Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сергей Иванович Гагарин



2019-07-03 211 Обсуждений (0)
Сергей Иванович Гагарин 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди многочисленных увлечений Сергея Ивановича Гагарина главным оставалось на протяжении всей его жизни сельское хозяйство, которым князь занимался серьезно и вдумчиво. Он участвовал в основании Императорского Московского общества сельского хозяйства, с 1823 года собыл его вице-президентом, а с 1844 года — президентом. В Ясеневе он завел образцовый сад, плодопеременное хoзяйство, тонкорунных овец. Дом был окружен зарослями сирени. Кусты сирени росли и вокруг прудов, ниспадая по склону террасами.

Само по себе Ясенево привлекало С.И.Гагарина прежде всего возможностью широкой постановки задуманных опытов. Здесь закладывались огромные оранжереи, опытные поля. Шестьдесят дворов с пятьюстами крестьянами, которые имело к тому времени Ясенево, вполне удовлетворяли потребности князя в дополнительной сельскохозяйственной рабочей силе.

Работы на ясеневских полях и в садах были прерваны смертью С.И.Гагарина.

Сын Сергея Ивановича, князь Иван Сергеевич Гагарин (1814—1862) в 1843 году оставил Россию. Во время пребывания в Париже в качестве секретаря посольства он принял католичество и вступил в орден иезуитов. В связи с этим Иван Сергеевич Гагарин потерял право на земельные владения в России, и они перешли его сестре Марии Сергеевне (1815—1902), в замужестве Бутурлиной. Муж Марии Сергеевны — Сергей Петрович Бутурлин, генерал от инфантерии, участник Турецкой и Крымской войн, а также экспедиции 1884 года по Северному Кавказу. Деятельность его была связана с обществом Красного Креста. Он умер в 1893 году.

Бутурлины

Таким образом, уже после отмены крепостного права, в 1862 году, усадьба Ясенево оказалась во владении Бутурлиных.

Еще до этого, Мария Сергеевна она привела в порядок усадебную картинную галерею, по мере сил атрибутировав часть работ. На оборотах некоторых картин появились трогательные надписи вроде следующей: «Мария Афанасьевна Сеньдюкова взята в дом бабушкой моей Натальей Абрамовной Пушкиной, рожд. кн. Волконской. Родилась, должно быть, в 1795 г. Жила с тех лет сперва у бабушки Наталии Абрамовны Пушкиной, потом у дочери ея и матери моей княгини Варвары Михайловны Гагариной, рожденной Пушкиной, теперь у меня, и видит пятое поколение нашего семейства: Наталью Абрамовну, бабушку, княгиню Гагарину, мать мою, меня и братьев и сестер моих, детей моих и, наконец, внучат моих, всех и старших и малых любила горячо и за всеми четырьмя первыми поколениями неотступно ходила, как за здоровыми, так и за больными. Писала Марья Бутурлина рож (денная) Гагарина 29-го Сентября 1872-го года в селе Ясеневе»Ниже кто-то из детей М.С. Бутурлиной впоследствии добавил несколько слов о дальнейшей судьбе М.А. Сеньдюковой: «Она скончалась в Москве 22 декабря 1879 г. в доме Бутурлиных на Знаменке» (ныне д. 12/2).

Как и все остальные картины, происходившие из Ясенева, этот портрет затерялся, но уцелело его описание, сделанное неизвестным лицом при помещении части коллекции в хранилище Музейного фонда. М.А. Сеньдюкова была изображена молодой, со спускающимися на виски локонами, с рюшем вокруг шеи и серым шарфом на плечах. На портрете имелись подпись автора - французского художника Бушарди - и дата -1822 г. Отсюда следует, что на момент создания картины М.А. Сеньдюковой было около двадцати семи лет. Едва ли она успела к тому времени проявить все свои таланты, отмеченные М.С. Бутурлиной. Безусловно, М.А. Сендюкова не была ни крепостной, ни обычной служанкой, пусть даже очень любимой. Лица персон таких социальных категорий, пусть даже очень эффектные, не бывали моделями иностранных мастеров. Вызывает удивление надпись по-французски на портрете: «Королевский (или царский?) дворец N 82».

