Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема бытия, философия



2019-07-03 421 Обсуждений (0)
Проблема бытия, философия 0.00 из 5.00 0 оценок




       Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

       Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

       Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч.ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

       Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

       Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

       В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

       В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

       14.Философский смысл понятий; бытие, материя, субстанция.

       Бытие – это предельно общее понятие о существовании, о «сущем вообще». Синонимом его является Реальность, антитезой – Ничто. Бытие – это объект и субъект в их совокупности.

       В истории философии понимание и определение бытия существенно менялись. Так, античные мыслители до Аристотеля рассматривали абстрактное понимание существующего, а не множество имеющихся предметов, явлений и т.п.; они отождествляли бытие с мыслью, оно «не имело чувственной составляющей». Единое бытие Парменида может только мыслиться; оно не может восприниматься органами чувств, так как этому противоречит множественность восприятия органов чувств. Атомы Демокрита в качестве бытия также не могут восприниматься чувствами, но по причине слишком малых размеров. По Платону, идеи, в качестве порождающих моделей всех материальных тел, присутствуют не в чувственной, а умопостигаемой части пространства, за неподвижными звёздами. В учении Аристотеля, где «истинно существующими» являются только единичные вещи (названные им субстанцией, или сущностью), человек может воспринимать бытие чувственно и выражать своё понимание бытия в логических формах.

       Термин «субстанция», описывающий существующие единичные вещи, обозначает их относительную самостоятельность и автономность, независимость каждой их них от других вещей, предметов или явлений. Всякая сущность (субстанция) состоит, по Аристотелю из материи и формы. Со времён Аристотеля в философской проблеме бытия акцентируется «его двусторонность»: говоря о бытии, подразумевают «чтойность» (что есть) и «существование» (что нечто, обозначаемое в качестве сущего существует). Разными мыслителями бытие понимается несколько по-разному.

       Основные формы (виды) бытия: бытие вещей первой и второй природы; бытие человека как природного и социального существа; индивидуализированное духовное бытие; объективированное духовное бытие; социальное бытие (в котором отдельно рассматриваются социальное бытие человека и социальное бытие общества). Перечисленные формы «соединяют» в себе материальную и идеальную составляющие бытия.

       Бытие предстаёт как сложная уровневая система, которая может быть представлена в виде схемы. Бытие вещей первой природы имеет свои уровни: минералы, растения, животные, люди. Бытие второй природы подразумевает всё, что создано человеком, чего изначально не было в природе и также делится, прежде всего, на материальный и духовный подуровни, со своими дальнейшими градациями, разнообразие которых зависит от основания, по которому классифицируются элементы подуровня. Бытие человека тоже достаточно сложная сфера, включающая: телесность и духовность, потребности, результаты, цели и стимулы, физиологию и психическое и т.д. Индивидуализированное духовное бытие включает мотивы, поведение, самость человека, оценки и устремления, картину мира, особенности восприятия, понимания, связи с ментальностью и т.п. Объективированное духовное бытие включает общественные институты: образование, религию, искусство, политику, экономическую жизнь общества и многие другие составляющие элементы. В объективированном духовном бытии большее внимание уделяется проявлению типично человеческого в отношениях с внешним миром. Социальное бытие – это, прежде всего, жизнь человека и общества в истории, во времени.

       К числу важнейших философских проблем бытия относятся вопросы его целостности, единства и многообразия. Во-первых, бытие целостно, так как целостно сознание; во-вторых, для бытия удаётся сформулировать ряд всеобщих свойств, связей и отношений; в-третьих, бытие удаётся представить в виде единой системы с множеством подсистем.

       Единство бытия – в его системности и организованности. Бытие – суть единое многообразие или многообразное единство существующего.

       Материя – по определению, данному Гольбахом и развитым в марксизме, это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Философы-материалисты считают, что материя первична и существует относительно самостоятельно от человеческого сознания и отображается им (при этом полагается «обратное воздействие сознания на материю); философы идеалистического направления утверждают, что материя вторична и является воплощением идеи (в некоторых религиозных воззрениях, материя есть воплощённое «слово» Всевышнего).

       Понятие «материя» прошло в истории мысли свой процесс эволюции и в разное время понималось по-разному: как «стихия», «атом», «вещество», «комплекс свойств атомов», «объективная реальность». В материализме материя представляется как бесконечная, являющаяся вечной причиной себя.

       В истории философии обнаруживаются несколько моделей материи – атомистическая (автор – Демокрит), эфирная (Декарт) и вещественная (Гольбах).

       Под видами материи подразумеваются фактически структурные уровни материи: природу как органическое и неорганическое; общество как организованную природу; человека как сложную телесно-душевно-духовную структуру.

       Природу изучают точные и естественные науки, общество – гуманитарные науки. В связи с тем, что на всех уровнях материи речь идёт о деятельности человека, его физических и мыслительных действиях, деятельности сознания, можно говорить о человеческом понимании материи, или условно-конвенциальном характере существующих суждений о материи. Впрочем, это касается всех других знаний и представлений человека.

       15.Проблема «сознания» в философии и естествознании. Происхождение человека как результат биологической и социо-культурной эволюции.

