Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лёгкие и тяжёлые крейсера



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Лёгкие и тяжёлые крейсера 0.00 из 5.00 0 оценок




В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер «Киров» проекта 26, заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. Главный конструктор корабля – А.И. Маслов. Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером – «Максимом Горьким» проекта 26–бис, а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсера «Ворошилов» и «Молотов». Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске–на–Амуре строились легкие крейсера «Калинин» и «Лазарь Каганович» проекта 26–бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.

Следующим этапом советского крейсеростроения стали проектирование и закладка легких крейсеров проекта 68. Семь крейсеров этого проекта были заложены в Ленинграде и Николаеве в 1939–1940 гг. До начала войны 5 из них успели спустить на воду.

Головной крейсер «Чапаев» к началу войны имел готовность 35%. В строй он войдет в 1950 г. по откорректированному, с учетом опыта войны, проекту 68К (главный конструктор Н.А. Киселев). Большая серия крейсеров строилась по проекту 68–бис (главный конструктор А.С. Савичев). Головной корабль крейсер «Свердлов» принят в состав Балтийского флота в 1952 г.

Разработка проекта тяжелого крейсера для советского флота началась в середине 30–х годов. В 1934–1935 годах в сотрудничестве с итальянской фирмой "Ансальдо" были выполнены предэскизные проекты тяжелых крейсеров водоизмещением от 15500 до 19500 т, с артиллерией главного калибра от 240 до 280 мм. В последующие два года советские конструкторы разработали несколько эскизных проектов тяжелых крейсеров (проекты 22, 25, 64). По ряду причин работу над ними прекратили. В строительство же пошел тяжелый крейсер проекта 69, разработанный коллективом ЦКБ–17.

Десятилетней программой (1937 – 1946 гг.) строительства "Большого океанского флота" предусматривалось ввести в строй 16 тяжелых крейсеров. В марте 1939 года заводам были выданы наряды на строительство. 30 ноября 1939 года в 18 часов на стапеле завода № 194 состоялась официальная закладка головного крейсера "Кронштадт", получившего заводской строительный № 550. Главным строителем его был С.М. Турунов. Несколько раньше, 5 ноября, на заводе № 200 был заложен "Севастополь" (заводской № 1089).

Тяжелый крейсер проекта 69 по водоизмещению, вооружению и боевому предназначению можно было отнести к классу линейных кораблей.

Орудия главного 305-мм калибра предполагалось разместить в трехорудийных башнях в диаметральной плоскости: две – в носу, одна – в корме. Вторая башня, согласно проекту, имела превышение линии огня в 1000 мм над крышей первой башни. Скорострельность – 3 выстр./мин. Противоминный 130-мм калибр, впоследствии измененный на 152-мм, размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. Аналогично размещались восемь 100-мм пушек. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек.

Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) тяжелого крейсера был аналогичен ГТЗА линкоров типа "Советский Союз". 12 котлов (вместо шести на легких крейсерах) повышали живучесть котельной установки и обеспечивали большую маневренность в эксплуатации. На экономическом ходу должны были работать два котла, на крейсерской скорости – четыре, а на полном ходу – все 12 котлов. Четыре турбогенератора мощностью 1200 кВт каждый обеспечивали корабль электроэнергией. Имелось столько же дизель-генераторов по 650 кВт. Средства радиосвязи тяжелого крейсера состояли (из радиостанций «Ураган-М», приемников «Гроза», «Пурга» и «Вихрь». Впервые проектом оговаривалось оснащение его радиоаппаратурой быстродействия, уже испытанной к тому времени в корабельных условиях. Между двумя дымовыми трубами размещались два гидросамолета КОР-2 с катапультой.

Плановый срок сдачи «Кронштадта» флоту указывался на 1943 г. Однако начало войны помешала строительству. Десятого июля 1941 года Государственный Комитет Обороны прекратил работы по строительству тяжелых кораблей. К этому моменту крейсера были готовы на 12%. Во время войны броня "Кронштадта", как и других недостроенных в Ленинграде кораблей, использовалась для строительства дотов. "Севастополь", захваченный немцами в Николаеве, был ими частично разобран, и металл вывезен в Германию. После окончания войны достройка тяжелых крейсеров так и не возобновлялась.

Лидеры и эсминцы

В 1932–1935 гг. конструкторской группой В.А. Никитина спроектирован и новый эсминец типа «Гневный» проекта 7, пришедший на смену «новикам». При проектировании этого корабля частично заимствован итальянский опыт, что стало возможным благодаря деловым контактам советских конструкторов с фирмой «Ансальдо». Эсминец «Мистрале», спроектированный этой фирмой, стал ближайшим прототипом «семерки».

Головной эсминец «Гневный» был заложен в Ленинграде 27 ноября 1935 г., а флоту сдан в конце октября 1938 г. Эсминцы этого типа пошли в серийное производство.

К сожалению, эсминец, не имел активных гидролокационных средств обнаружения погруженных подводных лодок. Слабым было и зенитное вооружение.

Высокая оценка мореходных качеств «семерок» и прочности их корпусов, данная Госкомиссией в ходе приемо–сдаточных испытаний «Гневного» и серийных кораблей, не вполне подтвердилась опытом дальнейшей эксплуатации. На Северном флоте в штормовую погоду имел место случай перелома полубака у эсминца «Громкий» а эсминец «Сокрушительный» затонул в результате отрыва кормы на штормовой волне и затопления помещений. Старые русские «новики» более уверенно плавали в условиях плохой погоды.