Но к полям и садам Мария Сергеевна никакого интереса не имела. Успехи в сельском хозяйстве прежнего хозяина имения быстро сошли на нет.

Дальнейшее же развитие села Ясенева шло независимо от усадьбы. Мария Сергеевна выделяет участки земли для нужд церкви «в версте от жилищ причта», о чем пишет священник Г.М.Боголепов в своем прошении: «В мае месяце сего 1869 года нам отдана была во владение помещицей церковная земля... На сей земле до 20 десятин находится под пнями от срезанного леса; 5 десятин под березовым лесом, годным к снятию на дрова, и около десятины под лесом в отдаленности...»

Из прошения священнослужителей церкви от августа 1872 года выясняется: «...при нашей церкви имеется участок церковной земли в количестве 750 кв.сажень, составлявший прежде усадьбу диакона, по упразднении вакансии коего остающийся свободным.

Коллежский ассесор Вадим Семенович Раич, купив бывший дом диакона, предложил отдать ему землю сию, предложив нам за наем сего участка земли по 15 рублей серебром в год», что свидетельствует о начале здесь «дачного» расселения.

Ясенево было одним из самых больших российских сел в середине XIX столетия. Оно начало заметно разрастаться: в 1874 году здесь насчитывалось уже 119 дворов, а спустя десять лет — полтораста с 639 жителями (313 душ мужского пола и 326 женского). В селе открылись мужское и женское земские училища, шесть лавок, начал работать небольшой кирпичный завод.

К концу прошлого века население Ясенева составляло более семисот человек. Продолжал существовать в нем остаток былого поместья, ограниченного самым небольшим земельным наделом («дача»).

Усадьбу Ясенево после кончины М.С.Бутурлиной унаследовали в 1902 году ее сыновья: генерал-лейтенант в отставке Сергей Сергеевич (1842—1920), кандидат права, писатель Александр Сергеевич (1845—1916) и генерал-лейтенант в отставке Дмитрий Сергеевич (1850—1917) Бутурлины. Александр Сергеевич он принимал участие в революционном движении 1850-х - 1860-х гг., знал многих выдающихся людей своего времени, в частности Л.Н. Толстого.Дочь Софья Сергеевна Бутурлина (1848—1917) вышла замуж за графа Салтыкова и впоследствии владела соседней усадьбой в Малом Голубине.

Сыном А.С. Бутурлина был ученый зоолог и географ Сергей Александрович Бутурлин (1872 - 1938), имя которого также связано с Ясеневом.

XX век

В том виде, в каком ее оставил после перестройки Сергей Иванович Гагарин, усадьба просуществовала до 1924 г., когда дом сгорел вместе со всеми предметами обстановки, которые еще сохранялись в нем к тому времени. «Ясенево. Усадьбы этой больше нет, она ушла за несколько лет до смерти Владимира Васильевича (Згуры), - вспоминал сменивший его на посту председателя Общества изучения русской усадьбы искусствовед Алексей Николаевич Греч (Залеман, 1899 - не ранее 1936). - Здесь помнится старый дом с чертами елисаветинского барокко в кустах цветущей сирени, регулярный французский парк с деревьями-старожилами. Так и не пришлось туда съездить вновь, чтобы снять эту удивительно красивую усадьбу».

Дом в усадьбе Ясенево в первые годы революции еще стоял брошенный и опустошенный. В нем когда-то висели портреты, по преданию, писаные Рокотовым. Все это исчезло из дома. Остались пустые стены с ободранными обоями. После национализации Ясенева картина вместе с остальными живописными полотнами, частью библиотеки и вотчинным архивом была вывезена из усадьбы в Москву эмиссаром Музейного отдела Наркомпроса Владимиром Антоновичем Мамуровским (1890 -1974). По дороге он захватил и два ящика с книгами из соседнего имения Узкое. К сожалению, современное местонахождение картин и архива из Ясенева не установлено.

