Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по третьему разделу



2019-07-03 288 Обсуждений (0)
Выводы по третьему разделу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В результате подобранного инструментария для психологического исследования нам удалось оценить состояния: тревожности, фрустрации и агрессивности, как состояний личности.

Использование в диагностике констатирующего эксперимента и контрольного опроса после проведения аутогенной тренировки позволило получить данные для выявления эффективности использования аутогенной тренировки на негативные состояния личности.

Были выявлены значимые различия между показателями, полученными по шкале личностной тревожности Айзенка до прохождения аутогенной тренировки и после нее;

Из анализа значимых различий в показаниях критериев Стьюдента можно заключить, что наиболее значимыми показателями явились изменения по шкалам личностной тревожности в обеих методиках. Следовательно, применение аутогенной тренировки, исходя из результатов математической обработки, оказывает существенное влияние на снижение уровня тревожности.


Заключение

 

На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:

1) эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные и неприятные тона;

2) психофизические состояния – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата.

Теория эмоций представлена концепциями Ч. Дарвина, И. Гербарта, В. Вундта, Джеймса-Ланге, рассматривалась в работах отечественных ученых К.Э. Изарда, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина и др.

Психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств. Эмоции играют как положительную, так и отрицательную роль, влияя на психическое и физиологическое состояние человека. Такие негативные эмоциональные состояния, как тревожность, агрессивность и фрустрация в наибольшей степени приводят к дезорганизации деятельности человека и снижению ее эффективности; изменению ряда физиологических функций, в первую очередь, - вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неразрывно связаны друг с другом, т.е. всегда сопутствуют друг другу.

Проблемы регуляции психических состояний с давних лет были в поле внимания ученых, а отдельные индивиды самостоятельно пытались найти способы саморегуляции своих психических состояний. Сегодня одним из многочисленных, но наиболее эффективных и доступных методов саморегуляции эмоционального и функционального состояния достигается с помощью Аутогенной тренировки.

Исходя из этого, нами предпринято эмпирическое исследование влияния упражнений аутогенной тренировки на психические состояния личности и ее личностный уровень тревожности.

Данные, полученные нами в результате проведенного эксперимента на базе санатория «Молдова», достоверно показали, что аутогенная тренировка в значительной степени положительно влияет на общее психическое состояние личности и на отдельные показатели психических состояний.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о стабилизирующем влиянии аутогенной тренировки на эмоциональное состояние личности подтвердилась.

Практическая ценность, проведенного нами исследования и эксперимента заключается в том, что руководством санатория, заведующими физиотерапевтическим отделением и кабинетом лечебной физкультуры, методика аутогенной тренировки внедрена в практику и функционирует уже на протяжении 5 месяцев. Кроме того, положительные результаты, получаемые в результате использования аутогенной тренировки для стабилизации психических и функциональных состояний больных, натолкнули нас на идею дополнить аутогенную тренировку одновременным использованием методов фитотерапии, что было предложено руководству санатория. Исследование влияния, указанных средств, пока не осуществлено, но открывает широкие перспективы для дальнейшей работы в этом направлении.

Проведенные нами исследования находятся в русле интенсивно формирующейся в последние десятилетия психоэнергетики, которая рассматривает психику как сложную самоорганизующуюся систему взаимодействующих элементов. В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное положительное психотерапевтическое влияние аутогенной тренировки жизненно необходимо человеку для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.


Литература

 

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112-123.

2. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. - М.: Наука, 1979. - 454с.

3. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогеническая саморегуляция. - Л.: Медицина, 1977. - 136с.

4. Березин Ф.Б.Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 280с.

5. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 156с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Наука, 1996. - 211с.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 288с.

8. Горбатков А.А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии. - 2004. - №3. С.51-64.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб: Свет, 1997. - 510 с.

10. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.: Просвещение, 1978.-268с.

11. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. – 403 с.

12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.:Питер, 2002. – 740 с.

13. Катыгин Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. - Л, 1979, С.46-49.

14. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Просвещение,1997. - 190с.

15. Кудрявцева Н. Тревога как социальная болезнь // Химия и жизнь. - 2004. - №11. - С.10-14.

16. Левитов Д. О психических состояниях человека.- М.: Наука,1964.- 178с.

17. Левитов Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1996. - №1.

18. Леонтьев А.Н. Очерк теории аффективности: психология эмоций и чувств //Психологический журнал. - 2004. - №4. - С.75-88.

19. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1980.- 189с

20. Лобзин В.С. Решетников М.М. Аутогенная тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 56с.

21. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С.3-21.

22. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.-583с.

23. Максименко К. Динамічні аспекти психічних станів людини // Психолог. - 2003. - №15. - С.2-4.

24. Немов Р.С. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400с.

25. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 254с.

26. Петровский А.В., Ярошенко М.Г. Психология.-М.: Академия, 2001.- 500с.

27. Прохоров А. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал.-2005.-№2.-С.68-100.

28. Психология: Учебник.-М.: БОЮЛ м.а. Захаров, 2001.-584с.

29. Психология личности. Тесты, опросники, методики /Состав. Н.В.

Киршева, Н.В. Рябчикова.-М.: Геликон, 1995.-236с.

30. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.  Гиппенретер.-М.: МГУ, 1984.-287с.

31. Психология эмоций /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.- М.: Изд-во МГУ,1982.-318с.

32. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн.2.- М.: ВЛАДОС, 2000.-480с.

33. Рожковский Г.В. Стань гипнотизером.-Одесса, 1995.-242с.