Еще во время постройки «Гневного» в британском флоте в 1937 г. произошло событие, повлиявшее на ход строительства «семерок». Столкнувшись с миной у берегов Испании, подорвался и потерял ход английский эсминец «Хантер». Его энергетическая установка размещалась по линейному принципу, как и на «Гневном». Критика проекта 7 получила резонанс, дошла до высшего руководства страны, родила волну репрессий в отношении видных и талантливых кораблестроителей флота. Репрессиям подверглись в первую очередь проектировщики корабля. В спешном порядке под руководством главного конструктора О.Ф. Якоба был разработан улучшенный проект корабля – 7У.

В новом проекте было принято эшелонированное размещение энергетической установки, в каждом из двух эшелонов находилось два котла и турбина. За счет четвертого котла (на «семерке» было три) повышена паропроизводительность и увеличена мощность каждого турбозубчатого агрегата до 27 тыс. л/с. Другим стал силуэт корабля: появилась вторая дымовая труба, а в состав артвооружения добавлена 45–мм пушка.

Спуск на воду главного корабля «Сторожевой» проекта 70 состоялся в октябре 1938 г., а вступление в строй – в 1940 г.

Эсминец проекта 30, был спроектирован группой конструкторов во главе с А.М. Юновидовым. Головной корабль этой серии «Огневой» был заложен в Николаеве в августе 1939 г. Планировалось вывести его на приемо-сдаточные испытания уже в декабре 1941 г. Начавшаяся война задержала строительство «Огневого». Он достраивался и сдавался флоту в Поти в 1944–1945 гг. До войны было изготовлено 10 корпусов эсминцев проекта 30.

Массовое строительство эсминцев данного типа развернулось только в первое послевоенное десятилетие, правда, уже по улучшенному проекту 30–бис. Эсминцы со сварными корпусом вооружались четырьмя 130–мм орудиями в двух башнях и оснащались радиолокационной и гидролокационной техникой.

Разработка лидера эскадренных миноносцев, кораблей типа «Ленинград» проекта 1, началась раньше, чем эсминца «Гневный». Это объяснялось тем, что имевшиеся в составе флота эсминцы «новики» нуждались в обеспечении их большим кораблем при входе в групповые торпедные атаки. Главным конструктором «Ленинграда» был В.А. Никитин. Заложенный в Ленинграде 5 ноября 1932 г., этот корабль был сдан флоту 5 декабря 1936 г. При водоизмещении 2693 т лидер имел в составе вооружения пять 130–мм, два 76–мм и пять 45–мм орудий, два четырехтрубных торпедных аппарата. Лидер обладал рекордной для своего времени скоростью – 43 уз., которую обеспечивала работа трехвальной паротурбинной установки с тремя главными турбозубчатыми агрегатами общей суммарной мощностью около 67000 л/с.

Лидеры проекта 38 несколько отличались от «Ленинграда». Всего было построено 6 кораблей обеих проектов: по два – в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске–на–Амуре. Спроектированный и построенный в Италии по заказу СССР лидер «Ташкент» оснащался отечественным вооружением. Его главная артиллерия состояла из шести 130–мм орудий.

Корпус корабля облегченной конструкции был полностью клепанный, в подводной части, оцинкованный для предотвращения коррозии. Использовалась марганцовистая сталь. Он делился на 15 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых смежных и несмежных отсеков.

Мощность главных механизмов на полном ходу при числе оборотов гребных валов 460 в минуту - 66 000 л/с. Скорость полного хода составляла - 40 узлов, крейсерского хода - 25 узлов, экономического хода - 20 узлов.

Артиллерийское вооружение состояло из пяти 130-мм орудий, двух 76,2-мм зенитных орудий, двух 45-мм полуавтоматических зенитных пушек. Торпедное вооружение состояло из двух счетверенных аппаратов для 533-мм торпед

Слабыми местами отечественных лидеров оказались общая и местная прочность корабля в условиях большого волнения моря, а также большая заливаемость, явившаяся следствием выбранных в угоду максимальной скорости обводов корпуса.

Сторожевые корабли

После заметного перерыва возобновилось проектирование и строительство сторожевых кораблей. Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в 1937–1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля «Ястреб» (проекта 29). До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей этой серии. В годы войны (1944 г.) головной корабль «Ястреб» был сдан флоту по откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика – 998 т, скорость –33,5 уз. В состав артвооружения входили три 100–мм пушки и четыре 37–мм зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450–мм торпедный аппарат. На борт принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с комплектом глубинных бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду, достроены по проекту 29К после войны.

Сторожевой корабль типа «Ураган» проекта 2 создан коллективом конструкторов во главе с В.А. Никитиным. Головной корабль вошел в строй в сентябре 1931 г. Его водоизмещение 600 т, скорость хода 25 уз. Вооружение состояло из двух 102–мм и двух 45–мм пушек, одного трехтрубного 450–мм торпедного аппарата. В качестве главных двигателей корабля применена вполне современная двухвальная котлотурбинная установка, размещенная эшелонировано.

Большим недостатком корабля было отсутствие гидроакустических средств поиска подводных лодок. До начала войны было построено и сдано флоту 18 сторожевых кораблей различных проектов.



2019-07-03 215 Обсуждений (0)
Лёгкие и тяжёлые крейсера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лёгкие и тяжёлые крейсера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)