Организация социальной поддержки детей из неполных семей
2.1 Диагностика проблем потребностей детей из неполных семей Социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе. [24, c. 53] Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи. Диагностический этап – этап исследования личности (наблюдение, проведение эксперимента, сбор информации или фактов, которые помогут ответить на вопросы, касающиеся поведения, анализ полученной информации). Он строится на принципах: 1. Объективность – непредвзятое рассмотрение поведения ребенка из неполной семьи в различных жизненных ситуациях, исключающее любое искажение действительности и учитывающее интересы, потому что только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную практическую и научную значимость. 2. Причинность – обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе диагностики не ограничиваться описанием отдельных фактов и явлений, а выяснить закономерность их развития и функционирования. 3. Комплексность – объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное взаимодействие множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, мотивации в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При проведении диагностики эти конкретные данные всегда необходимо увязывать со всем существующим комплексом проблем. 4. Научная обоснованность и подтверждаемость – являются особенно важными, так как за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь и судьба конкретного человека. 5. Конфиденциальность – специалист по социальной работе не должен распространять личную информацию о человеке, полученную в результате индивидуальной работы (психологическое консультирование, доверительная беседа). Нарушение этого правила может привести к потере доверительных отношений с клиентом и прекращению дальнейшей совместной работы. 6. Целесообразность – применение данных психодиагностики. В зависимости от выбранного вида исследования, можно и нужно учитывать проблему применения полученных данных в практике социальной работы. Предполагается использование психодиагностической информации для воздействия на сложившуюся ситуацию в жизни диагностируемого подростка. В практике часто бывают ситуации, когда данные диагностики – психологический диагноз используется в жизни клиента другими людьми – близкими, родственниками и т.д. Сообщая этим людям результаты диагностического исследования, специалист должен исходить из того, что каждый из пользователей данной информацией должен быть подготовлен к восприятию и применению. Целесообразно, чтобы каждый пользователь этой информации осознавал значимость ее для себя и для того, на кого он будет воздействовать [22, c. 278]. В Центре детского творчества занимается 1200 воспитанников из 16 образовательных учреждений города и 8 дошкольных образовательных учреждений. В начале 2007–2008 учебного года проводился анализ документов детей, поступающих в Центр детского творчества, беседы с родителями по итогам которых педагоги Центра детского творчества составляют демографический паспорт на семью каждого ребенка, в результате выяснено что из 1200 воспитанников 350 воспитанников являются детьми из неполных семей, что составляет практически 28% от всего состава детей. И все эти дети нуждаются в поддержке специалистов по социальной работе Центра детского творчества. Но оказать социальную поддержку ребенку невозможно, не установив его потребностей, проблем и причин вызывающих проблемы. Так же специалист по социальной работе Центра детского творчества выходит на родительские собрания с целью анкетирования родителей. Из анкет проведенных с родителями детей из неполных семей выявлено, что семьи относящиеся к категории неполных в основном однодетные – 62% и двухдетные – 38%. Причины распада семьи Цель этапа: дать научное заключение о состоянии социального здоровья ребенка из неполной семьи, о причинах появления его проблем и эффективности их преодоления. Задачи: 1. Составить личную карту ребенка и демографическую карту его семьи. 2. Установить личностные контакты ребенка из неполной семьи, которые приводят к конфликтным ситуациям, либо установить основные причины стрессового состояния. 3. Определить отношение ребенка из неполной семьи к окружающему миру, коллективу. 4. Изучить психику и поведение ребенка из неполной семьи в различных жизненных ситуациях, его интересы, особенности характера. 5. Изучить самооценку ребенка из неполной семьи. Выявление проблем подростка с помощью первичной диагностики. Социально-медицинская: Цель: выявление заболеваний, которые способны создать социальные проблемы. Содержание работы: · продиагностировать физическое здоровье детей из неполной семьи; · провести анализ медицинской карты (болезни несовершеннолетнего, их протекание до проблемы и во время ее возникновения). Методы: · наблюдение специалиста социальной работы. Наружный осмотр; · анализ медицинской карты. Социально-психологическая: Цель: выявить состояние психического здоровья. Содержание работы: определение отражения кризисной ситуации на психике ребенка из неполной семьи. 1. Конфликтные взаимоотношения в семье. Формы: беседа, консультации со специалистами, анкетирование, тестирование. Метод наблюдения позволяет специалистам сделать выводы о психологическом состоянии ребенка из неполной семьи. Средства: · личная карта подростка; Социальная поддержка детей из неполных семе не может быть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи. Мы в качестве диагностического инструментария предлагаем использовать: · Методика «Рисунок семьи». Данная методика помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. Рисунок дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка. На основе изображения, ответов на вопросы можно оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. (Приложение 4) 2. Взаимоотношения в коллективе. Цель: выявление коммуникативных предпочтений ребенка из неполной семьи, умения общаться с учебным коллективом, ощущения комфортности (дискомфортности) в своей учебной группе. Методы: -социометрия – изучение статуса ребенка из неполной семьи в детском объединении; -наблюдение за ребенком из неполной семьи в процессе обучения и общения. 3. Личностные проблемы, нарушения эмоционально-волевой сферы. Цель: выявление склонности ребенка из неполной семьи к конфликтности и агрессивности. Методы: · доверительная беседа ребенка из неполной семьи и специалиста по социальной работе с целью выявления нарушений, комплексов; · психологические тренинги как индивидуальные, так и групповые с целью выявления проблем в общении, личностных комплексов; · анкетирование, · тестирование. Социально-педагогическая: Цель: выявить педагогическую восприимчивость (невосприимчивость) ребенка из неполной семьи. Содержание работы: · анализ результатов учебной деятельности ребенка из неполной семьи (журнал посещаемости занятий, творческие достижения – участие в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах) · беседа с руководителем детского объединения в котором занимается ребенок из неполной семьи, что позволит проследить, с чем связаны изменения учебной деятельности; Методы: · анализ материалов – результатов творческой деятельности ребенка из неполной семьи (творческие достижения) · анкетирование – при организации социальной поддержки детей из неполных семей очень важно знать самооценку ребенка. Из множества существующих методик мы предлагаем использовать: – Методику «Лесенка», которая заключается в диагностике самооценкидетей. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера. (Приложение 5) При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка, поэтому для выяснения удовлетворенности учебным процессом и ожиданий родителей, мы предлагаем использовать: – Методикуизучения ожиданий и образовательных потребностей родителейразработанную методистами ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» города Екатеринбурга, для наиболее эффективного сотрудничества родителей и учреждения дополнительного образования. (Приложение 6) · наблюдение · беседа Социально-экономическая: Цель:выявить экономические трудности, способствующие появлению социальной проблемы ребенка из неполной семьи. Содержание: · наблюдение за санитарным состоянием жилища · наличие необходимых жилищных условий · материальное благосостояние и достаток в семье · состав семьи. (Приложение 1) Методы: · наблюдение · беседа · анализ документов. Таким образом, социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе. Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи. Все вышеперечисленные методы диагностических мероприятий позволяют определить наиболее приоритетные проблемы ребенка из неполной семьи. Это проблемы психологического и медицинского характера на их основе строится индивидуальная программа социальной поддержки.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |