Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III. Виды спортивного комментария



2019-07-03 342 Обсуждений (0)
Глава III. Виды спортивного комментария 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Латинской Америке приглашать непосредственно на комментирование бывших футболистов не принято, зато солирующий комментатор кричит и поет на все лады. Эмоциональный... В Италии работают и в одиночку, и в паре с авторитетами футбольного мира, причем, что очень важно, в роли партнера комментатора выступает не игрок, а тренер. В прошлом году, например, на всех матчах итальянской сборной работал Фабио Капелло, в этом - Франческо Гвидолин, пока не принял "Болонью.

Благодаря способности прийти с дома людей телевидение обладает особым характером общения - с телеэкрана звучит живое слово. Хотя мы и не можем ответить человеку на телеэкране, все же он в гораздо большей степени наш собеседник, чем человек на киноэкране. А в силу зрительности, в силу того, что мы видим человека на телеэкране, он ближе нам, чем голос из радиоприемника. [33]

Ниже я рассмотрю виды спортивных комментариев, которые можно встретить на российском телевидении.

Один комментатор

 

Наиболее часто встречаемым вариантом спортивного комментария является - один комментатор в рубке. Он заранее готовится к ведению эфира, запасается необходимой информацией о лидерах того или иного турнира, об истории соревнования и даже о личной жизни спортсменов. В течение часа или двух он будет один наедине со зрителем, у человека по ту сторону экрана не должно сложиться впечатления, что комментатор человек не профессиональный или лишний человек.

Здесь особое значение имеет голос и манера говорить. На звуковом уровне комментарий должен сочетаться с происходящим на экране. Поясню. Например, стиль комментирования того же Губерниева будет абсолютно неуместен, допустим, в шахматах.

"Здорово и очень грамотно работает и наш Николай Морилов. Близится к своему экватору сегодняшняя гонка…. падение! Падение! Хетланд упал, да что же такое происходит? Посмотрите, лыжа за лыжу зацепилась, и упал как мальчишка, олимпийский чемпион не справляется со спуском, вот это да!!! Вчера палка сломалась у Кеннесета, а сегодня, сегодня… Передача эстафеты. Николай Морилов держится, только бы хватило сил у 20-летнего спортсмена, а там мы надеемся на Василия Васильевича свет Рочева. И вот только сейчас, только сейчас Петер Норхтуг получает эстафету и бросается в погоню, сейчас у него должны только пятки сверкать, чтобы приблизиться к тем, кто убегает"[34].

Сложность данного вида комментария состоит в удержании внимания зрителя. Нужно тонко чувствовать грань между комментарием и пересказом происходящего на площадке. Чтобы не устраивать "масло масляное" в прямом эфире, комментатор включает в свой монолог второстепенную информацию, в частности, рассказывает нам о предыдущих результатах спортсмена, который сейчас находится на экране, о его личной жизни, о его планах на текущее соревнование, которое он дал в интервью накануне.

"Айсель Тайхман был на ваших экранах. Немцы выступают очень серьезно. Постоянно в числе сильнейших спортсменов мы видим сборную команду Германии. На чемпионатах мира и Олимпийских играх последних лет они выступали очень неплохо. На играх в Турине как раз командное серебро и было завоевано"[35].

или

"Борются российские спортсмены за попадание на пьедестал. Вася Рочев сейчас на ваших экранах. Рочев более эпатажный спортсмен, но, по словам главного тренера сборной России, с каждым стартом становится более собранным"[36].

Также комментатор разбавляет свой монолог телефонными разговорами с тренерами или непосредственно с победителями того или иного соревнования.

"Ну а сейчас дан старт женскому финального забегу. Надеюсь сейчас к нам присоединится тренер главной мужской сборной Юрий Викторович Бородавко. А сейчас с нами безусловно герой сегодняшнего дня Юрий Викторович Бородавко.

Д.Г.: Поздравляю! Ну что не ожидали такого исхода??

Ю.Б.: То что не ждали, это неправильно сказать, мы всегда ждали. После вчерашнего спринта он сказал, что чувствует себя хорошо, просто не смог приспособиться к лыжне. Василий проявил себя в полной мере.

Д.Г.: А если говорить про Морилова. Выступил, наверное, выше своих возможностей?

Ю.Б.: Коля у нас был запасным. Он всегда себя хорошо проявлял в коньковом ходе и здесь проявил себя просто молодцом.

