленные положениями учетной политики; - результаты инвентаризации не оформлены соответствующей документацией; - несвоевременное отражение результатов инвентаризации в годовой бухгалтерской отчетности. Искажения финансовых результатов хозяйственной деятельности организации возникают в результате: - неправомерного установления сроков полезного использования; - начисления амортизации по категории нематериальных активов, по которым амортизационные отчисления не должны производиться (капитальные инвестиции, неиспользуемые объекты НМА); - отнесения на себестоимость продукции амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов, используемым в непроизводственной сфере; - нарушения методологии отражения операций выбытия нематериальных активов. Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения фиксируются в рабочих документах. После этого проверяющий высказывает свое мнение о достоверности отчетности в части, освещенной в ней информации по нематериальным активам. Как правило, нематериальные активы составляют незначительную часть показателей бухгалтерской отчетности. Однако в настоящее время организации все чаще сталкиваются с необходимостью использования в хозяйственной деятельности объектов интеллектуальной собственности, регистрируют товарные знаки, разрабатывают программы и т.д. Поэтому роль нематериальных активов существенно возрастает. Содержание аудиторских процедур, используемые документы, выводы аудитора приведены в таблице.
Заключение
Целью аудита является установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности (в т.ч. нематериальных активов), соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. Аудиторское заключение представляет собой итог работы аудитора, выраженный в сжатой форме в одном из его видов (безусловно положительного, условно положительного, отрицательного, с отказом от выражения мнения). НМА учитываются на одноименном счете 04. Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении НМА, принадлежащих организации на правах собственности. Признаками нематериальных активов являются: отсутствие вещественных материальных форм, использование в течение длительного времени, способность приносить пользу организации, высокая степень определенности с получением будущей прибыли. При проверке операций с НМА аудитору необходимо обратить внимание на следующее: - не могут быть признаны НМА интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам; - документальное оформление факта наличия объекта НМА; - правильность отражения первоначальной оценки стоимости НМА; - правила по списанию объекта НМА с баланса предприятия; - начисление амортизации на объекты НМА; - на правильность ведения синтетического и аналитического учета НМА; - на составление бухгалтерских проводок по учету НМА; - соответствие данных синтетического и аналитического учета НМА и их износа записям в главной книге и балансе. Сформулируем наиболее общие моменты, которые следует иметь в виду при знакомстве с аудиторским заключением: 1. Аудиторское заключение представляет собой лишь МНЕНИЕаудиторской фирмы. Оно не может и не должно трактоваться как-либо иначе. 2. Аудитор несет ответственность исключительно за свое мнение о достоверности отчетности, но никак не за саму достоверность. 3. Мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности не есть гарантия полного отсутствия ошибок, неточностей и т.п. в ней: при подготовке заключения аудитор исходит из существенности, значимости фактов хозяйственной жизни. 4. В настоящее время в российской практике достоверность отчетности понимается как ее соответствие во всех существенных аспектах применимому нормативному акту, регулирующему бухгалтерскую отчетность.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |