Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологического свойства факторами. Наблюдения показывают, что полное восстановление силы человека происходит в общении с близкими, детьми в психологически здоровой семейной обстановке.

С развитием социальной работы с семьей неизбежно встает вопрос изучения и оценки психологического здоровья семьи и особенностей его проявления у различных категорий семей. В тоже время, решение этой проблемы представляется весьма сложной, как с точки зрения самого явления (определение его сущности, основных показателей, критериев оценки и т.д.), так и её носителя - семьи (многообразие категорий, динамика внешних воздействий на неё, наличие в ней внутренних противоречий и т.д.).

В современной социально-психологической области научных знаний существует несколько систем (подходов) изучения состояния семьи. Это в большинстве случаев системы, по которым соответствующие специалисты изучают семьи на протяжении длительного времени.

Психологическая диагностика (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и социально-психологических характеристик малых групп.

В настоящее время понятие «психодиагностика семьи» тесно связывают не только с определением различных факторов, влияющих на качество брака, ролевую структуру семьи, межсупружеское общение, с точки зрения «показаний и противопоказаний» благополучного существования семьи, т.е. с психологическим здоровьем семьи, но и рассмотрением его как объекта разнообразных форм психолого-педагогической помощи семье.

В ходе научного поиска диагностические системы совершенствовались и уточнялись, а в практике социальной работы прочно утвердились: эклектический, проблемный и факторный подходы.

Эклектический подход. Его представители пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему и увязке анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно информацию о семье и в какой последовательности специалист должен получить в ходе ее изучения. Все схемы данного типа нацеливают на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней вне зависимости от того, какая семья и с какой целью обследуется. Во-вторых, это сведения об отдельных аспектах функционирования семьи, которые наиболее важны для оказания психологической помощи [71, с. 22].

Наиболее отражающая суть этого подхода известная «модель Мак-Мастерса» ориентирует специалистов на изучение 6 аспектов функционирования семьи – это способность к решению проблем, коммуникация в семье, семейные роли, аффективная отзывчивость, аффективная вовлеченность, контроль над поведением. Эта схема дает программу первичного изучения семьи, особенно в случаях, когда существует предположение о наличии нарушений различных аспектов ее жизнедеятельности [18, с. 8].

Проблемный подход. В этом случае в схему диагностического анализа семьи включается метод выявления и изучения типовых «слабых мест» семьи. Типичной является диагностическая схема, разработанная американскими психотерапевтами В.Тзенк и Мк.Дермотт, «трехосевая классификация проблемных семей». Нарушение развития семьи (первая ось) – это совокупность трудностей, отражающих этапы развития любой семьи. Нарушения семейных подсистем (вторая ось) – дисфункция в супружеских отношениях, в подсистеме «родители – дети», в подсистеме «братья – сестры». Нарушения функционирования семейной группы (третья ось) – нарушения интеграции членов в семье, нарушения во взаимоотношениях семьи с окружающим миром. В итоге анализируется соотношение семейных проблем. Этот подход применим в случаях, когда есть основания полагать, что нарушения в жизнедеятельности семьи связаны с неспособностью ее решить какие-либо сложные проблемы, причем эти нарушения не охватывают всю семью в целом.

Факторные модели семьи. К ним относятся диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики, дающей возможность «экономического описания» объекта, т.е. выявления таких характеристик объекта, которые позволяют получить максимально полную информацию о нем. В качестве наиболее известного примера такого подхода является «круговую модель» Д. Олсона. В ней выделены два семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют любую семью. Это семейное согласие и адаптируемость. Выход указанных основных переменных за определенные рамки может указывать, что в данной семье «не все в порядке», т.е. косвенно выявляется целая цепь нарушений [18, с. 8].

Наряду с факторным анализом для выявления небольшого числа показателей семьи, способных полно охарактеризовать ее, применяются и другие методики.

