Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА    ПРЕДПРИЯТИЯ»



2019-07-03 429 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА    ПРЕДПРИЯТИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Вопрос об объекте, предмете и задачах курса «Экономика пред­приятия» непосредственно связан с рассмотрением места курса в системе экономических дисциплин, так как современная экономи­ческая наука представлена значительным количеством относитель­но самостоятельных и взаимосвязанных дисциплин.

Существуют различные подходы к классификации экономических наук. Внаиболее общем виде они подразделяются на три группы:           - отраслевые экономические науки, которые рассматривают экономи­ческие процессы, происходящие на уровне отдельных отраслей народного хозяйства;

- историко-экономические науки, которые рассматривают основные тенденции и закономерности в развитии экономики; функциональные экономические науки, которые изучают отдельные функции экономики.

Курс «Экономика предприятия» рассматривает экономические процессы, происходящие на уровне предприятий отдельных отраслей, и поэтому относится к числу отраслевых экономических наук, но имеет связь и с другими науками. Так, связь с отраслевыми эконо­мическими науками проявляется в том, что экономика предприятия рассматривает особенности деятельности предприятий различных отраслей, связь с историко-экономическими науками - в том, что в курсе используется различная информация о тенденциях и темпах развития экономики, а с функционально-экономическими науками — в том, что рассматриваются отдельные функции экономики (инвес­тирование, научно-технический прогресс (НТП) и др.), но на уровне предприятия.

Объектом изучения курса является предприятие, а предметом - отдельные экономические процессы и функции на уровне пред­приятий различных отраслей. Исходя из этого можно выделить основные задачи, выдвигаемые при изучении курса:

1) определение места предприятия в системе национальной эконо­мики, изучение влияния внутренних и внешних факторов на его деятельность;

2) рассмотрение различных организационно-правовых форм пред­приятий и форм их собственности;

3) изучение порядка создания, регистрации, реорганизации и лик­видации предприятий;

4) рассмотрение методов оценки эффективности деятельности предприятия и эффективности инвестиционных проектов;

5) рассмотрение системы производственных ресурсов предприятия (основных и оборотных фондов, персонала), показателей, харак­теризующих их использование, и направлений повышения эф­фективности их использования;

6) рассмотрение производственного потенциала и производственных мощностей как комплекса характеристик, отражающих возмож­ности предприятия по производству продукции, методов опреде­ления их величины и путей их эффективного использования;

7) рассмотрение сущности научно-технического прогресса, его роли в развитии производства и основных направлений;

8) изучение форм организации производства (концентрация, спе­циализация, кооперирование, комбинирование), определение уровня их развития и эффективности внедрения на предприятии;

9) рассмотрение конечных результатов деятельности предприятия, т.е. вопросов, связанных с формированием себестоимости про­дукции, образованием и распределением прибыли;

10)  изучение ценовой политики предприятия, связанной с выбором методов, стратегии ценообразования, установлением цен на про­дукцию.

Результаты деятельности предприятия во многом определяются внешней средой, т.е. внешним окружением предприятия, которое оказывает влияние на его работу. Выделяются четыре элемента внеш­ней среды:

1) государство;

2) поставщики сырья и материалов;

3) потребители продукции;

4) конкуренты.

Государство является основным элементом внешней среды, так как оно оказывает влияние на результаты деятельности любого предприятия путем установления законодательных, нормативно-правовых и других границ в сфере его деятельности. Основными видами законодательства, установленного государством в отношении предприятий, являются:

хозяйственно-правовое (Гражданский кодекс Российской Федера­ции), в котором определены организационно-правовые формы предприятий, формы их собственности, порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятий;

налоговое (Налоговый кодекс Российской Федерации), опреде­ляющее виды налогов, налогооблагаемую базу, ставки налогов и порядок распределения средств между бюджетами различных уровней;

антимонопольное, регулирующее деятельность предприятий-монополистов, определяющее, какие предприятия в Российской Федерации могут быть отнесены к монополистам и какие меры ограничения монополистической деятельности можно использо­вать по отношению к ним;

внешнеэкономическое, в котором определены порядок экспорта и импорта товаров на территории России, ставки таможенных по­шлин и др.

Поставщики сырья и материалов оказывают влияние на деятельность предприятия, так как они самостоятельно устанавлива­ют цены на производимую ими продукцию, что существенно влияет на цену продукции предприятия. Поэтому оно заинтересовано в поиске таких поставщиков, которые осуществляют поставки сырья, топлива, энергии, комплектующих изделий, полуфабрикатов с мини­мальной стоимостью, наименьшими транспортными издержками и партиями необходимого размера.

Потребители продукции определяют возможности пред­приятия по выпуску продукции, так как оно должно производить только ту продукцию и в том количестве, которое может быть реализовано. При планировании своей деятельности предприятие ориентируется на основных потребителей, потому что зависит от объема их заказов. Кроме того, любое предприятие должно в макси­мальной степени соблюдать требования потребителей по номен­клатуре и ассортименту продукции, ее качеству, особенностям упа­ковки и реализации.

Конкурентами являются предприятия, производящие ана­логичную или родственную продукцию. Предприятие должно изучать их деятельность, особенности выпускаемой ими продукции, марке­тинговой и рекламной политики, ценообразования и прочее и учи­тывать эти аспекты в своей работе.

Разделение труда — это процесс обособления различных видов трудовой деятельности. Различают три формы разделения труда: общее — выделение в составе национальной экономики крупных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.), а также разделение промышленности на межотраслевые комп­лексы, которые представляют собой объединение крупных родст­венных отраслей промышленности;

частное — разделение отраслей национальной экономики и меж­отраслевых комплексов на составляющие их отрасли и под­отрасли;

единичное — выделение самостоятельных предприятий и их под­разделений (участков, цехов), специализирующихся на произ­водстве отдельных видов продукции.

В момент регистрации предприятия в органах статистики ему присваивается код, который отражает территориальную и отраслевую принадлежность. При отнесении предприятия к той или иной отрасли либо сфере деятельности используются три признака однородности: производимая продукция, используемое сырье и применяемая техно­логия. Исходя из этого, под отраслью (сферой деятельности) пони­мается совокупность предприятий, объединенных по признакам однородности производимой продукции, используемого сырья и технологии.

Для оценки эффективности деятельности той или иной отрасли и предприятий, входящих в нее, применяется система показателей, характеризующих отраслевую структуру, под которой понимается количественный состав предприятий отрасли и производственные взаимосвязи, существующие между ними. Отраслевую структуру ха­рактеризуют пять показателей:

    1. Удельный вес продукции предприятия в общем объеме произ­водства продукции в отрасли

где Vпр, Vотр - объем продукции, произведенной соответственно на предприятии и в отрасли.

Удельный вес показывает долю продукции предприятия в общем объеме ее производства в отрасли.

       2. Разность удельных весов

где Уотч, У6аз— удельный вес продукции, произведенной на предприятии соответственно в отчетном и базисном периоде.

Этот показатель характеризует увеличение (уменьшение) доли продукции предприятия в общем объеме ее выпуска в отрасли за рассмотренный период.

       3. Темп роста объема продукции

где Vотч, Vбаз - объем производства продукции соответственно в отчетном и базисном году. Темп роста показывает, во сколько раз (на сколько процентов) увеличилось или уменьшилось производство продукции на пред­приятии или в отрасли за рассмотренный период.



2019-07-03 429 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА    ПРЕДПРИЯТИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА    ПРЕДПРИЯТИЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)