Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования



2019-07-03 162 Обсуждений (0)
К проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БИОЛОГИИ

(предмет по выбору)

Класс

Караганда -2019


Пояснительная записка

к проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования

При разработке билетов учитывалось, что в основной школе закладываются основы для последующего изучения курса биологии, формируется эмпирический базис для знакомства с биологическими теориями и закономерностями. Это делает курс биологии девятилетней школы относительно завершенным и функционально полным и позволяет выявить учебные достижения выпускников, осуществить дифференциацию учащихся по уровню биологической подготовки с целью определения их дальнейшего жизненногопути.

Для реализации компетентностного подхода и функциональной грамотности учащихся, в экзаменационные билеты включены вопросы и задания, которые позволят не только оценить учебные достижения выпускников, но и выявить их умения применять теоретические знания на практике, в нестандартных ситуациях. С этой целью в билеты включены вопросы, контролирующие общеучебные умения, а также знания о социальной сущности человека, его психологии и поведении, здоровом образе жизни, сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдении норм поведения вприроде.

Содержание учебного материала, проверяемое билетами, соотнесено с объемом времени, отводимым на изучение биологии в основной школе базисным учебным планом.

Структура билетов

Для проведения итоговой аттестации предлагается 25 билетов по три вопроса в каждом, что позволяет при организации итогового контроля осуществить широкий охват основного содержания школьного курса биологии на второй ступени обучения. Каждый билет включает три вопроса:

· Первый и второй вопросы направлены на проверку теоретических общебиологических знаний и пониманий признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов; сущности биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни, а так же умений объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

· Третий вопрос носит практико-ориентированную направленность и предполагает контроль практических умений применять знания в измененной и новой ситуации при решении биологических задач по цитологии, генетике, работе с микроскопом, определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); составлять цепи питания и раскрывать значения звеньев этой системы; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах; демонстрировать оказание первой доврачебной помощи в различных жизненных ситуациях.

Для подготовки к ответу выпускнику отводится 20 минут. Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (микропрепараты, гербарные образцы и натуральные объекты, коллекции плодов, семян и т.д.) готовит учитель. Для иллюстрации своего ответа школьники


могут использовать таблицы, муляжи и макеты, которые находятся в кабинете биологии, но они не должны содержать подсказки.

 

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника основной школы по биологии.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. При оценивании ответа следует руководствоваться следующими критериями:

Отметка «5» ставится, если выпускник:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно оформлять учебныйматериал.

3. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой в биологии терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение основных понятий, законов, теории.

4. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта.

5. Ответ на конкретный вопрос раскрывает полностью, без фактических ошибок.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник:

1. Показывает знания всего изученного программного материала, даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности в выводах, обобщениях и при использовании научных терминов. Материал излагает в определѐнной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочѐтов.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания напрактике.

3. Не всегда обосновывает подбор факторов, примеров, данных, характеризующих биологические явления иобъекты.

Отметка «3» ставится, если выпускник:

1. Показал знания основного содержания учебного материала, но имеет пробелы.

2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения учебного материала, допускает ошибки при их изложении; даѐтнечѐткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий изаконов.

4. Правильно выполняет не менее половины работы. Допускает не более двух грубых ошибок и трѐхнедочѐтов.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.


Билеты по биологии

Билет № 1 1. Перечислите уровни организации живой природы, дайте характеристику каждому уровню. 2. Объясните, как осуществляется гуморальная регуляция деятельности организма, роль гормонов. Сравните железы внутренней и смешанной секреции. 3. Решите задачу на неполное доминирование признаков.
Билет № 2 1. Дайте определение термину экосистема. Назовите состав и свойства экосистем. 2. Объясните, из каких отделов состоит рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса. Расскажите о взаимосвязи функций и строения спинного и головногомозга. 3. Задание на сравнение симпатического и парасимпатического отделов нервной системы человека.
Билет № 3 1. Назовите неорганические и органические вещества клетки и ихфункции. 2. Что такое анализатор. «Ухо слушает – мозг слышит» Дайте анатомо – морфологическое и физиологическое объяснение данного выражения. 3. Задание на составление цепи питания в экосистеме.
Билет № 4 1. Дайте характеристику строения и функции клетки. Сравните растительную и животную клетку. 2. Строение скелета человека, типы костей, соединение костей. Перечислите особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. 3. Задание на определение стадий развития паразитическихчервей.
Билет № 5 1. Дайте определение энергетическому обмену. Назовите этапы энергетического обмена и процессы, происходящие в данныхэтапах. 2. Охарактеризуйте состав и функции внутренней среды организма. Назовите клетки крови. Объясните взаимосвязь функции и строения клеток крови. 3. Объясните предложенную задачу.
Билет № 6 1. Дайте определение фотосинтеза. Объясните процессы, происходящие в световой и темновой фазах фотосинтеза, значение фотосинтеза. 2. Объясните строение и функции сердца и кровеносных сосудов. Схематически изобразите большой и малый круги кровообращения, указав направление движения крови. 3. Задание на определение типов приспособлений организмов к среде обитания.

Билет № 7 1. Дайте характеристику царства Бактерии. Назовите особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. 2. Строение дыхательной системы человека. Два ученика спорят: один говорит, что воздух самотеком, пассивно входит в легкие и растягивает их, а другой утверждает, что воздух входит в легкие только тогда, когда мы делаем активные дыхательные движения. Каково ваше мнение. Объясните механизм легочных движений. 3. Объясните предложенную задачу.
Билет № 8 1. Нуклеиновые кислоты, их виды, строение, значение в процессе биосинтеза белка. 2. Дайте характеристику пищеварительной системе человека. Объясните          процесс пищеварения и роль ферментов в процессе пищеварения. 3. Задание на объяснение причин изменения в экосистемах.
Билет № 9 1. Объясните биологическое значение размножения. Сделайте                    сравнительную характеристику бесполого и полового размножения. 2. Дайте характеристику мочевыделительной системы человека. Опишите строение и значение почки и нефрона. Расскажите о заболеваниях органов мочевыделения. 3. Задание на определение класса и семейств данных растений.
Билет № 10 1. Деление клетки. Биологическое значение митоза и мейоза. 2. Проанализируйте особенности высшей нервной деятельности человека.                             Сравните условные и безусловные рефлексы. 3. Задание на определение объѐма крови.
Билет № 11 1. Охарактеризуйте строение и функции листа. Назовите виды листьев и приведите примеры. 2. Дать характеристику царства Вирусы. Назовите особенности строения и процессов жизнедеятельности. Расскажите о значении вирусов. 3. Задание на определение форм бактерий.
Билет № 12 1. Дать определение понятию пластический обмен. Объясните, как осуществляется биосинтез белка. 2. Дайте характеристику Надкласса рыбы. Перечислите особенности строения и жизнедеятельности. 3. Задание на определение типа взаимоотношений в экосистеме и группы экологических факторов.

Билет № 13 1. Дать определения основным понятиям генетики. Объясните и проанализируйте опыты и законы Г.Менделя. 2. Дайте характеристику царства грибов, отметить их особенности, классификацию и значение. 3. Объясните предложенную задачу.
Билет № 14 1. Генетика человека. Сцепленное с полом наследование. Методы изучения наследственности. Генетические проблемы сохранения здоровья. 2. Дайте характеристику Водорослям. Рассказать о размножении и значении водорослей. 3. Задание на определение типа кровотечения
Билет № 15 1. Дайте определения основным экологическим факторам, и объяснить их действие на живые организмы. 2. Характеристика высших споровых растений на примере Мохообразных. Рассказать о размножении и значении мхов. 3. Задача на анализирующее скрещивание.
Билет № 16 1. Дать определение изменчивости и назвать ее виды. Дать определение термину мутация. Проанализировать генные, геномные и хромосомные мутации. Объяснить причины возникновения мутации. 2. Дайте характеристику Папоротникообразных. Особенности строения и значение растений. 3. Задача на определение последовательности нуклеотидов в ДНК по известной молекуле РНК.
Билет № 17 1. Дать определение термину онтогенез. Объяснить этапы эмбрионального и постэмбрионального развития организмов. 2. Дайте характеристику Голосеменным. Назовите биологические особенности строения и размножения. Рассказать о значении хвойных растений. 3. Задание на оказание первой помощи при остановке дыхания
Билет № 18 1. Методы селекции. Особенности селекции растений и животных. 2. Дайте характеристику Покрытосеменным растениям. Какие особенности позволили покрытосеменным занять господствующее положение на Земле? 3. Объясните предложенную задачу.

Билет № 19 1. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. 2. Дать характеристику Подцарства Простейшие. Рассказать об особенностях жизнедеятельности и классификации. Отметить значение простейших в природе и в жизни человека. 3. Задание по оказанию первой доврачебной помощи при перегревании, ожогах и обморожениях.
Билет № 20 1. Назовите  первоначальныевзгляды и   гипотезы на происхождение жизни на Земле. Объясните гипотезу А.И.Опарина. 2. Дайте  характеристику  Типу  Кишечнополостные.  Объясните            особенности жизнедеятельности иклассификации. 3. Задача на кодоминирование.
Билет № 21 1. Объясните доказательства эволюции органическогомира. 2. Дайте общую характеристику плоским, круглым, кольчатым червям. Рассказать об особенностях жизнедеятельности иклассификации. 3. Задание на определение разновидности ротовых аппаратов насекомых.
Билет № 22 1. Прогресс и регресс. Пути достижения эволюционного прогресса. 2. Дать общую характеристику Типа Членистоногие. Рассказать об особенностях жизнедеятельности иклассификации. 3. Задание по оказанию первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихе суставов и переломекостей.
Билет № 23 1. Дать определения термину вид и популяция, назвать критерии вида. Охарактеризовать процесс видообразования. Назвать редких и исчезающих видов растений и животных Казахстана, меры ихсохранения. 2. Дать характеристику типу Моллюски. Рассказать о многообразии изначении. 3. Объясните предложеннуюзадачу.

Билет № 24 1. Назвать этапы эволюции человека. Отметить характерные особенности древнейших, древних и современных людей. Перечислить факторы антропогенеза. Рассказать об особенностях человеческих рас. 2. Дать характеристику класса Пресмыкающиеся. Перечислить черты приспособления к размножению и жизни на суше. Рассказать об экологических группах пресмыкающихся. 3. Задание на определение типа соцветия.
Билет № 25 1. Дать определение термину биосфера. Рассказать о компонентах и функции биосферы. Перечислить влияние человека набиосферу. 2. Дать характеристику класса Млекопитающие. Рассказать о многообразии млекопитающих. 3. Задание на выявление приспособленности растений к опылению.

Приложения к билетам

2019-07-03 162 Обсуждений (0)
К проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)