Стабилизация семейных отношений - одна из важнейших задач социальной практики и психологической науки. И мотивационно-потребностная сфера супругов один из факторов стабилизации семейных отношений. Здесь наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели:

1. сходство семейных ценностей,

2. функционально-ролевая согласованность,

3. социально-ролевая адекватность,

4. адаптивность в микросоциальных отношениях,

5. эмоциональная удовлетворенность,

6. устремленность на семейное долголетие.

Сходство семейных ценностей (ССЦ) – это социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. Его полная характеристика может быть составлена лишь на основе проявлений субъективных отношений личности в различных функциях жизнедеятельности семьи.

В определении этого показателя в целях нашего исследования важно учитывать деформацию семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций может оказывать дестабилизирующее воздействие на мотивационно-потребностную сферу супругов семьи. Для математической обработки данных используется коэффициент сходства семейных ценностей – Кссц [18, с. 10-11].

Функционально-ролевая согласованность (ФРС) представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи, отражающий текущий и потенциальный уровень готовности супругов к согласованию между собой внутрисемейных действий.

Выражая личностные и межличностные отношения к совместной деятельности, показатель учитывает ступень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между супругами. Функционально-ролевая согласованность означает высокую степень синхронности их действий, самостоятельность включения индивида в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи, наличие устойчивой психологической взаимозависимости и взаимовлияния во внутрисемейной интеграции. Степень ее развития представляется коэффициентом функционально-ролевой согласованности – Кфрс.

Социально-ролевая адекватность (СРА) – это своего рода реализующаяся способность соответствовать традиционно приписанной роли индивида в семье, его позиция, проявляющаяся в повседневном поведении.

Содержание этого показателя обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой, чем в большинстве малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (от мужа – отца, мужчины, лидера, добытчика, опоры в трудной ситуации и т.п.; от женщины – заботливой матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага и т.п.).

В определении социально-ролевой адекватности важно учитывать то, что сегодня при усвоении социального опыта каждым супругом, как личностью, все больше обнаруживается противоречие между внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует снижение уровня развития семьи. Как следствие – ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизующих проявлений ее членов. В определении уровней социально-ролевой адекватности применяется соответствующий коэффициент – Ксра.

Адаптивность в микросоциальных отношениях или внутрисемейная адаптивность (ВСА) характеризуется способностью супругов приспосабливаться к социально-психологическому климату семьи после пребывания в иной социальной среде (учебной, профессиональной, нормальной, экстремальной и т.п.). Это приспособление («вхождение в текущее состояние семьи») происходит на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях. Оно предполагает наличие у каждого члена семьи стремления сохранить традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений. При этом условии семья может успешно решать одну из главных своих психологического свойства задач – накопление собственного потенциала.

Следует учитывать, что на адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессий типа «человек – человек» (врачи, педагоги, менеджеры и т.д.) приводит к коммуникативному перенасыщению сопровождающемуся со временем нарастанию «раздражительности, усталости и переход к «силовым методам» воздействия на окружающих. Способность членов семьи оставить подобные состояния «при входе в семью» и принять ее текущие законы, нормы и состояния жизнедеятельности – представляет важный показатель психологического здоровья семьи и выражается коэффициентом внутрисемейной адаптивности – Квса.

Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное осознанное влечение индивидов к новым семейным целям, разумное планирование и поддержание активности всех членов семьи в достижении этих целей. Это многоуровневый показатель. Он наиболее полно отражает содержание социально-психологических качеств каждого члена семьи, особенно при их взаимодействии. В нем воплощены и индивидуальные психические реакции супругов на воздействия факторов ее стабилизации.

В формировании, выборе способов достижения ближайших и перспективных семейных целей и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого супруга. Удовлетворенность их реализацией – важнейшее условие поддержания активности индивидов в определении новых рубежей жизнедеятельности своей семьи. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. Уровень УСД выражается коэффициентом устремленности на семейное долголетие – Кусд.

Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Каждый из имеющихся показателей в своем содержании воплощает основные компоненты психики индивида: познавательный, эмоциональный, волевой и мотивационный, подчеркивающие единичное особенное и общее супругов.