Д.Г.: Как вам Василий Рочев, не показалось, что он рано начал делать выпад в финишном створе, или может можно было как-то дистанционно решить исход борьбы?

Ю.Б.: Он истратил достаточно много сил на предыдущих этапах и ему просто не хватило сил. Когда спортсмены идут они просто не видят финишную линию, но мы ему кричали, что финиш, что фотофиниш за метр до арки.

Д.Г.: Как прокомментируете ситуацию с Николаем Панкратовы? Кто выйдет завтра на дуатлон?

Ю.Б.: Да это прискорбно, с такой ситуацией с Николаем Панкратовым мы уже сталкивались на олимпийских играх. Повышенный гемоглобин это не столько наша вина, сколько его природное качество, дар божий. Мы не можем всех спортсменов и себя в чем-то обвинять.

<…>

Д.Г.: Еще раз искренние поздравлением нашим ребятам Василию Рочеву и Николаю Морилову. А мы продолжаем, женский финал". [37]

По мнению известного российского комментатора Василия Уткина: "комментатор никогда не должен забывать, что он - вторичен. Никто не включает футбольный матч, чтобы послушать комментатора - все включают, чтобы смотреть футбол (теннис, бокс, керлинг). Это и есть первая и весьма важная особенность закадровой работы - она заключается в том, что комментаторы, строго говоря, даже не соучастники происходящего.

Можно блистать знанием предмета, речевыми находками, кричать, вопить, иронизировать - но помнить, что все это не должно заслонять зрелища. Комментатор должен быть в первую очередь адекватен тому, что происходит на поле. В этом - его главная миссия. Разобраться в игре, объяснить пружины сюжета, тайные закоулки интриги, - вот чем, подчеркну, по моему представлению, должен заниматься комментатор. В этом критерий отбора информации: ты, конечно, должен все прочитать перед матчем, знать, что Иван де ла Пенья, к примеру, выпустил книгу, где рассказывает, что его ближайший друг, к примеру, Александр Мостовой, а кумир всей жизни, - допустим, Фидель Кастро. Знай себе, что от имярека ушла жена, что у другого имярека накануне разбили машину, умей напомнить долгий путь имярека номер три из команды в команду. Но знание отнюдь не означает, что все это следует немедленно рассказывать зрителю. Только уместная информация, только то, что помогает смотреть или развлекает. Не стоит программировать себя на словесное шоу, нельзя стремиться стать главным героем трансляции или непременно сказать что-то запоминающееся - все это можно, но только если комментатор следует за событиями, а не старается их опередить. Точно так же запрещается в нестандартной ситуации прятаться за отработанными приемами"[38].

Опытного комментатора всегда отличишь от начинающего, а мастера от дилетанта по тому, насколько уместны и логичны его отступления, насколько быстро он умеет вернуться к игре от отстраненного рассказа.

"Два круга до конца мужской эстафеты. Увы, Шаповалова и Матвеева (лыжницы сборной России - О. Д) в финал не попали, дальше гонка будет без нас. Ходит переминается с ноги на ногу, волнуется Виктор Юрьевич. Держим кулаки. Николай Морилов пытается убежать, но это сложно сделать, очень сильные соперники". [39]

Кроме того, комментатор может рассказать своим зрителям, то чего они не могут видеть то, что остается за кадром.

"Достаточно морозно здесь в Саппоро. Дальше после нашего эфира двоеборцы. Николай Морилов, молдчага, смотрите, что творит. Бородавко даже не смотрит на табло, где показывают… Николай Морилов призер чемпионата мира среди юниоров. Завтра следующий вид программы дуатлон мужской, Поборемся?! Я полагаю ДА!". [40]

Так вот "комментатор входит в историю впечатлений своих зрителей только вместе с сыгранными (просмотренными) матчами. В трагически складывающемся матче комментатор не может остаться положительным героем - он трагичен вместе с событиями, должен почувствовать настроение зрителя:

"Продолжаем наблюдать, как в Лахти проходит индивидуальная женская гонка, биатлонистки бегут 15 км. Сандрин Бали отстрелялась без промахов. Сейчас мы посмотрим, как будет стрелять Магдалена Нойнер. Очень чисто отстрелялась немка. Теперь снова все внимание к тому, как девушки будут стрелять. Немки стреляют здорово, немки всегда стреляют здорово",

"Екатерина Юрьева пока на шестом месте, но не будем забывать, что у нее один промах. Она ведь тоже человек, не железная",

"Несколько завалила стрельбу Екатерина Юрьева, ну и ничего страшного. Вот нам переключили камеру на такой пейзаж, птички поют, вообще замечательно. Вот нам показывают Мартину Глагов, видимо некого больше показывать финнам, решили Глагов"[41].

