Название программы
|
Программа развития МОБУ «Нурминская средняя
общеобразовательная школа»
|
Тип программы
|
Региональная
|
Вид программы
|
Целевая
|
Парадигма программы
|
Гуманистическая
|
Концепция программы
|
Теоретико-методологической основой программы служат идеи Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, Л.С.Выготского; принципы «гуманного воспитания», основанного на уважении личности (Н.И.Пирогов, С.Т.Шацкий); концепции развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Петровский, В.А.Петровский); современные образовательные и воспитательные теории (А.А.Бодалев, Э.Д.Днепров, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев и др.). В понимании феномена этнокультурных традиций и осмыслении опыта народного воспитания опирались на педагогические идеи Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского. Были также изучены научные исследования, касающиеся этнокультурных традиций и патриотического воспитания.
|
Инновационность программы
|
Создание системы этнокультурного образования школьников через преемственные связи поколений, консолидацию общества на основах народной культуры, формирование пространства изучения, возрождения и развития традиционной народной культуры и создание условий для обеспечения доступа и приобщения обучающихся, родителей, жителей микрорайона к ценностям традиционной культуры.
|
Структура программы
|
Паспорт программы.
Пояснительная записка
Информационная справка о школе
Проблемно-ориентированный анализ
Концептуальный модуль
Содержательный модуль
Диагностический модуль
|
Содержание воспитания
|
1. Преддошкольной подготовки «Поверь в свое дитя»
2. Дошкольной подготовки «Готовимся школе».
3. Региональный компонент – путь к социализации школьников.
4. Организация внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся по развитию национальных традиций и культуры по программе «Путь к успеху»
5. «Путь к здоровью»
6. «Перекресток»
7. Программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с повышенным уровнем развития «Одаренные дети».
8. Программа по развитию позитивных взаимоотношений родителей с детьми «Пойми меня».
9. Программа «Семья»
10. Программа «Патриот»
11. Программа по благоустройству помещения школы и пришкольного участка «Школа – наш второй дом»
|
Смыслы воспитания
|
-Внедрение в учебный процесс личностно-ориентированного обучения;
-Воспитание гражданственности, патриотизма через урочную и внеурочную деятельность;
-Совершенствовать профориентационную работу школы;
-Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
|
Ценности воспитания
|
Гражданские качества; Нравственные качества; Интеллектуальные способности; Общая культура.
|
Средства воспитания
|
Реализация программ:
1. «Путь к здоровью»
2. «Перекресток»
3. «Одаренные дети».
4. «Пойми меня».
5. «Семья»
6. «Патриот»
7. «Школа – наш второй дом»
|
Принципы воспитания
|
Программа разработана на основе принципов народной педагогики с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
• Принцип демократического общественно-государственного управления общеобразовательным учреждением
• Принцип личностной, этнокультурологической ориентации образовательного процесса
• Принцип активности всех субъектов образовательного процесса
• Принцип реальности
• Принцип эффективности социального взаимодействия.
|
Направления воспитания
|
Создание системы поликультурного образования, способной на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между людьми разных национальностей в интересах российской гражданской идентичности.
|
Субъекты воспитания
|
Обучающиеся, родители, жители микрорайона
|
Ведущая идея программы
|
Основными направлениями инновационной деятельности были:
• разработка и опытная проверка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, программно-методическое обеспечение образовательного процесса, учебников(в рамках ФГОС);
• разработка и апробация новых механизмов управления образовательным учреждением, направленных на модернизацию управления образованием;
• совершенствование учебно-методического, организационного, правового, материально-технического обеспечения образовательного учреждения;
• повышение профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров;
• приобщение педагогов и обучающихся к исследовательской деятельности;
• развитие межличностных отношений, взаимодействия всех участников образовательного процесса;
• разработка и апробация программ по подготовке педагогов к различным конкурсам: «Самый классный классный», «Учитель года», «Лучший учитель марийского языка» и др.
|
Возрастная модификация
|
По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнями
образовательных программ школа делится на 4 структурные подразделения:
• Дошкольное образование;
• Начальное общее образование (нормативный срок усвоения – 4 года), 1 – 4 классы;
• Основное общее образование (нормативный срок усвоения – 5 лет), 5 – 9 классы:
• Среднее (полное) общее образование (нормативный срок усвоения – 2 года), 10 – 11
классы.
|
Механизмы реализации программы
|
1 этап – Подготовительный, планово-прогностический. (2010-2011 уч.год). Создание стартовых условий для реализации Программы; создание условий для личностно-профессионального развития работников школы, создание общественной мониторинговой службы.
2 этап – практический, основной (2011 – 2019г.г.) Развитие деятельности школы в соответствии с целями и задачами Программы; модернизация дополнительной образовательной деятельности школы.
3 этап - итоговый (2020 г.). Подведение итогов и научное осмысление результатов реализации Программы, изучение и распространение накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач развития школы, разработка новой программы развития.
|
Воспитательная система
|
Создание условий, способствующих формированию духовно богатой, свободной, физически, психологически и социально здоровой личности, обладающей креативным мышлением и способностью к саморазвитию.
|
Модель воспитания
|
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса образования.
|
Модель личности обучающегося
|
Ожидаемый результат включает в себя: достижение высокой вовлеченности граждан в организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию на всех уровнях. Социально – активная личность гражданина и патриота, обладающая чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
|
Подходы, теории программы
|
В основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку, на основе социального партнерства с местным сообществом.
|
Технология реализации программы
|
8. «Путь к здоровью» Цель: создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни школьников.
9. «Перекресток» Цель: профилактика асоциального поведения обучающихся.
10. Программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с повышенным уровнем развития «Одаренные дети».
11. Программа по развитию позитивных взаимоотношений родителей с детьми «Пойми меня».
12. Программа «Семья» Цель: повышение эффективности образовательного процесса через работу с родителями.
13. Программа «Патриот» Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокой гражданской позиции, чувства любви к Родине, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
14. Программа по благоустройству помещения школы и пришкольного участка «Школа – наш второй дом» Цель: создание комфортных условий для обучения и воспитания обучающихся.
|
Возможность внедрения программы
|
В таком виде данная технология обучения может оказаться непригодной для другого педагога, который работает в других условиях, не имеет нужных личностных качеств и т.д. Поэтому построенная технология должна быть адаптирована к массовому использованию за счет исключения несущественных связей, условий, свойств и добавления (или замены) связей, свойств, особенностей, делающих технологию пригодной для массового использования.
|
Условия реализации программы
|
Программа Управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации имеет приоритет по отношению к другим плановым документам.
|
Недостатки программы
|
|