Существует много подходов и методик исследования межличностных отношений в семье, большинство из них, по сути своей, - психологические методики. Однако возможно в рамках микросоциологии семьи сугубо социологическое выявление и фиксирование сетей внутрисемейного общения. Предложенный А. И. Антоновым в 1970 г. [21] метод изучения взаимных представлений супругов о семейных ролях на основе техники семантического дифференциала СД ориентирован на действительно социологическое исследование супружеской совместимости или сплоченности.

Чрезвычайно большое количество шкал, тестов и методик создано для фиксации состояния взаимоотношений в супружеской диаде. Помимо массы индексов супружеского счастья и удовлетворенности браком, имеются вопросники по выявлению степени супружеской адаптации и взаимного приспособления [21, с. 336]. Одной из первых методик брачной совместимости является предложенная Эрнстом Берджессом и его ассистентами анкета, состоящая из 36 прямых вопросов и «паспортички». По итогам ответов подсчитывался балл приспособленности, и затем диада попадала в одну из 9 групп. Из-за ограниченного объема данного учебного пособия эта анкета не приводится. Но подобного типа вопросников сейчас много и у нас. Для всех этих опросов характерны комбинирование нескольких вопросов на одну тему и вычисление средних значений разного рода индексов супружеской удовлетворенности или адаптированности.

В зависимости от популярности тех или иных теорий в каждую исследовательскую эпоху меняются критерии брачной приспособленности и соответственно изменяется содержание задаваемых вопросов. Если же используются тесты, то смена теорий сказывается на интерпретации данных. Однако нельзя не признать, что до сих пор нет в техническом отношении столь же простой и удобной процедуры по измерению супружеских взаимоотношений, как, например, социометрическая техника.

Модель диагностики индивидуально-психологических особенностей членов семей, предложенная Торохтий В.С. [17-20] - это сложная совокупность методов, приемов и методик их изучения, построенная на базе хорошо продуманной и выверенной в ходе пилотажных исследований программы изучения мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных, и коммуникативных характеристик личности членов семьи, имеющей свои строгие теоретические основы.

В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности.

Предлагаемая Торохтий В.С. методика представляет собой один из возможных вариантов комплексного обследования психологического здоровья семьи. Включающая шесть частных методик, она задумана как цельный инструментарий познания различных аспектов психологического здоровья семьи.

Проверку на валидность она проходила путем сопоставления данных частных методик и результатов обследования малых групп с помощью:

1. теста ЕР1 (опросник Г. Айзенка),

2. МИЦО (методика исследования ценностных ориентаций),

3. теста Сишора (индекс групповой сплоченности),

4. шкалы «симпатической дистанции» Д. Фелдса,

5. шкал «импульсивности», «регидности», «реактивной и личной тревожности»,

6. 16-ти факторного опросника Р. Кэттела,

7. теста Т. Лири (диагностика отклонений от образца идеального партнера),

8. методики Л.Н. Собчик (определение типа межличностного общения),

9. методик А.В. Петровского ЦОЕ и ДГОИ (действенная групповая эмоциональная идентификация),

10. теста Е.Т.Соколовой – совместный тест Г. Роршаха (СТР),

11. теста Т.Геринга и И. Вилера (характер взаимоотношений в семье),

12. теста К. Томаса (стиль поведдения в ситуации разногласия),

13. опросника Г. Лера «Конфликты»,

14. опросника Г. Шмишека (тип акцентуации личности),

15. опросников Т.М. Трапезниковой «Ценностные ориентации», «Интересы-досуг», «Условия семейного благополучия»,

16. шкал А.Н. Волковой ДОО (дифференциальная оценка отношений) и РОП (ролевые ожидания и притязания),

17. теста А.Н. Лутошкина (психологический климат группы),

18. теста А.Добровича (супружеская совместимость),

19. теста С.В. Ковалева (удовлетворенность браком),

20. опросника Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого АСВ (анализ семейных взаимоотношений),

21. шкалы Р. Берджеса (определение уровня приспособленности личности в группе),

22. методики «Завершение предложения» Д. Сакса и других.