Победа - и только тогда имеет смысл немножко покричать". [42] Также комментатор на правах эксперта может попытаться проанализировать те или иные события спортивного состязания.

"Это первая медаль российской дружины, в какой головокружительной борьбе, в какой нервотрепке. Спасибо, конечно, за Николая Морилова его родителям, мастерам спорта по лыжным гонкам, которые подготовили этого спортсмена. Тренерам нашей молодежной команды, под эгидой которой Николай Морилов выступал в прошлом году. И вот первая награда среди взрослых. И конечно Василий Рочев".

"Может, конечно, стоило Василию Рочеву сделать пораньше этот выпад в финале?". [43]

Кроме того, бывают случаи, когда комментатору приходится представлять соревнования с опозданием на несколько часов. Мне кажется, что это один из самых неудобных вариантов спортивного комментария. Комментатор заранее знает исход матча, его нужно быть осторожным в своих комментариях, чтобы не выдать зрителю концовки матча, чтобы у него до конца сохранился интерес к матчу.

Два комментатора

 

В России как таковой традиции коллективного комментария нет. Были, конечно, случаи, финалы чемпионатов мира, например, но, как правило, пары здесь возникали просто для того, чтобы никому не было обидно, либо пары формируются в видах спорта, где необходима не одна пара глаз. Идеальный вариант, когда эти люди не первый раз вместе работают и знают стиль ведения репортажа друг друга. Как правило, два комментатора следят за крупными соревнованиями, чтобы не пропустить какие-то важные моменты спортивного состязания.

Вместе с тем, два комментатора занимают несколько другую позицию по отношению к зрителю, нежели их коллега, ведущий прямой эфир самостоятельно. Они уже не сливаются со зрителем, как бы тоже превращаясь в болельщика: "Итак, Василий Рочев. Последний круг до финиша. Финал! Финал! Мы на четвертой позиции пока. Петер Норхтунг делают все возможно за себя и того парня, чтобы догнать… Вот Василий Рочев в подъем атакует. Вчера Вася был участников финала Б, за медали так и не удалось побороться. Он слабо атакуем, не сильно толкается палкой. Мы надеемся и верим в тактический спринтерский гений Василия Рочева. Вася хитрый лыжник, чтобы попросту энергию не тратить. Василий на второй позиции. Скоро-скоро финиш, друзья! Ну, Вася! В Подъем идут, Вася второй, снег пошел. Ой, Васенька…посмотрите что происходит, кто-то упал, какое невезение, а? Ну а что там Василий Рочев. На второй позиции за сборной Италии, Вася терпе-е-еть. (далее кричит) Ва-а-а-асенька давай!!! Василий Рочев на финише, Вася, давай! Что же на финише? Выпад? Сборная России, сборная Италии, кто-то становится чемпионом мира. Кто же первый? Вася красавец. В одной время с итальянской командой! Вот фотофиниш, неужели все-таки две золотых медали??? Нет, кажется сборная Италии чуть-чуть впереди",[44]а становятся сторонними наблюдателями, в какой-то степени даже аналитиками:

"1 - Сегодня в стартовом проколе у "амура" обнаружил, что не значится Ивана Новосельцева, пока не смог обнаружить, с чем это связано. Это потеря…

2 - Это потеря, потому что в последних играх он очень здорово выглядел и один из лидеров команды, что позволяет "Амуру" при таком стиле игры хорошо выглядеть, это скоростной форвард. Вот нападение, нарушение…сейчас прозвучит свисток арбитра"[45].

Однако, часто приходится сталкиваться с тем, что комментаторы не могут найти общий язык, ошибаются вдвоем или же вдвоем что-либо не замечают. В этот момент они кажутся лишним звеном в процессе просмотра матча, поскольку отвлекают, мешают и не дают полного представления о том, что происходит на поле. Они настолько увлекаются второстепенной информацией, что забывают следить за происходящим на спортивной площадке.

"1 - До челябинского "Трактора остается еще 9 очков, теоретически их еще можно отыграть.

2 - Теоретически да, но практически невозможно, потому что предстоят тяжелые игры с лидерами сезона.

1 - А что здесь, положение вне игры? Не успел хоккеист "амура"?