В одной из комнат грудой были навалены разрозненные, разорванные, загаженные книги — французские издания XVIII —начала XIX века. Мыши, последние обитатели дома, отгрызли углы и корешки томов. Постепенно погибало разбитое, расхищенное Ясенево, пока пожар в 1924 году не унес и эти последние остатки. Под сводами подвального этажа еще долго хранились овощи земельного общества села Ясенево.

Руины дома начали разбирать в начале 1930-х гг. - на их месте предполагалось строительство здания дома отдыха. Но вскоре эта идея сошла на нет. Правда, от дома уцелел нижний цокольный этаж с остатками лестницы. Чудом уцелели и флигели и в дальнейшем использовались как жилые помещения. Они пришли в полную ветхость к началу исследовательских работ в 1975 году.
Современный вид храма Петра и Павла в Ясенево

Тогда же, в 30-х годах закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX века, не сохранилась.

При изучении историке-архитектурных объектов усадьбы Ясенево выявилось немало исходных данных для реставрации первоначального облика сооружений в стиле барокко и несомненное его преимущество в художественном аспекте над позднейшей переработкой в классическом духе.

Во второй половине 1970-х гг. по проекту архитекторов Г.К. Игнатьева и Л.А. Шитовой на основе сохранившегося фундамента был выстроен новодел, который имитирует внешний вид дома на момент его строительства, то есть на середину XVIII в. В соответствии с этим замыслом были снесены мезонины и ампирные портики, до этого украшавшие флигеля. Поскольку материалов для воссоздания второго этажа дома оказалось недостаточно, использовались аналоги - усадебные дома в Глинках, Лопасне и других местах. Белокаменный декор заменил специальный бетон. В 1995 г. постройка была оштукатурена.

Существовал и второй проект, более достоверный: восстановить здание таким, каким оно было в XIX - начале XX вв. Но он был отвергнут. В итоге безвозвратно оказалась утрачена и историко-культурная среда Ясенева того времени.

К сожалению, при принятии решения не было учтено современное градостроительное положение усадьбы. Ее окрестности застроены с севера, юга и запада новыми панельными домами. Непомерно вверх разросшийся парк почти полностью закрывает вид главного дома.

Учитывая, что в окрестностях Ясенева произошли значительные изменения ландшафта (срезаны вершины горок, засыпаны овраги, уничтожены яблоневые и вишневые сады, роскошные посадки сирени), а сама усадьба испытывает сильнейший антропогенный пресс, восстановление этой старейшей усадьбы с регулярным французским парком остро необходимо для внесения ее в золотой фонд истории и культуры России.

Производство реставрационных работ в усадьбе Ясенево взял на себя Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат «Союз-реставрация» Министерства культуры, которому усадьба была передана в пользование для выполнения работ в течение 1972—1976 годов.

После освобождения флигелей от жильцов, в процессе реставрационных работ и расчистки, в западном флигеле под полом был обнаружен клад, переданный в Государственное хранилище. У флигелей восстановлены планировка сооружений и их фасады с характерной для архитектуры середины XVIII века рустовкой центральной части, лучковыми завершениями окон, фланкирующими корпуса арочными входными проемами. Реставрационные работы не завершены до настоящего времени. Сейчас их ведет Научно-производственная фирма «Ресма», созданная в 1991 году.

В 1973-76 годах была также внешне отреставрирована церковь и воздвигнуты креслы на храме и колокольне, была восстановлена водонапорная башня с флюгером. А в 1989 году храм с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. С 1997 года храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигального монастыря Оптиной Пустыни.

 



2019-07-03 211 Обсуждений (0)
Сергей Иванович Гагарин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сергей Иванович Гагарин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)