Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прялки мой бабушки Курячей Прасковьи Петровны



2019-07-03 356 Обсуждений (0)
Прялки мой бабушки Курячей Прасковьи Петровны 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовили: Андрусякова Алина,

Дубенцева Олеся;

Обучающиеся 8 класса

МБОУ «Казацкая СОШ»

Красногвардейского района Белгородской области

Руководитель: Шестакова Наталия Леонидовна

Учитель музыки МБОУ «Казацкая СОШ»

С Казацкое 2019г.

«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»

Каждому из нас необходимо знать историю своего родного края, своей семьи. Будучи неотделимой частью природы, труда и обрядовой культуры народное искусство Красногвардейского района является неиссякаемым источником постоянных эстетических переживаний,воздействуя на формирование личности, оказывая системное влияние «человек-природа», «человек-духовная традиция». В этом проявляется одно из существенных качеств народного творчества – стабильность его главных принципов, покоящихся на связях человека с природой и его историческим духовным прошлым.

Прялки мой бабушки Курячей Прасковьи Петровны

Я часто бываю в гостях у своей бабушки в селе Раздорное Красногвардейского района Белгородской области. На чердаке старого дома хранится много старых вещей и предметов. Моё внимание привлекала старая прялка, покрытая пылью и мохнатой паутиной. Я, словно завороженная могла часами крутить колесо и слушать его завораживающий скрип. Словно песню мне напевала старая прялка и каждый раз снова и снова хотелось слушать этот завораживающий мотив. На чердаке, кроме этой, были ещё две прялки, они были поновей, красивей, но почему-то не так сильно привлекали моё внимание, как та – загадочная и таинственная. Четвёртая прялка хранится в комнате бабушки, она за ней работает и никому не разрешает приближаться к рабочему месту. Мне очень захотелось узнать историю бабушкиных прялок, а также провести исследование – сохранились ли ещё где старинные прялки, если да, то сравнить отличительные особенности прялок.

 

 Драгоценный подарок

Из рассказа бабушки, я узнала, что самую старую прялку, жених подарил моей прабабушке Щербаковой Анне Архиповны на свадьбу. «Это сейчас машины дарят, драгоценности, а в старину самый дорогой подарок- прялка, бывало, расписанная красками или украшенная резьбой». Прялку изготовил сам жених для своей возлюбленной. С большой любовью и нежностью он изготавливал прялку, вырезая и шлифуя каждый сантиметр изделия. Мастерил прялку мой прадед Щербаков Пётр Емельянович с помощью ножей и специальных стамесок, которые изготавливал сам. Он любил работать с деревом, особенно почитал дуб и липу. Древесину для изготовления своих изделий прадед выбирал здоровую и прочную: без гнили и трещин. Когда сыграли свадьбу и родилась моя бабушка Прасковья Петровна, дед продолжал дружить с деревом, умело изготавливая и украшая предметы, необходимые в быту. По словам бабушки, он находил в дереве приятного собеседника. Изготавливая какой-либо предмет, будь то табуретка, ложка или маслёнка, он говорил с деревом, как с другом. «Дерево похоже на человека: как человек рождается на земле, так и дерево в виде росточка, а затем с годами, как и человек, взрослеет, мудреет, болеет, стареет и умирает» - говорил прадед. «Дерево, как и человек улыбается, радуется, грустит, страдает, тоскует. У него тоже есть душа. Если прислушаться, можно услышать порой, как оно плачет и стонет, как человек от боли. Поэтому к дереву с душой нужно относится, беседовать с ним, как с живым человеком, суметь его понять и выслушать. Дерево - очень щедро: оно нас кормит, поит, лечит, обувает, одевает, обогревает». Вот почему прялка – драгоценный подарок, душевный. Две другие прялки тоже изготовил мой прадедушка. А самую новую прялку мой дедушка Курячий Дмитрий Артёмович купил на ярмарке в подарок своей жене- моей бабушке Курячей Прасковьи Петровны в юбилейный день свадьбы (рассказ, записанный со слов моей бабушки Курячей Прасковьи Петровны 1940 г.р) В ходе своей работы, я записала старинный напев, который исполнялся пряхой во время работы (аудиозапись прилагается)

 Прялки на Руси

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд - прясть пряжу. «Пряслица» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. Присмотревшись внимательнее к каждой прялке, можно увидеть, что её контур напоминает фигуру женщины.

У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, берёзы и липы, а также из осины, хотя в Белгородской области из осины даже дома не строили, считалось, что это дерево дьявола.

С древних времён, прялке, с помощью которой прялась нить, уделялось большое внимание. В жизни крестьянки 19 века прялка занимала одно из самых почётных мест, так как она была для неё тем предметом, с которым женщина не расставалась на протяжении всей своей жизни. История прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.

 Веретено́

Веретено́ - приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

 Слово «Веретено» означает - злая баба.

По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.

Прядение с помощью веретена:

1. кудель,
2. веретено с намотанной на него пряжей,
3. пряслице

 Пословицы и поговорки о веретене.

· Знай, баба, свое кривое веретено (своё дело).

· Знай гребень да веретено.

· Не веретеном в бок, терпеть можно.

· Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).

· Без веретена пряжи не спрядёшь.

· Остры веретена намозолили ладони.

· Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.

· Кривое веретено не надежа (не оденет).

· Кривое веретено не исправится.

· Девку веретено одевает.

· Чужое веретенце бери, да и свое припаси.

· Сделала дело худое, переломила веретено кривое.

· На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.

· Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)

Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

 

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».       

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже с зеркальцами!) расписные (даже по торцам!),

гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы,

 всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа:
«Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди не ленися».

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Надо сказать, что прялочные поверхности, не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Прялки были двух типов:с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

 Виды прялок

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
     Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» - (Александр Сергеевич Пушкин.)

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на «пряху» и «не пряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «не пряха»).

Прялка неотъемлемо связана с народными обычаями и обрядами. [2,36].
  Прялка и прядение в поговорках.

· У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

· Какова пряха, такова на ней и рубаха

· Прялка не Бог, а рубаху даёт

· Пряха не волк - в лес не убежит

· Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

· Не ленись прясть, хорошо оденешься

· Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

На прялках мы наблюдаем изображения древних символов солнца и грома- круглые розетки с крестом, с шестью и восьмью лучами; ромбы, квадраты и прямоугольники-идеограмма земли, пашни. А также изображение цветов, особенно часто встречается лилия, символизирующая непорочность, вечную молодость и красоту, а также изображения уток, гусей, лебедей.



2019-07-03 356 Обсуждений (0)
Прялки мой бабушки Курячей Прасковьи Петровны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прялки мой бабушки Курячей Прасковьи Петровны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)