Удвоенные согласные в корнях заимствованных слов
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ 1.Проверяемые безударные гласные 2.Непроверяемые безударные гласные 3.Чередующиеся гласные Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, нужно так изменить слово или подобрать родственное слово, чтобы этот звук оказался под ударением: развива́ться – разви́тие, развева́ться – разве́ять. П р и м е ч а н и е. Правописание безударного гласного в глаголах нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва- (-ива-), в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: выпросить – просит, но выпрашивать. 2.Непроверяемые безударные гласные Во многих корнях правописание безударных гласных нельзя проверить ударением: коридор, багаж, вокзал, стакан, бахрома, аромат, керосин. Правописание таких слов надо запомнить: при затруднениях следует обращаться к орфографическому словарю. 3.Чередующиеся гласные 1. Корень гар- – гор-.В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения о: нага́р-нагоре́ть. И с к л ю ч е н и е: изгарь, выгарки, пригарь. 2. Корень зар- – зор-. В корне зар- – зор- под ударением пишется о, без ударения – а: зо́ри – заря́. Запомните написание слов: зорянка, зоревой, зоревать, зарево. 3. Корни кас- – кос-, лаг- – лож-. В корнях кас- – кос-, лаг- – лож- пишется буква а, если за корнем следует а: в остальных случаях пишется о: касательная, коснуться, предлагать, предложить. 4. Корень плав- – плов-. В корне плав- – плов- пишется буква а во всех словах, кроме пловец, пловчиха. Следует запомнить правописание слова плывун. 5. Корень раст- – рос-. В корне раст- – рос- пишется а перед ст и щ, в остальных случаях в корне пишется о: вырастить, выращенный, вырос, водоросль. И с к л ю ч е н и е: отрасль, росток, выростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них. 6. Корень скак- – скоч-. В корне скак- пишется а (перед к), в корне скоч- пишется о (перед ч): скакать – заскочить. И с к л ю ч е н и е (в безударном положении): скачок, скачу. 7. Корень мак- – мок-. Корень мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость»: обмакнуть перо в чернила; корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость»: промокательная бумага. Правило распространяется и на производные слова. 8. Корень равн- – ровн-. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый»: равномерный, равнозначный; корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: сровнять, уровень. И с к л ю ч е н и е: равнина. 9. Правописание корней при чередовании и – е. Чередование и – е обнаруживается в следующих глаголах: сжигать – сжечь, выжигать – выжечь и т.п.; постилать – постелю, расстилать – расстелю и т.п.; раздирать – раздеру, удирать – удеру и т.п.; отпирать – отпереть, запирать – запереть и т.п.; стирать – стереть, растирать – растереть и т.п.; умирать – умереть, замирать – замереть и т.п.; избирать – изберу, прибирать – приберу и т.п.; вычитать – вычесть, прочитать – прочесть и т.п.; сидеть – сесть, блистать – блестеть и т.п. В корне буква и пишется в том случае, если за корнем следует суффикс -а-, в противном случае пишется е. Запомните написание слов: сочетать, сочетание. На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуются с -им- или -ин-: начать – начинать, принять – принимать. В корне пишутся -им- и -ин-, если за ними следует суффикс -а-. 1.2. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ СОГЛАСНЫХ Правописание звонких и глухих согласных 2.Различение на письме щ и сочетаний сч, стч, зч, здч, шч, жч. 3.Правописание слов с непроизносимыми согласными в сочетаниях стн, стл, здн, лнц, рдц, стб Удвоенные согласные в корнях заимствованных слов 1.Правописание звонких и глухих согласных В русской орфографии только написание приставок на з (из-, воз-, раз- и др.) основано на учете произношения звонких и глухих согласных. В остальных случаях следует руководствоваться правилом, которое требует одинакового написания звонких и глухих согласных в корне, суффиксе, приставке независимо от произношения. Например, в словах боб и бобовые – общий корень, хотя звучит по-разному; подобное явление видим и в словах кладовая и кладовка с одинаковым суффиксом -ов-. Чтобы проверить правильности написания звонких или глухих согласных, надо слово изменить так (или подобрать другое слово с той же значащей частью), чтобы сомнительный звук оказался перед гласным или согласным р, л, м, н, в: столбы, столбняк, следовательно, - столб; сэкономить, свить, слетать, следовательно, - сбегать. Проверить написание согласного можно также постановкой глухого перед глухим, а звонкого перед звонким. Так, пишем отдать, потому что в слова отпустить согласный той же приставки перед глухим п звучит как т. П р и м е ч а н и е. В некоторых словах правописание звонких и глухих согласных невозможно проверить указанными способами. Написание таких слов надо запомнить: кофта, обсерватория, оптом, баскетбол, вокзал и др. Особенности произношения звонких и глухих согласных закрепились в правописании ряда слов. Некоторые из этих слов специального запоминания не требуют: пчела, изба и др. (ср. древнерусские: бъчела, исътба). Написание других слов иногда вызывает затруднения. Так, слово свадьба сохраняет в современном русском языке смысловую связь с однокоренными словами сватовство, свататься, но по ним нельзя проверять его написание. 2.Различение на письме щ и сочетаний сч, стч, зч, здч, шч, жч. Для различения написания слов с буквой щ и сочетаний сч, стч, зч, здч, шч, жч надо выяснить, в какой части слова находятся сомнительные согласные.
3.Правописание слов с непроизносимыми согласными в сочетаниях стн, стл, здн, лнц, рдц, стб В словах с указанными сочетаниями один из гласных не произносится. Для того чтобы проверить написание слова, следует подобрать такое слово, в котором бы этот согласный произносился: радостный – радостен; поздно – опаздывать; солнце – солнышко. П р и м е ч а н и е 1. В словах чувство, лестница непроизносимые согласные названным способом не проверяются, правописание их надо запомнить. П р и м е ч а н и е 2. Не следует вставлять лишних согласных в такие, например, слова как участвовать, ровесник, опасный, ужасный, словесный, склянка (хотя стекло), блеснуть, блеск (хотя блестеть, блёстки) и др.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |