К проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БИОЛОГИИ (предмет по выбору) Класс Караганда -2019 Пояснительная записка к проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования При разработке билетов учитывалось, что в основной школе закладываются основы для последующего изучения курса биологии, формируется эмпирический базис для знакомства с биологическими теориями и закономерностями. Это делает курс биологии девятилетней школы относительно завершенным и функционально полным и позволяет выявить учебные достижения выпускников, осуществить дифференциацию учащихся по уровню биологической подготовки с целью определения их дальнейшего жизненногопути. Для реализации компетентностного подхода и функциональной грамотности учащихся, в экзаменационные билеты включены вопросы и задания, которые позволят не только оценить учебные достижения выпускников, но и выявить их умения применять теоретические знания на практике, в нестандартных ситуациях. С этой целью в билеты включены вопросы, контролирующие общеучебные умения, а также знания о социальной сущности человека, его психологии и поведении, здоровом образе жизни, сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдении норм поведения вприроде. Содержание учебного материала, проверяемое билетами, соотнесено с объемом времени, отводимым на изучение биологии в основной школе базисным учебным планом. Структура билетов Для проведения итоговой аттестации предлагается 25 билетов по три вопроса в каждом, что позволяет при организации итогового контроля осуществить широкий охват основного содержания школьного курса биологии на второй ступени обучения. Каждый билет включает три вопроса: · Первый и второй вопросы направлены на проверку теоретических общебиологических знаний и пониманий признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов; сущности биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни, а так же умений объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. · Третий вопрос носит практико-ориентированную направленность и предполагает контроль практических умений применять знания в измененной и новой ситуации при решении биологических задач по цитологии, генетике, работе с микроскопом, определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); составлять цепи питания и раскрывать значения звеньев этой системы; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах; демонстрировать оказание первой доврачебной помощи в различных жизненных ситуациях. Для подготовки к ответу выпускнику отводится 20 минут. Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (микропрепараты, гербарные образцы и натуральные объекты, коллекции плодов, семян и т.д.) готовит учитель. Для иллюстрации своего ответа школьники могут использовать таблицы, муляжи и макеты, которые находятся в кабинете биологии, но они не должны содержать подсказки.
Рекомендации по оцениванию ответа выпускника основной школы по биологии. Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. При оценивании ответа следует руководствоваться следующими критериями: Отметка «5» ставится, если выпускник: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно оформлять учебныйматериал. 3. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой в биологии терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение основных понятий, законов, теории. 4. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта. 5. Ответ на конкретный вопрос раскрывает полностью, без фактических ошибок. Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник: 1. Показывает знания всего изученного программного материала, даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности в выводах, обобщениях и при использовании научных терминов. Материал излагает в определѐнной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочѐтов. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания напрактике. 3. Не всегда обосновывает подбор факторов, примеров, данных, характеризующих биологические явления иобъекты. Отметка «3» ставится, если выпускник: 1. Показал знания основного содержания учебного материала, но имеет пробелы. 2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения учебного материала, допускает ошибки при их изложении; даѐтнечѐткие определения понятий. 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий изаконов. 4. Правильно выполняет не менее половины работы. Допускает не более двух грубых ошибок и трѐхнедочѐтов. Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует. Билеты по биологии
Приложения к билетам |
2019-07-03 | 162 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: К проведению экзамена и составлению экзаменационного материала по биологии за курс основного среднего образования |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы