Технологическая карта теоретико-методологического анализа программы воспитания0.00 из
5.000 оценок
Название программы
Программа воспитания и социализации обучающихся Кронштадтского морского кадетского корпуса
Тип программы
профильная
Вид программы
целенаправленная
Парадигма воспитания
гуманистическая
Концепция программы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (А.Е. Бондаревская), концепция самовоспитания (Г.К. Селевко и П.Н. Осипов), концепция деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию детей и молодежи (Г.Ю. Ксензова, В.А. Кузьминский)
Инновационность программы
Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад жизни в корпусе, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования, и включают различные виды деятельности кадет:урочную, внеурочную, внеклассную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России
Структура программы
Содержание воспитания
Содержанием воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению
Ценности воспитания
Любовь к России и Военно-Морскому Флоту, своему народу, своему краю, служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
Средства воспитания
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
· изучение истории семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
· привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
· изучение семейных традиций обучающихся;
· организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
· организация совместных экскурсий в музей;
· совместные проекты.
2.Воспитание социальной ответственности и компетентности
· тематические родительские собрания родительских комитетов классов, учебных рот;
· участие родителей в работе Попечительского совета КМКК;
· участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в Корпусе;
· индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и консультативная медицинская помощь);
· изучение мотивов и потребностей родителей.
3.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
· организация экскурсий в воинские части, на производственные предприятия с привлечением родителей;
· совместные проекты с родителями «Моя семья», «Военные династии»;
· организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
· участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.
4. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
· организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев.
· участие родителей в конкурсах, акциях
5.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
· родительские собрания по профилактике употребления ПАВ, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
· беседы об информационной безопасности и духовном здоровье детей; укреплении детско-родительских отношений, создании безопасной и благоприятной обстановки в семье; о безопасности детей в лесу, на водоемах; по профилактике внутрисемейных конфликтов;
· консультации психолога, преподавателя физической культуры по вопросам здоровьесбереженияобучающихся;
· распространение буклетов для родителей по актуальным вопросам;
· привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
· участие в коллективно-творческих делах;
· совместные проекты;
· привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
· организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
· совместные посещения с родителями музеев;
· участие в художественном оформлении классов, учебных рот к праздникам, мероприятиям
Смыслы воспитания
Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Принципы воспитания
Ппринцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру, принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания и социализации, принцип системно-деятельностной организации воспитания
Направленность воспитания
Духовно-нравственное:
· Развитие высокой культуры и образованности.
· Формирование чувства ответственности, коллективизма, готовности к служению отечеству.
· Воспитание любви к родному краю, уважения к историческому прошлому своей Родины и народа.
Военно-патриотическое:
· Сохранение и уважение национальных святынь и символов.
· Воспитание чувства сопричастности к истории страны и ответственности за её будущее.
· Изучение военной истории России, Советского союза, Кубани, их боевых традиций и истории армии и флота.
· Укрепление физического здоровья учащихся, воспитание чувства выносливости, силы воли, товарищества и взаимовыручки, умения стойко переносить трудности военной службы.
· Изучение героического прошлого различных поколений своего народа
· Развитие понятия «воинская доблесть», честь и достоинство.
Политико-правовое:
· Ознакомление с законами, правами и обязанностями граждан России.
· Формирование глубокого понимания конституционного и военно-правовых процессов в обществе.
Историческое:
· Осознание неповторимости Отечества, его судьбы, истории.
· Воспитание чувства сопричастности к историческому прошлому страны,к современным процессам, происходящим в обществе и государстве.
· Изучение истории Отечества, Кубани, места и роли России в современном мире
· Уважение национальных святынь и символов
Субъекты воспитания
Обучающиеся, учитель, родители
Ведущая идея программы
Воспитание и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Возрастная модификация
Средний школьный возраст (12 – 17 лет)
Механизмы реализации программы
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Воспитательная система
гуманистическая
Модель воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни». Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
Модель личности обучающегося
· Гражданин Российской Федерации, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ними сотрудничества, необходимого для сохранения, существования и процветания нашей страны
· Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор и нести ответственность перед собой и перед обществом
· Человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности, владеющий двумя иностранными языками
· Человек способный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы нашей страны, уважающий свободу выбора и права других людей
· Личность, имеющая необходимый уровень физической подготовки к военной службе, потребность в здоровом образе жизни, культуре труда, эмоций и чувств, культуре отношений
· Юноша, сделавший осознанный выбор в пользу служения своей Родине, изъявивший желание продолжить обучение в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и имеющий необходимую подготовку для исполнения обязанностей младшего командира курсантского подразделения
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- Воспитание социальной ответственности и компетентности
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания
- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
- Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Возможность внедрения программы
Возможно внедрение программы при создании необходимых условия для ее реализации
Условия реализации программы
- комплексность, системность, непрерывность, гибкость в организации воспитательного процесса;
- координирующая роль начальника и активное участие в воспитательном процессе администрации КМКК;
- включенность родителей в воспитательный процесс;
- эффективное информационное обеспечение участников воспитательного процесса;
- повышения профессиональной квалификации педагогов;
- система стимулирования участников воспитательного процесса;
- единые педагогические требования;
- участие обучающихся в деятельности по интересам и самоуправлении;
- целенаправленная деятельность по передаче воспитателями социального опыта воспитанникам
- социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад жизни в Корпусе
Недостатки программы
При проведении анализа программы недостатков не выявлено
Программа – изложение цели и содержания деятельности организации, объединения или отдельной личности.
Программа воспитания – изложенная в соответствии с целями воспитания перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения (направления, этапы, ресурсы, мероприятия, критерии эффективности), ориентированная на средний или долгосрочный период. Программа может быть комплексной и целевой. Комплексная программа затрагивает все сферы жизнедеятельности образовательной организации. Целевая программа связана с обеспечением эффективности какого-либо направления воспитания детей (программой профилактики наркотической зависимости или девиантного поведения подростков).
Данная программа соответствует содержанию понятий «программа» и «программа воспитания», так как в ней изложены цели и содержание деятельности организации, объединения или отдельной личности, а так же изложена перспектива развития образовательно-воспитательного учреждения, рассчитана на средний и долгосрочный период, рассчитана на среднесрочный период.