При этом была обнаружена достоверная связь между данными сплоченности, совместимости, эмоциональной удовлетворенности и другими показателями, выделенными для малой группы (коэффициент конкордации W- степень согласованности данных, составляет 0,34-0,71, что соответствует среднему и высокому уровням согласованности) и определенными очертаниями психологического здоровья семьи, проявляющимися в аналогичных поведенческих характеристиках её членов. Это нашло свое отражение в соответствующих шкалах методики.

Методика Торохтий В.С. включает 10 диагностических шкал, в том числе 6 основных:

1. шкала «семейные ценности»,

2. шкала «согласованность»,

3. шкала «социально-ролевая адекватность»,

4. шкала «адаптивность»,

5. шкала «ожиданий-достижений»,

6. шкала «семейное долголетие»

7. шкала «достоверность»,

8. шкала «предупредительность»,

9. шкала «сравнений» (лучше-хуже),

10. шкала «различий (размышления-чувства).

Избранный перечень шкал отражает концептуальную позицию психологического здоровья семьи и играет важную роль в формировании базисных данных о его состоянии. Они позволяют выявить ведущие тенденции или несколько тенденций, придающих внутрисемейную окраску и определенную качественную специфику «образу психологии», «образу общения» и, наконец, «образу жизнедеятельности» семьи.

Исходя из того, что семья является малой социальной группой, разработка методики осуществлена на учете важнейших закономерностей социальной психологии и педагогики, в частности, закономерностей развития динамических процессов малых групп. Одновременно в ней учитывается и характер тех проблем, которые присущи изучаемому явлению.

Успех применения методики во многом зависит от учета особенностей области ее применения, от умения специалиста приобщать к обследованию всех членов семьи и от правильности выбора доминирующих показателей психологического здоровья конкретной семьи.

· № 1 «Семейные ценности».

· № 2 «Функционально-ролевая согласованность».

· № 3 «Социально-ролевая адекватность».

· № 4 «Адаптивность в микросоциальных отношениях».

· № 5 «Эмоциональная удовлетворенность».

· № 6 «Устремленность на семейное долголетие

Левкович В.П. и Зуськова О.Э. в качестве диагностики супружеских отношений предлагают методику, используя шкалу Мюррея (МСО) [8],[9].

Методика МСО дает возможность выявить специфику супружеских отношений и затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.

Методика МСО представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи:

1) семейная роль,

2) потребность в общении,

3) познавательные потребности,

4) материальные потребности,

5) потребность в защите «Я-концепции»,

6) культура общения,

7) взаимная информированность,

8) уровень моральной мотивации,

9) проведение досуга,

10) частота конфликтов и способы их разрешения,

11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.

Психологическая помощь семьям в условиях консультационной работы ориентирована на стимуляцию возникновения конструктивных тенденций у супругов в отношении семьи, стабилизацию эмоциональных состояний.

Многие исследователи отмечают, что мотивационно-потребностная сфера составляет ядро личности, т. к. именно мотивы и потребности детерминируют поведение и деятельность индивида. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль «…в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».

Для исследования была выбрана парадигма выявления ведущих базовых потребностей потому, что другие компоненты мотивационной сферы (мотивы, ценностные ориентации, интересы, идеалы) во многом зависят от особенностей и успешности процесса социализации, больше подвластны волевому контролю со стороны личности и внешнему контролю со стороны общества. Базовые потребности, лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.

Диагностическая методика выявления иерархии потребностей была разработанная на основе перечня базовых потребностей Г. Мюррея и в соответствии с методическими принципами, изложенными К.В. Вербовой, Г.В. Парамей при разработке диагностической методики выявления мотивов педагогической деятельности.

Левкович В.П. и Зуськовой О.Э. [8] для разработки методики выявления иерархии потребностей был взят сокращенный перечень потребностей Г. Мюррея, состоящий из 14 пунктов.

1. Потребность в отвержении. Отталкивание неприятного и нежелательного, стремление уйти от негативных сторон действительности и не воспринимать их.

2. Потребность в избегании. Желание избежать вреда, физического ущерба.

3. Потребность играть. Стремление к игре, бесцельному поведению в целях расслабления и получения приятных ощущений.

4. Потребность чувствовать. Желание испытывать новые ощущения, стремление к разнообразию впечатлений.

5. Потребность в независимости. Стремление к автономии, преобладание бегства от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации.

6. Потребность в помощи. Желание получать непосредственную помощь от других в различных делах.

7. Потребность в демонстрации. Стремление проявляться, показывать себя, привлекать к себе внимание.

8. Потребность в агрессии. Стремление отыгрывать неприятные переживания с помощью физической силы.

9. Потребность в аффилиациях. Стремление к общению, к теплым и открытым взаимоотношениям с людьми, желание дружбы, любви.

10. Потребность доминировать. Стремление контролировать, оказывать влияние, направлять поведение, убеждать, лидировать, препятствовать.

11. Потребность в достижении. Стремление к успеху, желание сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным.

12. Потребность заботиться. Стремление помогать, заботиться об окружающих.

13. Потребность в противодействии. Стремление к преодолению препятствий, к достижению особо сложных целей.

14. Потребность в уважении. Желание признавать превосходство, авторитет, восхищаться, иметь идеал.

В соответствии с психологическим содержанием базовых потребностей каждая потребность была преобразована в мотивировку-фразу. Мотивировки предлагается выбирать по принципу их максимальной важности и значимости в повседневной жизни испытуемого.

Чтобы определить значимость для испытуемого отдельных базовых потребностей, испытуемый ранжирует потребности в соответствии с их предпочтительностью в его повседневной жизни.

Итак, на основе изучения теоретико-методологических основ и подходов в осмыслении специфики мотивационно-потребностной сферы супругов были выбраны следующие методы диагностики:

· предложенные Левкович В.П. и Зуськовой О.Э. на основе шкал Мюррея Г.

· методика Торохтий В.С. для определения семейных ценностей и функционально-ролевой согласованностью.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1) Методом тестирования исследовать формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы супружеских пар с разным стажем совместной жизни на современном этапе, используя шкалу Мюррея (МСО) - для определения показателя идентичности/противоречивости потребностей супругов.

2) Методом тестирования на основе методики, предложенной Торохтий В.С. [17-20] определим семейные ценности (опросник № 1), функционально-ролевую согласованность (опросник № 2).

№ 1 «Семейные ценности» (Торхтий В.С.)

№ 2 «Функционально-ролевая согласованность»

3) Проанализировать полученные результаты исследования;

4) Обозначить выводы по проделанной работе.

В процессе подготовки к диагностике с помощью тестирования по шкале Мюррея Г. на основе теоретического материала по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Иерархия базовых потребностей не идентичны у супругов, а во многом и противоречивы.

2. Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность иерархии потребностей.

3. Структура базовых потребностей значительно изменяется со стажем семейной жизни.

Рассматривая взаимодействия внутри супружеской пары, можно выделить объект и условия взаимодействия.

Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в исполнении определенных семейных ролей (мать - отец, хозяин - хозяйка, женщина - мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самоусовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции». Супруги независимо друг от друга отвечали на вопросы анкеты, отмечая справедливость по следующей шкале:

1) совершенно не согласен (-2),

2) не согласен (-1),

3) трудно сказать (0),

4) согласен (+1),

5) абсолютно согласен (+2).

Процедура тестирования занимала в среднем 30-40 мин.

В результате подготовки ко 2 части исследования на основе методики Торохтий В.С. по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность семейных ценностей.

2. Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность функциональных ролей.

Все семейные пары мы сгруппировали по признаку – стаж совместного проживания. На основе стадий развития супружеских отношений группировку произвели согласно классификации, предложенной Силяевой Е.Г. [69, 50-52]:

1. молодое супружество (0-5 лет)

2. супружество среднего возраста (6-14 лет)

3. супружество зрелых лет (15-25 лет).

Распределение пар по стажу совместного проживания представлено на Рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Распределение пар по стажу совместного проживания



2019-07-03 227 Обсуждений (0)
Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)