Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в ряде международных документов. Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией ООН от 3 декабря 1986 г. и Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. (ст.ст. 20,21) усыновление, в частности, признается в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Говориться о необходимости того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. Устанавливается запрет на то, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в  тексте Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г., специально посвященной вопросам международного усыновления.  

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации и лицами без гражданства.

Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования Российской Федерации).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях. Для обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников.

Так гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами ее территории, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, которые могут быть переданы им на усыновление, предоставляются по истечении шести месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. В этой связи сведения о детях, которые могут быть переданы на, усыновление, предоставляются данной категории лиц не раннее упомянутого срока. Этот срок не может быть сокращен или увеличен в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья или других обстоятельств. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты на ребенка, оставшегося без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

Исходя из сказанного, представляется, что необходимыми доказательствами возможности усыновить детей для иностранных граждан, а также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за границей, являются:

1. Документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей;

2. Истечение 6-месячного срока со дня постановки на такой, учет;

3. Документы, подтверждающие невозможность (с указанием конкретных мер, предпринятых по устройству) его передачи на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью) российским гражданам, постоянно проживающим в России, или на усыновление родственникам ребенка независимо от их гражданства и места жительства[37].

Указанные документы, выданные Министерством образования РФ, представляются в суд органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка одновременно с заключением этого органа.

 В связи с этим интересен пример из судебной практики. «Верховный Суд Российской Федерации признал правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявления об установлении усыновления гражданам США - супругам Розенберг, обратившимся в суд с просьбой об усыновлении Шиповалова Дмитрия 27 сентября 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка №2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся рядом обстоятельств, в том числе несоблюдением порядка  организации учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в установленные законом сроки на региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г. Омска не предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось, в семье российских граждан. Кроме того, супруги Розенберг, познакомились с Дмитрием заочно по фотографиям и кассетам, а личное их знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела»[38].   

Свои особенности имеет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребёнка на территориях двух субъектов РФ.

Для решения вопроса об усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи.

К заявлению прилагается заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители о возможности быть усыновителями, условиях их жизни, информация о семье усыновителей, так называемое "home-study". К заключению прилагается копия выданной этой организации лицензии на осуществление ее деятельности, и документ компетентной организации страны об обязательстве осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, могут предоставляться кандидатам в усыновители лично либо высылаться им (при наличии соответствующей возможности) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте[39].

Так в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 указано: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)"[40].

Для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

Так «по делу N 82-ГО3-1 об усыновлении двух несовершеннолетних детей (брата и сестры Липняговых) гражданами США Брэндо определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2003 г. была подтверждена правильность решения Курганского областного суда от 29 ноября 2002 г. об отказе в усыновлении. В числе других оснований Коллегия указала, что не были выполнены требования закона о представлении заключения компетентного органа государства гражданства заявителей об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями.

Коллегия указала, что в данном случае "не оформлены в установленном законом порядке и представленные заявителем сведения о их материальном положении: финансовая декларация о доходах и расходах заполнена ими самими и не подтверждена налоговыми органами; справки с работы о выполняемой ими работе и размере заработной платы, а также подтверждение о владении жилой площадью не заверены печатью и выданы не уполномоченными на этот счет органами (отдел льгот, фирма на дому) и должностными лицами или без указания должностного положения лица, подписавшего документ; документы, подтверждающие право собственности супругов Брэндо на строение, и в отношении другого имущества к заявлению об установлении усыновления не приложены».

В соответствии с СК РФ все действия по подбору ребенка на усыновление должны осуществляться непосредственно кандидатами в усыновители, так как любая деятельность  других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Однако обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности, и не должна преследовать коммерческих целей. Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято Постановление N 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, где определен порядок получения разрешений на открытие представительства и на осуществление деятельности по усыновлению, осуществления деятельности и контроля.

В случае усыновления на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, при обращении в суд с заявлением необходимо представить все документы, требующиеся для установления усыновления ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. Необходимо также дополнительно согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином, которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором Российской Федерации.

Документы, выданные за границей и представленные заявителями в суд, требуют консульской легализации, то есть должны быть удостоверены консульством России на территории того государства, органами которого они выданы, если только иное не установлено международным договором, участником которого является Россия.  

Документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидата в усыновители, либо в органах нотариата на территории Российской Федерации.

Предусмотрена также возможность усыновления детей – граждан РФ, постоянно проживающих на территории другого государства (за границей). Усыновление (удочерение) детей - граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных государств, с соблюдением установленных ими процедур. Такое усыновление признается в России действительным при наличии следующих условий:

1. Если оно произведено в отношении российского ребенка, постоянного проживающего за границей;

2. Если оно произведено компетентным органом государства, гражданином которого является усыновитель;

3. Если на усыновление получено предварительное разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу[41].

По действующему законодательству, ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении  его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет российское гражданство. Оно (гражданство) может быть прекращено по ходатайству усыновителей при условии, что ребенку будет предоставлено гражданство государства, гражданином которого является усыновитель.[42]

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне территории Российской федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими    учреждениями Российской  Федерации, находящимися в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда их в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов. В них указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

  


Заключение

 

Подводя итоги представленной работы, у меня возникли предложения по усовершенствованию законодательства в сфере усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей.

Так при получении согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (ст. 132 СК РФ), предлагается создание специальной комиссии, состоящей из узких специалистов (психологов, психотерапевтов, социологов и др.), которые работали бы с ребенком, помогали бы ему установить контакт с усыновителем. Так как ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии в полной мере оценить правовые последствия усыновления. Такая комиссия готовила бы заключение о целесообразности усыновления, позволило бы всесторонне оценить полученное согласие ребенка на усыновление, несмотря на изменчивость его настроения.

При получении согласия супруга на усыновление (удочерение), может возникнуть ситуация, когда, ссылаясь на свое право, супруг лица, желающего усыновить ребенка, будет возражать против усыновления, например по неблаговидным мотивам (вымогательство, шантаж). Речь идет о случаях, когда супруги не расторгли брак в установленном законом порядке, но фактически их семейные отношения прекратились и они проживают раздельно. По буквальному смыслу закона, в усыновлении при таком возражении должно быть отказано. Целесообразно было бы предусмотреть в законе возможность в порядке исключения разрешать усыновление и при наличии возражений со стороны супруга усыновителя. Такое право могло бы быть предоставлено суду, когда из обстоятельств дела следует, что супруг усыновителя не будет принимать участия в его воспитании.

Возраст усыновителя должен быть таким, который позволил бы ему по своему состоянию здоровья, определенному социальному статусу, а также психологически, физиологически быть подготовленным к выполнению функций по воспитанию усыновленного ребенка, поэтому разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее восемнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

Необходимо предусмотреть в законе право усыновленного ребенка требовать компенсации морального вреда после отмены усыновления, если усыновитель причинял ему физические или нравственные страдания, например, жестоко обращался с ним, совершил преступление против здоровья или жизни усыновленного ребенка.

Институт усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей является актуальным и востребованным, что подтверждает и практика. Так, за последние 10 лет было усыновлено 60 тыс. российских детей, из них 45 тыс. вывезено за рубеж. Представляется, что тенденция к его широкому распространению будет не только сохраняться, но и усиливаться.

 

 

 




2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)