       В истории философии: Сознание - особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

       Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум - был представлен как вещь, когда не мыслит - все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть на самого себя). Эта проблема - в рамках восточной философии.

       Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание - не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной-нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

       Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

       XX век. Сознание индивида-функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально-культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.

       Маркс показал половину правды. Фрейд-определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: "Я"-эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека. Маркс: "Человек должен осознать себя представителем того или иного класса". Фрейд: "Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)". Вывод: Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание. Сущность (структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).

       Проблема природы сознания. Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции: 1) Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений? 2) Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное (космическое)? 3) Как соотносится сознание и близкие ему реальности?

       Сознание и физические процессы. Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.

       Научный материализм (близко к марксистской философии). Его крайняя форма - физикализм (научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). "Все есть физическое". Аргументы: - Успехи в моделировании искусственного интеллекта. – Генетика. - Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека. - Связь типа мышления с полушариями мозга.

       Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: "Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога" (например, отказ рисковать - трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство - редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы: Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.; прикладные разработки по проблеме "духовное-телесное"(помощь людям с дисфункцией); тождество телесного и духовного не было доказано; своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам; иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.

       Солипсизм-утверждение, что материальный мир-порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека? Три подхода к решению этого вопроса: 1) С. -космическое образование, которое не связано с миром живого. 2) С. - свойство живых организмов. 3) С. - атрибут человека.

       С. - космическое образование - в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады - носители разума, а это - тончайшая энергия материи. С. - явление надчеловеческое - не только проявление божественного разума (информационное поле, энергия разума и т.д.) Рерих "Живая этика": нельзя ограничит мысль сферою земной. Талбот: Вселенная - гигантский разум, мышление-результат взаимодействия полей.

       С. - свойство живых организмов. Социобиология: С. - биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств - биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами - существует своеобразная мораль.

       С. - атрибут человека. Мистическая концепция: С. - тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С. - свойство высокоорганизованной материи.

       Отражение - основная функция материи (след, информация, материя). Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной (дерево отражает природные процессы). Уровни отражения: отражение неорганической природы - механическое, физическое, химическое (потенциальная информация); отражение в живой природе - раздражимость, чувствительность (активно используется информация); социально-психическая форма отражения - антропогенный уровень (целенаправленно используется информация)

       В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей? Животные: заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена. Человек: сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.

       Общественная природа сознания. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются (зачастую неосознанно). Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.

       Особенности сознания. С. - продукт общественной трудовой деятельности. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности. Целеполагающая деятельность С. Творчески-активный характер С. Проектирующая деятельность С. С. как субъективный образ объективного мира. С. как идеальный образ материального мира. С.-продукт развития материи. С.-свойство высокоорганизованной материи С.-функция мозга, которая действует на основе потребностей человека. С.-материализуется в языке. Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово-сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.

16. Процессы развития: диалектика прогрессивных и регрессивных изменений.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

       Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

       Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

       Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

       Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

       Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

       К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

       Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.

       Прогрессивное и регрессивное развитие

       Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст. Под прогрессом понимают тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регрессивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития.

       Прогресс - это развитие по пути приближения объекта к своему идеальному состоянию, а регресс - удаление от него. Так, врачи употребляют выражения "прогресс" или "регресс" болезни исходя из того, что существует строго установленная и описанная в теории динамика протекания заболевания, включающая все фазы - от его зарождения до прекращения. Когда врач говорит: "Болезнь прогрессирует", это означает, что она закономерно развивается в соответствии со своей клинической картиной. А когда говорят о регрессе болезни, это следует понимать так, что болезнь отступает и больной выздоравливает.

       Особую значимость идея прогресса имеет в социальной области. Человечество всегда было одержимо целью сделать жизнь лучше, чем она есть. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от безысходности. Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой античности. Платон в "Законах" рассуждает об эволюции социальной организации, которая продвигается от зародышевого состояния к более совершенным формам. Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису-государству. Другим источником идеи прогресса является иудейская и христианская эсхатология. В библейских сказаниях история человечества рассматривается как неуклонное и постепенное исправление и искупление первородного греха.

       Интересный поворот идея прогресса пережила в эпоху великих географических открытий, когда выяснилось, что человеческие общества, культуры, политические и экономические системы не составляют единого целого. Чтобы объяснить существующее разнообразие, французский историк Жак Бусе в XVIII веке предложил концепцию всеобщей истории, в которой выделил 12 эпох, располагающихся друг за другом по мере роста индивидуальной свободы и нравственности людей.

       В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной "религией" европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, философии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма явилось видимое улучшение жизни в Европе в течение короткого промежутка времени. Тогда же концепция прогресса становится и предметом специального философского осмысления. В ней выделяют такие основополагающие аспекты прогресса, как:

       * Необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

       * Направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая последующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая;

       * Кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;

       * Дифференциация фаз процесса развития;

       * Неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая последующая ступень лучше предыдущей.



2019-07-03 421 Обсуждений (0)
Проблема бытия, философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема бытия, философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)