34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1999.-600с.

35. Семенова А. Исцеление словом.- СПб.: Невский Проспект, 1998.-255с.

36. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.  Психология эмоций.- М.: Наука, 1978.

37. Слободяк А.П. Психотерапия, внушение, гипноз.- К.: Здоровье, 1982. - 376с.

38. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и паталогии.-СПб.: Питер, 2001.- 177с.

39. Теория и практика аутогенной тренировки.-М.: Медицина, 1980.- 165с.

40.Тревога и тревожность /Под ред. В.М. Астапова.-СПб.: Питер, 2001.- 426с.

41. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка.- К.: Здоровье, 1987.-127с.

42.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности - М.: Наука, 1971.-289с.

43. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка.-М.: Медицина, 1985.-65с.

44.Экспериментальная нейропсихология эмоций.- М.: Наука, 1972.-344с.


Приложение 1

 

Таблица 1.

Таблица показателей личностной тревожности и психических состояний по тестам Ч. Спилбергера и Г. Айзенка (первичные данные констатирующего эксперимента)

№п

п/п

Пол

лет

Шк. тревожности по Спилбергеру (баллы)

Шк. тревожности по Айзенку (баллы)

Шк. фрустации по Айзенку (баллы)

Шк. Агрессивн.

по Айзенку (баллы)

выс сред. низ выс. ср. низ. выс ср низ выс ср. низ
1 Ж 41     30   9       3     4
2 Ж 25 52     16       12     8  
3 М 28     20     4     5     3
4 Ж 18   42     12           8  
5 Ж 29 50       14   18         6
6 Ж 31     27     7     3     4
7 Ж 54     28   10     9     11  
8 Ж 49 50     16       12   18    
9 Ж 37   44     11     10       5
10 Ж 32   41     12     13   17    
11 Ж 44   32       6     2     3
12 М 23     26     4     5     3
13 М 51     30     7     6   8  
14 Ж 42 46     18       14   16    
15 Ж 38 49     16       13     12  
16 М 31 46       12     10   18    
17 Ж 24   40     9           8  
18 Ж 27   33     8     9     10  
19 М 19   33       7           5
20 Ж 23     30     5           2
21 Ж 26   44       6           3
22 Ж 26           7           2
23 Ж 33 60     18     16       11  
24 М 44   40     8             2
25 Ж 47   34       4           2
26 М 55     22     3           3
27 Ж 51 48         6           7
28 Ж 47     21     4           2
29 Ж 40 56       14     10     9  
30 М 38   44       7   8     6  

 


Приложение 2

 

Таблица 2.

Таблица показателей личностной тревожности и психических состояний по тестам Ч. Спилбергера и Г. Айзенка (контрольный опрос после АТ)

№п

п/п

Пол

лет

Шк. тревожности по Спилбергеру (баллы)

Шк. тревожности по Айзенку (баллы)

Шк. фрустации по Айзенку ( баллы)

Шк. Агрессивн.

по Айзенку (баллы)

выс сред. низ выс. ср. низ. выс ср низ выс ср. низ
1 Ж 41     28   8       3     3
2 Ж 25 45       12     9       6
3 М 28     20     4     5     3
4 Ж 18   40     10       5 17    
5 Ж 29   44     10   15         6
6 Ж 31     25     7     3     4
7 Ж 54     25   8       7   11  
8 Ж 49   42     8     9   18    
9 Ж 37   40     9     9       5
10 Ж 32   40     14     11   15    
11 Ж 44     30     6     2     3
12 М 23     26     4     5     3
13 М 51     28     7   10       6
14 Ж 42   40     12           10  
15 Ж 38   42     10           10  
16 М 31   40     8           12  
17 Ж 24   35       6     6     6
18 Ж 27   32       5         8  
19 М 19     28     7     6     5
20 Ж 23     28     5     5     2
21 Ж 26   40       6     5     3
22 Ж 26   38       7     6     2
23 Ж 33 56       14           10  
24 М 44   40     8       3     2
25 Ж 47   34       4     2     2
26 М 55     22     3     1     3
27 Ж 51   44       6     5     6
28 Ж 47     21     4     4     2
29 Ж 40 45       10     8     7  
30 М 38   42       5   8       6

 

Таблица 3.3.

Динамика результатов уровня психических состояний

 

Шк. тревожности

по Спилбергеру

Шк. тревожности по Айзенку

Шк. фрустации по Айзенку

Шк. Агрессивн.

по Айзенку

выс сред. низ выс. ср. низ. выс ср низ выс ср. низ

Абсолютное

Количество

9 12 9 5 11 14 2 11 17 4 10 16
3 16 11 0 14 16 1 12 17 3 7 20

Относительное

Количество

30 40 30 16,6 36,6 46,6 6,6 36,6 56,6 13,3 33,3 53,3
10 53,3 36,6 0 46,6 53,3 3,3 40 56,6 10 23,3 66,6

 

Таким образом, анализ результатов, представленных в Таблице 3.3. показывает, что после проведения АТ высокий уровень личностной тревожности по Г. Спилбергеру уменьшился на 20%; средний уровень – на 13,3%; низкий уровень увеличился на 6,6%.

Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку уменьшился на 16,6%; средний уровень увеличился на 10%; низкий уровень увеличился на 6,7%.

Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку уменьшился на 3,3%; средний уровень увеличился на 3,4 %; низкий – остался без изменений.



2019-07-03 288 Обсуждений (0)
Выводы по третьему разделу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по третьему разделу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)