2 - Видимо арбитр так посчитал". [46]

Порой некомпетентные комментарии только привлекают зрителей своей неуклюжестью.

"Подсел я недавно на бильярдные игры по каналу RTR-Planeta Sport и причина тому является больше не интерес смотреть билдьярд, а то, как комментируют. Это комментатор там просто сплошной смех, такие замечания типа "Зрители аплодируют, аплодируют, перестали аплодировать" или замечание его напарницы "Главное чтоб шар не попал в зрителей". Мы просто лежали всей семьей и теперь каждый раз жду новой "серии". [47]

Основной задачей комментатора в данном случае является важным сохранить самообладание, найти общий язык с коллегой и помочь зрителю получить полную картину происходящего на экране.

"Евгений Майоров, рассказывал, как однажды - совершенно случайно - его комментарий к энхаэловскому матчу вместо англоязычного завели в пресс-центр, где игру смотрели журналисты. "Им было смешно", - с улыбкой вспоминал Евгений Александрович. Действительно, в Канаде хоккей комментируют, не умолкая практически ни на секунду, и вдвоем, и втроем, причем один из этой троицы-парочки - какой-нибудь великий игрок давнего или недавнего прошлого.

Тандемы стали складываться только в последнее время. На российском телевидении - Жолобов и Ярцев, на "Первом канале" - Гусев и Голованов. Оба случая достаточно удачны. Причем "схемы взаимодействия" в этих тандемах были немножко разными: если Олег Жолобов и Георгий Ярцев дополняли друг друга, удачно компенсируя слабые стороны каждого в отдельности, то Голованов и Гусев раскрываются принципиально по-новому. На фоне прагматичного, статистически подкованного Андрея Виктор становится уместно ироничным, меняется его громовая интонация, а Андрей ему достаточно гармонично подыгрывает. Надеюсь, коллеги не обидятся на меня за эти наблюдения...

По мнению В. Гусева, наиболее успешным тандемом является сочетание Владимира Маслаченко и Савика Шустера, которое в течение трех лет существовало на футбольном канале. Они не просто успешно дополняли друг друга, Савик не просто выступал в роли "специалиста по итальянскому футболу", они не просто неповторимо звучали (Савик всех нас "научил" произносить итальянские фамилии)... Здесь действительно в парной работе рождалось что-то, что превосходило простую сумму усилий двух человек. И создавала этот тандем - ирония, важнейшее комментаторское качество. Здесь она была и тонкой, и взаимной, и, что крайне важно, конструктивной, созидательной. Савик, как теперь все знают, живет во Флоренции, он - болельщик "Фиорентины". Пара комментирует обзор тура, в котором "Фиорентина" играла с "Ювентусом". Савик сразу говорит, что в этом матче Морфео ("Морфэо") забил потрясающий гол. Маслаченко воодушевляется - посмотрим, посмотрим...

Идут фрагменты искомого матча, секунд за тридцать наступает молчание - Савик сказал: "вот эта атака". Потом следует "гол года"... ну, ничего себе, но самый обыкновенный. Владимир Никитович: "Савик, хороший гол, но я не понимаю природу восторгов. Вернее, как раз природу-то понимаю, хе-хе... ". Савик удивляется: "Но ведь это гол в ворота Перуцци! (в слове "Перуцци" двойное "ц" произносится так, что мало не покажется)".

Или другой матч, первый тур нынешнего сезона - "Ювентус" против "Реджины". Игра ужасна, "Юве" явно только входит в сезон, а "Реджина" сидит на собственных воротах. В концовке Владимир Никитович считает нужным успокоить Савика: еще будут хорошие матчи, ничего страшного, что в этот раз все закончилось такой бесцветной ничьей. Савик: "О, не волнуйтесь, Володя, я не расстраиваюсь, когда Ювентус теряет очки". Хай-класс..." [48]

Также разновидностью двойного комментария является нахождение комментаторов в разных студиях. Как правило один комментатор находится непосредственно на месте событий, а второй в студии на Шаболовке. Это делается для подстраховки, поскольку техника может давать сбои, а сигнал прерываться. Подобную работу мы могли наблюдать во время чемпионата мира по лыжным гонкам, который проходил в Саппоро (Япония). В ходе одного из репортажей связь с Японией была прервана и репортаж продолжил комментатор, находящийся в Москве.

 



2019-07-03 342 Обсуждений (0)
Глава III. Виды спортивного комментария 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III. Виды спортивного комментария

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)