Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
Глава 4. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




При планировании профилактической работы это важно иметь в виду.

Одной из главных задач работников ОППН является своевременное выявление групп и взятие их на учёт. Все это помогает определить в отношении каждого из участников комплекс профилактических мер.

Уже сам по себе факт постановки на учёт представляет средство психологического воздействия, побуждая несовершеннолетних воздержаться от противоправных действий. Целесообразно, чтобы при взятии на учёт о ней было сообщено, как требует приказ, по месту учёбы, работы, жительства и т.д.

При выявлении групп, представляющих для нас интерес, необходимо знать их характерные признаки. Вот некоторые из них:

а) наличие в них лиц с антиобщественным поведением (судимых, вернувшихся из СПТУ, СШ, состоящих на учёте);

б) наличие в них подростков, которые не учатся и не работают;

в) участие лиц, у которых неблагополучная обстановка в семье;

г)  наличие лиц с ограниченными интересами, занимающихся бесцельным времяпрепровождением.

Совокупность этих признаков, проявившихся в той или иной степени, характерна для подавляющего большинства групп, участвовавших в преступлениях.

Своевременность учёта зависит во многом от умения выявить и изучить группы на той стадии, когда они еще не совершают преступлений, а лишь организуются для этого. Полнота учёта зависит от умения выявлять из большого числа озорничающих мальчишеских компаний те, на которых надо обратить внимание.

Как известно, на учёт берутся группы, в том случае, когда каждый из участников может быть взят на учёт, а если группа еще не совершает противоправных действий, но по всему видно, что состоит на грани этого, то здесь через общественность и коллективы по месту учёбы и работы нужно принять упреждающие меры.

В процессе изучения групп, взятых на учет, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на следующее:

1. Характер и причины отклонений в образе жизни, поведении, вовзглядах, привычках членов групп.

2. Возможность их исправления и перевоспитания.

3. Распределение ролей, характер взаимоотношений между участника ми.

4. Индивидуальные особенности каждого участника, с учётом которых он может быть использован для перевоспитания других членов группы.

5. Жизненные цели каждого участника.

6. Характер правонарушителей (до взятия на учёт и после).

7. Сведения о личности участников.

8. Излюбленные места сборищ.

9. Условия жизни, воспитания, учёбы, работы.

10. Интересы к музыке, технике, литературе и т. д.

11. Отношение к коллективу.

12. Удовлетворение своим участием в группе.

13. Сведения об изменениях в характере группы в результате проведения профилактических мероприятий.

Источниками таких сведений могут быть характеристики из коллективов, беседы с родственниками, соседями и др.

Работники ОППН и другие службы милиции выявляют группы:

а) в результате патрулирования;

б) поступающей информации;

в) при проведении следственных действий;

г)  в процессе индивидуальной профилактики (беседы);

д) в результате доставления в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушения;

е)  изучая сведения в картотеках, журналах задержанных, в профилактических делах и связи лиц, состоящих на учёте по профилактическим делам и учётно-профилактическим карточкам.

Вместе с тем принимаемыми мерами пока не удается сдерживать рост преступности, стабилизировать обстановку. Молодежная преступность растет. Раскрываемость таких преступлений не улучшается. Увеличивается "вилка" между количеством выявленных преступников и числом осужденных.

В Ростовской области в связи с ростом групповой преступности, имеющим преимущественно объективные причины, требуются дополнительные меры по укреплению органов охраны правопорядка, в первую очередь органов внутренних дел, меры по улучшению организации их деятельности.

Изучение показало, что милиция нуждается сегодня в современных средствах связи и передвижения, криминалистической и оперативной технике, в увеличении штатной численности, в профессиональных кадрах. Обеспеченность ее специмуществом, техникой и транспортом, обмундированием на местах составляет 60—70 % от норм положенного. Нагрузка сотрудников уголовного розыска, ОПППН, следователей, криминалистов, участковых инспекторов милиции значительно превышает установленные нормативы. Значительная их часть работает в должности не более трех лет, не имеет юридического образования.

Имеются серьезные недостатки в организации работы различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений несовершеннолетних и молодежи.

Сотрудники уголовного розыска имеют слабые оперативные позиции в преступной молодежной среде и криминальных, и предкриминальных группах несовершеннолетних, и молодежи по месту жительства.

Не отвечает современным требованиям уровень воспитательно-профилактической работы в отделениях по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних. Их правовой статус еще окончательно не определен. В законе "О милиции" вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних среди задач и обязанностей милиции вообще не упоминаются. Ничего не говорится в нем и об инспекциях по делам несовершеннолетних, хотя в системе органов милиции они являются основным подразделением, обеспечивающим предупреждение правонарушений среди подростков.

Ощущается разобщенность деятельности ОПППН и аппаратов уголовного розыска. С созданием в органах внутренних дел службы профилактики указанные подразделения подчинены различным службам. В районах и городах были упразднены специализированные подразделения уголовного розыска по делам несовершеннолетних. Такие решения не отвечают современным тенденциям преступности несовершеннолетних и молодежи. По нашим данным, молодежь в возрасте 14—29 лет составляет подавляющую часть (от 50 до 80 %) участников основных видов преступлений, регистрируемых по линии уголовного розыска. В то же время, как показал опрос осужденных несовершеннолетних, более 60 % подростков до совершения преступления не состояли на учете в милиции и в отношении них никакие меры не принимались. Аналогичные результаты получены в ходе других исследований. По данным К. К. Горяинова и Г. И. Фильченкова, 68 % несовершеннолетних, участвовавших в групповых преступлениях, своевременно не выявляются и на учет не ставятся, оперативно-розыскные мероприятия в отношении таких лиц не проводятся.1

Причину недостаточной эффективности своей работы сотрудники ОПППН часто усматривают в переориентации их деятельности, в том, что их на местах привлекают к раскрытию общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, а фактически всех преступлений, совершенных подростками. Это мнение поддерживается и некоторыми учеными. Доктор юридических наук Л. Л. Каневский критикует приказ МВД РФ, возложивший на ОПППН обязанность производить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности. Ссылаясь на мнения сотрудников ОПППН и на то, что среди них только 10 % имеют юридическое образование, он считает предусмотренную в приказе меру малоэффективной и не способствующей организации воспитательно-профилактической работы среди обслуживаемого контингента.

Представляется, что в современных условиях было бы преждевременным освобождать сотрудников ОПГГПН от этих обязанностей. Поскольку речь идет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, и сборе первоначальных документов для принятия соответствующего решения, трудно найти более подходящее подразделение для выполнения указанных функций, чем ОПППН. Другие службы ОВД работают с не меньшей нагрузкой и не лучше обеспечены кадрами с юридическим образованием. Приказ МВД вполне соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству. Законом предусмотрена не только возможность, но даже и обязанность осуществления подобных функций органами дознания (ст. 119 УПК РФ), но на практике это необоснованно игнорируется. К тому же в процессе сбора таких материалов сотрудники ОПППН не только не теряют связи с "обслуживаемым контингентом лиц", а, напротив, имеют возможность получить обширную информацию об их образе жизни и ближайшем окружении, что позволяет им более эффективно решать свои задачи.

Недостаточна роль в предупреждении преступности несовершеннолетних и участковых инспекторов милиции. Зоны обслуживания участковых и сотрудников ОПППН, как показало изучение в некоторых районах Ростовской области, подчас не совпадают, и они слабо взаимодействуют между собой.

Органы предварительного следствия далеко не по всем уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а особенно молодежи, полно выясняют обстоятельства, способствующие совершению ими преступлений, условия жизни и воспитания подростков, наличие взрослых подстрекателей и попустителей. Содержание представлений следователей по конкретным уголовным делам и изложенные в них рекомендации в большинстве случаев носят формальный и шаблонный характер.

Слабо участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи патрульно-постовые службы, ГИБДД.

Требуется принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в этой области. Необходимо внести коррективы в соответствующие нормативные документы, регламентирующие работу различных служб ОВД по предупреждению преступности молодежи с тем, чтобы повысить ее эффективность.

Речь идет не только о подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но и центрах временной изоляции для несовершеннолетних, подразделениях криминальной милиции, других подразделениях, осуществляющих меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Специально-криминологическую профилактику целесообразно осуществлять дифференцировано по отношению к различным криминогенным источникам преступности, сферам жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, каждая из которых имеет свою специфику. Важнейшая задача специальной профилактики — целенаправленное выявление, устранение, ослабление, нейтрализация криминогенных факторов в ближайшем микросоциальном окружении молодежи и подростков, позитивное изменение личности молодых людей. Для ее выполнения требуется обеспечить в каждом случае предварительное изучение характеристик объекта воздействия, планомерность и последовательность осуществляемых профилактических мероприятий, их достаточность. В этом плане особую актуальность приобретают сегодня, как показало изучение, следующие направления специально-криминологической деятельности:

1. Профилактика криминогенных факторов семейного неблагополучия.

2. Нейтрализация криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах.

3. Профилактика неблагоприятного влияния на молодежь неформальных микрогрупп отрицательной направленности.

4. Улучшение состояния микросреды молодежи в местах лишения свободы.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье может осуществляться в следующей последовательности:

1. Выявление неблагополучных семей.

2. Диагностика семейного неблагополучия.

3. Осуществление профилактических мероприятий по нормализациимикроклимата в семье.

4. Принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей. Выявление семей, где не обеспечивается должное воспитание детей или отсутствуют надлежащие условия жизни и развития несовершеннолетних и молодежи, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников. Среди них можно отметить следующие:

•   письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;

•   протоколы задержания сотрудниками милиции несовершеннолетних и молодых людей за различные правонарушения;

•   административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинские вытрезвители, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.);

•   материалы проверки в отношении лиц, совершивших общественно опасные действия, предусмотренные уголовным законодательством, до достижения возраста уголовной ответственности;

•   материалы уголовных дел в отношении несовершеннолетних; материалы уголовных дел в отношении взрослых, имеющих семью и детей, несовершеннолетних или молодых братьев и сестер;

•   материалы медицинских учреждений о лицах, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, о несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в вендиспансерах;

•   материалы бракоразводных процессов в судах; данные паспортных столов, отделов ЗАГС, жилищно-коммунальных хозяйств, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, о семьях, испытывающих сильные материальные затруднения;

•   данные служб занятости населения о семьях, где оба родителя, имеющие детей, не имеют работы;

•   специальные анкеты, заполненные конкретными подростками;

•   оперативные данные.

Проведенное авторами в 1999 г. исследование показало, что в отличии от данных прошлых лет, большинство правонарушающих несовершеннолетних проживают в полных семьях.

Диагностика семейного неблагополучия осуществляется путем изучения документов, обследования неблагополучной семьи с составлением акта обследования, в котором отражаются количественно-качественные характеристики неблагополучной семьи (число членов семьи, ее материальное положение, жилищные условия, моральный климат в семье, взаимоотношения родителей между собой и с детьми, данные о поведении членов семьи и т. д.) и намечаются пути нормализации обстановки в ней, формы общественно-государственного контроля. Комиссионные обследования проводятся сотрудниками милиции совместно с работниками учебных заведений, представителями местной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних, депутатами.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях осуществляются в двух формах:

1. Воспитательно-предупредительное воздействие.

2. Принудительно-правовое воздействие.

Воспитательно-предупредительные мероприятия осуществляются в двух уровнях:

1. В отношении определенных групп семей (общие меры).

2. В отношении конкретной семьи (индивидуальные меры).

Субъектам профилактики можно рекомендовать такие апробированные общие мероприятия, как:

•   организация педагогического всеобуча родителей в учебных заведениях;

•   выступление перед родителями представителей правоохранительных органов с лекциями и беседами на правовые темы;

•   создание при кинотеатрах, клубах, Дворцах культуры кинолектория для родителей с тематикой "Дети и закон", "Когда в ответе родители", "Половое воспитание девушек и юношей", "Молодежь и наркомания", "Ответственность несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения" и др.;

•   выездные открытые заседания судов, комиссий по делам несовершеннолетних с рассмотрением уголовных дел по преступлениям подростков и молодых людей, материалов о лишении родительских прав, с обсуждением в присутствии родителей из семей риска актуальных проблем правонарушений несовершеннолетних и молодежи в микрорайоне, населенном пункте;

•   организация в микрорайонах, в общественных местах родительского патруля;

•   организация учебы шефов, оказывающих методическую помощь неблагополучным семьям и осуществляющих контроль над ними.

Общие воспитательно-профилактические мероприятия довольно разнообразны и не ограничиваются предложенным выше перечнем. Потому необходимо постоянно изучать практику, искать новые формы работы, распространять положительный опыт.

Столь же многообразны индивидуально-профилактические меры. Однако последние должны выбираться с учетом конкретной характеристики той или иной неблагополучной семьи, с учетом диагностики степени семейного неблагополучия. При этом на каждую отдельную неблагополучную семью субъектом профилактики разрабатывается план индивидуальных мероприятий, краткий перечень которых может быть таким:

•   изучение родителей по месту работы и жительства, возможностей влияния на них коллектива;

•   подбор и закрепление шефа из числа авторитетных лиц (депутатов,  учителей, работников правоохранительных органов, молодежных организаций и других);

•   посещение семьи на дому;

•   приглашение родителей (в зависимости от обстоятельств и с несовершеннолетними, и взрослыми детьми) для индивидуальной беседы в подразделениях органа внутренних дел;

•   обращение с ходатайством в соответствующие учреждения об оказании конкретным семьям материальной, финансовой помощи, помощи в трудоустройстве, обеспечении жильем и т. д.

Когда воспитательно-профилактическая работа, несмотря на принятые исчерпывающие меры, не дает положительного результата или когда деградация семьи достигла непосредственно угрожающей физическому и психическому здоровью детей степени и требуется безотлагательная их защита, а также в предусмотренных законом случаях применяются принудительно-правовые меры воздействия на родителей и лиц, их заменяющих. Субъекты профилактики располагают достаточно широким арсеналом таких мер. Законодательством предусмотрена правовая ответственность нерадивых родителей (вплоть до уголовной) за преступное или просто безответственное их отношение к воспитанию детей.

Изучение практики нейтрализации криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах показывает, что указанное направление деятельности субъектов профилактики значительно актуализировалось. Характеристика микросреды в учебных и трудовых коллективах за последние годы значительно ухудшилась. У учащейся и работающей молодежи теряется интерес к школе, к массовым профессиям людей труда. В школьных и трудовых коллективах обостряются межличностные отношения. Растет взаимное непонимание между учителями и учениками, преподавателями и студентами, руководителями и рабочей молодежью. Часто возникающие конфликтные ситуации подростки и молодежь пытаются разрешить силовыми методами, а потребность в общении компенсируется установлением связей в педагогически запущенных неконтролируемых группах.

Выборочное изучение проблемы насилия было проведено в шести школах города Ростова-на-Дону (анонимное анкетирование 513 учащихся 4 - 11-х классов), расположенных в районах и микрорайонах различной степени криминальной зараженности. Возраст опрошенных — от 10 до 17 лет, 47 % — лица мужского пола, 52 % — женского.

