Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компьютерные программные технологии



2019-07-03 207 Обсуждений (0)
Компьютерные программные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае информационные технологии (ИТ), изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher,Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.

Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в Комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD, и бесплатно распространяемом компанией Microsoft.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:

Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD "Энциклопедия истории России 862-1917 гг. ", CD "Династия Романовых. Три века российской истории". К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD "Святая Русь", "Храмы Санкт-Петербурга ","Золотое кольцо России", CD "Россия", CD "Московский Кремль". Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD "Эрмитаж", CD "Битва за Москву" и CD "От Кремля до Рейхстага", CD "Наполеон и Александр" И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией "бумажных" изданий.: CD "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" - "Биографии: Россия". CD "Библейский компьютерный справочник"

Программы - библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD "Классика. История России" помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И.Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.

Программы-репетиторы - ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). "Репетитор по истории" - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники - программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD "Загадки сфинкса".

Таким образом, компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям - когда ученики сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Правильность выполнения заданий ученики сверяют с ответами на большом экране с диагональю 1,5 м, изображение на который выводится при помощи мультимедиа проектора.

Учитель и ученики успешно создают интерактивные картыпо истории, применяемые как при изучении нового, так и на повторительно-обобщающих уроках. Возможно конструирование урока на основе материалов исторической игры "Современники", "Аванта" или программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Они готовят рассказы по коллажу, по слайдам.

Интересные рекомендации по работе с электронным диафильмом дает А.В. Чернов. Учитель с учащимися становятся разработчиками поурочных пакетов презентаций трех видов:

компьютерные презентации;

программы для повторительно-обобщающих уроков;

компьютерный диафильм с элементами анимации.

Как правило, на подготовку одной презентации с применением отрывков из мультимедийных энциклопедий, средств графики и анимации, аудиосредств уходит около трех часов времени.

Применение компьютерного диафильма на уроке дает возможность в нужной последовательности вводить, снимать, передвигать фрагменты кадров, представленных в виде слайдов. Так, на первом слайде появляется тема урока, на втором - пункт за пунктом отображается план изучения нового материала, на третьем - выдвигается проблемная задача урока, на последующих - раскрывается основное содержание урока, представленного на слайдах с кратким учебным текстом базовых знаний и изобразительного ряда - иллюстраций с картин известных художников, диаграмм.

Учитель предлагает ученикам назвать причины события или явления, а по ходу беседы или в качестве ее итога выводит по пунктам или сразу текст соответствующего слайда. На следующем слайде при выяснении территориальных потерь ученики видят как воины переходят границу, как полки выдвигаются для сражения, как передвигаются фигурки военных во время боевых действий. Так применяя условно-графическую анимацию учитель формирует у учащихся представление о ходе боевых действий.

При закреплении используется лента времени и иллюстрации: вызванному ученику надо совместить дату с соответствующим изображением, работая за компьютером в режиме редактирования слайдов. Затем класс решает кроссворд: на экране появляется вопрос, ученики дают на него ответ, вносят его в сетку кроссворда.

Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.

Ю.В. Кушнерёва предложила семиклассникам во втором полугодии разработать на уроках учебные проекты-презентации по теме: "Раннее Средневековье: мифы и повседневная жизнь". Такую работу позволяли провести кабинеты истории и информатики, оборудованные компьютерами, сканерами, мультимедийными проекторами, а также наличие необходимого программного обеспечения: Word, Twain, PhotoShop, PowerPoint.

На первом организационном занятии ученикам выдается макет слайдов и шаблон оформления со следующим наполнением слайдов:

заглавие, автор материалов;

историческая справка по вопросу;

3-8) сюжеты проектов;

9) отражения содержания мифов в литературе, живописи, музыке, кинофильмах;

список книг, сайтов, всей использованной информации;

сведения об авторе презентации.

На первом уроке формируются рабочие группы и распределяются задания между учениками.

Учебная деятельность на последующих уроках организуется и проводится следующим образом:

уроки 2-3 - работа в группах по обработке собранного материала и поиску нового, включая Интернет;

урок 4 - обобщение и систематизация материалов, их анализ, выставление оценки за проделанную работу, корректировка планов предстоящей деятельности;

уроки 5-6 - разработка презентации на основе собранных материалов;

урок 7 - представление и обсуждение первой презентации;

уроки 8-9 - представление и обсуждение остальных презентаций,

запись основного в тетради, формулирование заданий для самостоятельной работы;

урок 10 - самостоятельная работа, итоговое выставление оценок.

Каждый ученик представляет свою часть работы, рассказывает, какой вклад он внес в общее дело. При оценке учитываются качество и форма представления материала; форма его устного изложения (собственный рассказ или чтение с экрана); умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания; точность и емкость ответов на вопросы присутствующих на презентации.

Анализ проектного исследования позволил выявить успехи и неудачи этого вида учебной деятельности. Прежде всего повысилась активность учеников, возрос их интерес к истории, значительнее, совершеннее стали умения в области истории и информатики. К типичным ошибкам можно отнести стремление учащихся включить в проект все многообразие собранной информации, не отдавая отчета в ее научной сложности и трудности для учеников класса. Ну и, конечно, особенно на первом этапе, презентации были перегружены спецэффектами.

Как показывает практика, не реально осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учителя сориентированы на презентации иного характера. При подготовке к уроку-презентации в 5 классе учитель С. Доценко использовал размещенную на компакт-диске "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", из которой взял необходимый для раскрытия темы текст, изобразительный и графический материал. Презентация представляет собой наглядный ряд, позволяющий разнообразить рассказ учителя, сделав его интересным и познавательным, а также организовать обсуждение цепочки взаимосвязанных вопросов. Основу содержания урока составляют слайды с текстом и графикой, видео - и аудиоматериалами, используемыми комплексно. Вся презентация состоит из 17 слайдов, разбитых на части в соответствии с планом урока. Компоновка материала презентации для учителя и учащихся служит своеобразной формой опорного конспекта.

По ходу урока на экран в соответствии с планом выводится нужный материал, вопросы и задания. В ходе представления урока-презентации новый материал чередуется с вопросами и заданиями по повторению ранее изученного. В начале изучения нового демонстрируется заставка - слайд-фильм с картинами из жизни Древнего Египта в сопровождении музыки на тему египетских мотивов. Вслед за этим появляется слайд с изображением пирамид... В конце урока по новому материалу в игровой форме проводится небольшая викторина, после чего учитель подводит итог урока, оценивает работу учеников класса.

На базе системы "Магистр. Doc" разработан банк данных из 200 заданий по истории Древнего мира для тренинга и контроля знаний учащихся: на первом кадре дается само задание, на втором - консультационный материал по выполнению, подсказка, на третьем - ответ, правильное решение. Обращение к подсказке фиксируется и учитель получает информацию об уровне подготовленности ученика, о недочетах в его знаниях. На основе этой программы ученики работают в компьютерном классе. Они вводят с клавиатуры слова, символы, перемещают мышью фрагменты графиков, схем, таблиц, заполняют пропуски, убирают лишнее, выбирают позиции аргументации принятого решения, действия.

Как уже отмечалось, работа с мультимедийной гипертекстовой системой, в частности в программе PowerPoint, позволяет выбирать пути изучения материала с помощью интенсивного визуального ряда, создать нужный для данного урока слайд-фильм, дополнить его музыкальным сопровождением, звуковыми сигналами, показывающими переход от одного видеоряда к другому. В процессе работы учитель легко может стирать или вводить новые абзацы, видеоизображения, рисунки; оформлять переход одних фрагментов к другим.

Изображение выводится как на монитор компьютера, так и на большой экран, помещенный рядом с классной доской. Деятельность учителя объединяется с изобразительным рядом на экране, раскрывая и дополняя его информацию визуальными образами и задавая определенный темп и ритм уроку. Визуальное погружение привносит элемент солидарности всех участвующих в работе, связанных общим делом, что организует и дисциплинирует учащихся. Такое обучение позволяет активно воспринимать информацию, благодаря тем ассоциациям, которые возникают в чередовании зрительных образов. Практическую пользу этот метод работы, как и любой другой, дает при систематическом его применении.

Программа визуального погружения служит планом урока, регулируя наиболее оптимальный объем информации. При ее разработке отбираются основные факты и даты, важнейшие события, явления и процессы, термины и понятия. Перед учителем стоит задача максимально содержательно раскрыть тему урока, не перегружая его второстепенным материалом. Такое погружение в прошлое создает у учеников четкое представление о содержательном своеобразии исторических событий, их последовательности и динамике, значимости в рамках определенного периода.

Эту программу можно применять на лекции при изучении нового, во время лекции-диалога по пройденной теме по отработке понятийного аппарата и во время обобщающего повторения, когда ученики сами конструируют информацию по изученным темам и разделам курса.

Данная программа позволяет применять в различных формах и цветовых гаммах все многообразие зрительного ряда: картины, портреты, схемы, карты, диаграммы и таблицы, тексты. Сюда же учитель включает опорные слайды - иллюстрации, подготовленные учениками. В программе применяются анимационные эффекты самых разных чередований, сочетаний, выделений, изменений и ракурсов. Используя возможности программы, учитель может разрабатывать собственные творческие курсы, учитывая специфику класса и решаемых учебных задач. Программу можно быстро изменять, обновлять и расширять, объединять с другими программами или темами, курсами или такими предметами как литература и мировая художественная культура.

При разработке системы уроков в этой программе необходимо придерживаться определенных принципов, способствующих лучшему восприятию, усвоению и запоминанию учащимися учебного материала:

уроки каждой темы оформляются унифицировано, в едином стиле; тема урока сочетается с определенным цветовым фоном и сопровождается пиктограммой, по ходу урока она неоднократно выводится на экран. Цветовой фон обозначенных событий может быть светлым или темным, в зависимости от их положительного или отрицательного значения;

в пределах темы одно событие от другого отделяется специальными заставками, в частности, шкалой времени. На ней указано название факта или события, дата, место действия. По завершении рассмотрения события заставка появляется вновь со специальной пиктограммой. Здесь уже учитель показывает временную протяженность события;

все содержательные образы, появляющиеся на экране, обязательно сопровождаются текстовым пояснением, причем, четко указано, к какому изображению относится данное пояснение. На экран так же выводятся все названия терминов и понятий, географические наименования, персоналии, употребляемые учителем в своей лекции. Тем самым учитель концентрирует внимание учеников на правильном написании слова, его орфографии. Если ученикам требуется записать данные учителем определения, выводы и обобщения, то они также выводятся на экран, чтобы ученики могли их увидеть и грамотно записать;

все изображения условно подразделяются на две большие группы - а) реалии изучаемой эпохи (объективное) и б) личные мнения и взгляды (субъективное). Группа "а" включает подбор реально существовавших или существующих рисунков, картин, портретов, фотографий, плакатов, факсимильных изданий, источников и документов. Группа "б" показывает изображения, взятые из другого времени или нарисованные самим учителем, раскрывающая его отношение к объективным реалиям, в результате чего у них появляется дополнительный смысл. На экране может быть помещена фигурка с определенной мимикой, жестами, позой. Появление этой фигурки будет свидетельствовать о субъективной оценки происходящего.

Так возникает эффект диалога, вносящего в ход урока определенное драматическое напряжение и отражающий само понимание истории как череды событий, происходивших в пространстве и времени, наших знаний и оценок этих событий. На уроке выслушивается мнение не только учителя, но и происходит обмен мнениями всех присутствующих, когда они обобщают увиденное и дают свои оценки.

Различны способы активизации учащихся на уроке, например, когда учитель дает упреждающую информацию перед показом визуального ряда.

Урок включает в себя также прямое обращение учителя к ученикам класса: Что изображено в той или иной части экрана? Как соотносится данное изображение с темой урока? Дайте описание увиденного эпизода с употреблением новых терминов и понятий. При помощи "мыши-указки" дополните элемент схемы и введите соединительные линии. Взяв мышь-"карандаш" заполните историческую карту или таблицу. Простота удаления с экрана изображения таким "карандашом" позволяет убрать или создать новое изображение, изменив, упростив или усложнив работу других учеников класса. Может быть также прочтение учениками текстов с экрана вслух при использовании бегущей строки, чтение в ролях, с драматическим исполнением, показывая свое вхождение в образ.

Активное участие учеников класса в работе выражается также в конспектировании содержания урока в процессе заполнения заранее подготовленной и розданной ученикам формы конспекта на печатной основе, в которой даются название темы урока, "шкала времени", указаны основные этапы урока. С этой формой ученики знакомятся заранее в начале урока, чтобы они могли ориентироваться в изложении темы урока. Форма содержит те пиктограммы и символы, которые будут появляться на уроке по ходу работы. В такой конспект ученики вписывают названия событий и их даты, заполняют контурные карты с основными ориентирами, дорабатывают незаполненные таблицы и недоработанные до конца схемы, дополняют определения указанных терминов и понятий. Форма конспекта может быть выполнена на нескольких уровнях сложности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Заключительной частью конспекта является домашнее задание: доработка не полностью заполненных в классе контурных карт, схем и таблиц, ответ на вопросы и выполнение заданий по материалам учебника и конспекта. Так конспект помогает быстрее и проще усвоить содержание урока.

Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, "погрузить" ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение Информационно-коммуникативных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе информационно-коммуникативных технологий, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

 



2019-07-03 207 Обсуждений (0)
Компьютерные программные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компьютерные программные технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)