27 % респондентов указали, что подвергались насилию, из них 39 % — один раз, 23 % — два раза и 32 % — более двух раз.

Формы насилия распределились следующим образом: вымогательство денег — 47%, избиение — 34%, издевательство — 18%, вымогательство вещей — 13 %, насилие над личностью (вербальное) — 9 %, попытка изнасилования — 6 %, изнасилование — 1 % (последние две цифры, в силу известных обстоятельств, даже при анонимной форме опроса далеко не отражают реальное состояние проблемы).

Насильники, как правило, — это старшеклассники (34 %), чаще из числа "чужих" (45 %), т. е. учеников других школ или иных учебных учреждений, в первую очередь ПТУ, а также нигде не работающих и не учащихся подростков.

Действуют насильники в основном группой (60 % случаев); в одиночку — лишь 24 %.

Насилие, как правило, сопровождается угрозой с помощью ножа (19 %), кастета (5 %), огнестрельного оружия (4 %), а также газового пистолета или баллончика, нунчак, металлических палок, цепей, палок и т. д.

Более трети опрошенных (37 %) никому не рассказали о том, что с ними случилось, т. к. "не верят, что им помогут" (22 %) или считали, что "будет еще хуже" (11 %).

Из тех, кто решился рассказать о своей беде, доверилось родителям 42 %; друзьям, товарищам — 53 %, учителям — 4 %, представителям милиции (в основном ОПППН) — 4 %.

Важно подчеркнуть, что знают о фактах насилия в своей среде 73 % опрошенных школьников.

При этом наблюдали это явление или являлись его свидетелями — 19 % респондентов, 41 % учащихся узнали об этом от своих друзей и товарищей, 30 % — от родителей и лишь 10 % — от учителей. Только 11 % опрошенных указали, что знают о проблеме благодаря средствам массовой информации.

Более половины респондентов (58 %) подчеркнули, что не чувствуют себя защищенными от насилия, и лишь 36 % ответили положительно (однако почти треть из них просто надеется на свои кулаки, замкнутый образ жизни и т. д.). 32 % учащихся ответили — "все вместе", милиция — 35 %, сами школьники — 24 %, родители и учителя (по 9 %).

Симптоматично, что при этом 54 % опрошенных самым эффективным способом борьбы с насилием считают установление постоянных постов милиции в школе. Серьезный аргумент в пользу введения должности школьного инспектора милиции.

Анализ проблемы по половому признаку показал, что среди жертв насилия мальчики (юноши) составляют более двух третей, хотя менее защищенными считают себя девочки (девушки).

В целом исследование выявило не только крайнюю серьезность проблемы, но и повышенную тревожность и ожесточенность детей и подростков.

Пессимистов среди опрошенных, по отношению к возможному положительному изменению ситуации, явное большинство, а "оптимисты", в большинстве случаев это те, кто верит в себя (в свою силу, имеющиеся средства самозащиты), в своих старших братьев или "крутых" друзей.

Большинство опрошенных, особенно среди старшеклассников, не только достаточно четко представляют себе состояние проблемы, ее основные причины, но и предлагают пути борьбы с этим явлением и его предупреждения.

В обобщенной форме эти предложения сводятся к следующему: обучать детей и подростков способам самозащиты, умению правильно (грамотно) вести себя в соответствующих обстоятельствах, больше внимания уделять повышению культуры и нравственности (ввести уроки "что такое хорошо, и что такое — плохо"), особое внимание уделять детям из малообеспеченных семей и т. д.

Исследование не только подтвердило серьезность проблемы насилия среди детей и подростков (в том числе и за пределами школы), но и настоятельную необходимость принятия неотложных и действенных мер реагирования государства и общества.

Сотрудникам органов внутренних дел — ОПППН, участковым инспекторам и другим необходимо постоянно изучать процессы, происходящие в молодежной среде в школах и трудовых коллективах, находящихся в зоне обслуживания, наладить соответствующий учет коллективов, в которых складывается неблагоприятная обстановка, применять весь арсенал имеющихся профилактических мер (как общего, так и индивидуального характера) для ее нормализации. От сотрудников уголовного розыска требуется наращивать оперативные позиции в таких коллективах. Руководителям органов внутренних дел в городах, районах и области необходимо систематически рассматривать на коллегиях, оперативных совещаниях вопрос о состоянии оперативной обстановки и профилактической работы в расположенных на обслуживаемых территориях школах, ОПТУ, вузах, предприятиях и организациях. Требуется обеспечить обмен информацией между различными подразделениями по указанным вопросам, вносить представления в соответствующие вышестоящие учреждения образования, комитеты и министерства.

Широкую распространенность в подростковой и молодежной среде получили сегодня неформальные группы с отрицательной направленностью. В них господствует бесцельное времяпрепровождение, сопровождающееся пьянством, употреблением наркотиков, азартными играми, учинение хулиганских действий, насилием над отдельными членами группы, совершением правонарушений и преступлений. Последнее является, прежде всего, результатом неосознанной реакции молодежи на резкий рост общественных противоречий. Большинство таких групп возникает по месту жительства молодых людей для совместного проведения досуга, на базе класса, общежития, двора, квартала и т. д. Неорганизованность досуга, отсутствие социального контроля, слабая профилактическая работа приводят к тому, что часть групп, особенно те, в которых появляется ранее судимый лидер, переориентируется в криминально-правонарушающую, со своей субкультурой, системой взаимоотношений. В них вовлекаются неискушенные подростки, девочки из неблагополучных семей, в отношении которых совершается насилие, разврат и которых привлекают к совершению преступлений. Существуя длительное время (по нашим данным, от 6 месяцев до двух лет) и оставаясь при этом невыяв-ленными, такие группы начинают объединяться и тяготеть к организованным преступным структурам.

Анкетирование несовершеннолетних, состоящих на учете в ОПППН в Ростовской области (гг. Ростов-на-Дону, Волгодонск, Цимлянск), показало, что большинство (59,3 %) совершали преступление (правонарушение) в группе. Состав группы свыше 4-х человек указали 39 % опрошенных. Почти половина (46,7 %) таких групп имеет явного лидера. На возможность выхода из группы указали 54,8 % респондентов.

Большинство групп несовершеннолетних правонарушителей (60 %) состоит из несовершеннолетних мужского пола. Смешанные по полу группы составляют 21,2 %.

Большая часть опрошенных привлекалась к уголовной ответственности по ст. 158 и 228 УК РФ. Наблюдается тенденция омолаживания членов преступных групп. В возрасте 12—14 лет в них состояло 28,9 % несовершеннолетних. На момент совершения преступлений (правонарушений) учились в средней школе 62,2 %, учились в ИГУ (лицее) — 21,5 %, работали — 3,7 %, нигде не работали и не учились — 11,9 %. Таким образом, сравнивая аналогичные данные прошлых лет, можно сделать вывод о тенденции роста преступности среди учащихся средней школы.

Отрицательное влияние неформальных групп на подростков и молодежь невозможно пресечь их изоляцией от группы, поскольку последняя обеспечивает им необходимый социальный и эмоциональный комфорт. В литературе предлагаются различные пути разрешения этой проблемы. Наиболее рациональной и приемлемой нам представляется точка зрения О. Б. Лыся-гина,1 который видит три варианта решения:

1) отрыв молодого человека от криминогенной среды с одновременным включением его в среду положительную;

2) переориентация криминогенной среды (группы) на общественно полезную, позитивную основу;

3) расформирование подростковых (молодежных) групп, деятельность которых отражает их антиобщественную направленность.

Остановимся на приемах и методах воздействия на группу в целом.

1. Самый распространенный метод —разобщение. Он состоит в том, что участники групп определяются в различные учебные заведения или устраиваются на различные предприятия.

Одновременно проводятся беседы с родителями о том, чтобы они не разрешали ребятам общаться друг с другом. Иногда организатор группы и наиболее активные её участники направляются в СПТУ и СШ, можно использовать временное направление на 15 суток в ПРИ.

Нужно иметь в виду, что при неудачной попытке разобщения связи между подростками нередко укрепляются, и их поведение может уже носить выраженный антиобщественный характер.

2. Другой способ — переориентация. Суть его в том, что группа в основном сохраняет свой состав, но её направленность меняется с помощью профилактических мер, применяемых в отношении всей компании в целом.

Воспитательное воздействие на каждого участника осуществляется посредством влияния на группу.

Причем известны методы, когда воздействие на группу ведется не только путем личного воздействия работниками милиции, но и косвенным путем через педколлективы и общественность. В отношении других приемов можно остановиться на следующих:

1. Переориентации группы с помощью лидера — путем воздействия через него на группу.

Для этого необходимо выявить вожаков (считается, что существование вожаков в группе закономерно, причём с устранением одного лидера его место занимает другой).

2. Можно переориентировать группу и введением нового лидера из числа общественности. Влияние старого естественно уменьшается. Нужно иметь в виду, что все варианты переориентации основаны главным образом на некритическом отражении участниками группы того влияния, которое на них оказывают лидеры и наиболее стойкие участники.

В настоящее время проблема лидерства является одной из самых серьезных.

Дело в том, что лидер в школе и лидер на улице — совершенно разные люди. Некоторые несовершеннолетние, обладающие организаторскими способностями, становятся вожаками уличных стихийных компаний. В школах, попадая в разряд "трудных", отстраняются от лидерства. В других случаях сами не хотят занимать командные должности. Особенно, если в активе — в основном девочки.

Таким образом, пока будет существовать такое ненормальное положение, будут нежелательные формирования в среде несовершеннолетних.

Невольное сопротивление этому процессу усиливает у лидера, как уже было сказано, потребность участвовать в группе сверстников одного пола. Следовательно, выход в расширении мальчишеских компаний, контролируемых взрослыми (кружки, секции, службы, лагеря).

Включение всех или нескольких участников в другой коллектив с иной полезной направленностью (кружок, лагерь) и будет следующим третьим приемом переориентации группы.

К сожалению, работники наших ОГГПН не всегда придают значение и умело используют досуг несовершеннолетних в перевоспитании (в нравственном развитии, изжитии вредных привычек поведения в целом).

Следует помнить, что подростки-правонарушители всегда любят живое дело и не терпят монотонности. Им присущи такие качества, как:

а) общительность;

б) жажда исследования (отсюда легко возбудимое любопытство, вопросы);

в) стремление к созиданию из ничего, дополняя недостающее воображением;

г)  инстинкт творчества (стремление проявлять себя, фантазия);

д) инстинкт подражания.

Суммируя изложенное, можно сформировать требования, которым должен отвечать коллектив, способный переориентировать группу несовершеннолетних.

Его деятельность должна быть полезной, увлекательной и интересной при соблюдении принципов самостоятельности, активности и творчества, удовлетворяющих несовершеннолетнего.

Какие же меры индивидуальной профилактики можно применить к участникам групп?

Мы неоднократно обращали ваше внимание на то, что профилактическое воздействие на группу не означает отказа от индивидуальной работы с каждым её членом.

Более того, воздействие на группу только тогда оказывается эффективным, когда затрагивает индивидуально каждого участника.

Нужно помнить, что все применяемые средства индивидуальной профилактики можно рассматривать как мероприятия по предотвращению групповой преступности несовершеннолетних.

В работе с несовершеннолетними, входящими в группы, необходимо:

1. Изучить их индивидуальные особенности, мировоззрение, интеллект, психическое состояние, нравственные качества. Если первые индивидуальные особенности позволяют правильно планировать профилактическую работу, то последнее позволит судить о готовности к исправлению. Важно установить собственное мнение подростка к противоправному поведению,  носит ли оно характер раскаяния, отличается безразличием или подросток бравирует своими поступками.

2. Нужно учитывать конкретные обстоятельства, которые способствовали противоправному поведению и создают трудности в перевоспитании.

3. Установление психологического контакта между правонарушителем, родителями и работниками милиции.

4. Неотвратимость наказания.

Безнаказанность способствует укреплению групповой солидарности, которая довлеет над каждым участником и может свести на нет эффективность воспитательных усилий.

И напротив, применение к виновным нужных санкций создает необходимые предпосылки индивидуальной профилактики.

5. Очень важна правильная избирательность профилактических приемов, так как одни и те же меры воздействия могут вести к противоположным результатам. Наиболее часто используются в профилактике индивидуальные беседы.

Беседы можно разделить на две группы:

1. Поискового характера. В ней важно определить причины плохого поведения подростка, характер его взаимоотношений с участниками группы,  занимаемое положение, иными словами, работник осуществляет поиск различных обстоятельств, знание которых помогает выработать конкретные способы индивидуального воздействия.

2. Профилактического характера, проводимые путем убеждения, внушения, предупреждения.

Проведенные проверки работы ОППН свидетельствуют, что индивидуальные беседы часто носят односторонний характер, проводятся преимущественно в связи с совершением правонарушения, тогда как беседа профилактического характера строится на основе собранной информации и предполагает воспитательное воздействие.

Зачастую не учитывается положение подростка в группе. Другие члены группы, узнав о вызове на беседу, настораживаются. Иногда могут быть полезны беседы со всеми участниками сразу. Здесь важно выбрать правильно место проведения, время, определить лиц, участвующих в беседе, родителей, членов педколлектива. Готовность к беседе во многом зависит от осведомленности тех, кого вызывают. Надо расположить участников к откровенному разговору. То, о чём каждый в отдельности боялся рассказать, говорят все, такая откровенность может способствовать переоценке своего поведения, способности исправляться.

Немаловажное значение имеет помощь родителям. Очень важно, чтобы работник ОППН стремился к установлению контакта с родителями. К сожалению, эти контакты сводятся к предъявлению различных претензий. Иногда, действительно, родители хотели бы правильно воспитывать детей, но у них не получается. В этих случаях надо организовать консультацию.

В отношении нерадивых родителей нужно принимать соответствующие меры, понуждающие их изменить отношение к детям.

Изучение групповых дел показало, что сотрудники ОППН не знают, что должно находиться в других оперативно-поисковых делах.

Необходимая документация:

1. Опись документов, находящихся в деле.

2. Постановление о необходимости заведения дела.

3. План мероприятий.

4. Избранный метод разобщения, переориентации, силы и средства участвующих в этом.

5. Характеристика группы (аморфная, ситуационная, имеется ядро, наиболее активные участники, прогнозированные группы).

6. Список участников группы.

7. Распределение ролей между участниками группы.

8. Излюбленные места сборищ.

9. Фотоснимки участников группы.

10. Схема связей участников группы.

11. Схема мест сбора участников группы.

12. Сведения о лицах, непосредственно отвечающих за воспитание подростка.

13. Другие лица, способные положительно повлиять на группу.

14. Характеристики на группу, полученные с места учёбы, работы.

15. Мероприятия, проводимые с группой.

16. Работа участкового инспектора с группой.

Такова краткая характеристика мероприятий, проводимых с группой несовершеннолетних.

Теперь о смешанных группах.

Согласно статистическим данным, в каждом 2—4-м групповом преступлении участвуют лица, достигшие 18 лет. Участие взрослых всегда сильно влияет на характер противоправных действий, совершаемых группами подростков. Исследования показали, что если срок существования п<



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
Глава 4. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)