Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика развития двигательной моторики



2019-07-03 254 Обсуждений (0)
Диагностика развития двигательной моторики 0.00 из 5.00 0 оценок




               детей средствами танца

 

При оценки физиологического воздействия занятий танцами на организм детей необходимо учитывать степень зрелости центрального аппарата регуляции двигательных функций, особенности возрастного развития физиологических систем организма.

Диагностика развития двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца проводилась на протяжении всего эксперимента в несколько этапов. С этой целью был разработан специальный диагностический пакет тестовых методик, а также были выделены уровни развития двигательной моторики, сопоставление с которыми результатов авторской методики позволило судить о ее качестве. В психолого-педагогической литературе имеется богатое описание диагностических методик, технологий, систем; диагностика детских коллективов по данной тематике выстраивалась в соответствии с закономерностями и особенностями уже имеющегося опыта.

Первому уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения в след за учителем, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание танцевальной музыки.

Второй уровень (средний) характеризовался свободными произвольными движениями детей, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием на звучание танцевальной музыки (притопывание в такт, хлопанье в ладоши, повороты головы, туловища в такт). Однако, этому уровню свойственна слабая творческая активность детей.

Третий уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных частей движения в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию под музыку, способность к танцевальной импровизации.

Диагностический пакет тестовых методик включал в себя три тестовых блока:

1.Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве. Блок предполагал следующее задание для ребят: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой. Правильность выполнения задания оценивалась в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями). Результаты данного теста приведены в табл. 2,3,8,9.

2.Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагалось под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. Результаты оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с разработанными уровнями) и заносились в табл. 4,5,10,11(см. прилож.).

3. Тест на определение двигательной активности детей. Детям предлагается повторить элементы танца, показанные руководителем. В данном случае приглашались для показа дети из старшей танцевальной группы. Ими были показаны отрывки из «танцующих утят» и элементы рок-н-рола. Дети под музыкальное оформление должны были повторить их действия. Результаты этого теста в зависимости от исполнения детей оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями) и занесены в табл.6,7,12,13 (см. прилож.).

  При проведении эксперимента контрольной группой стала группа      учащихся 1-го класс средней общеобразовательной школы в количестве 16 человек. Экспериментальная группа состояла из 14 человек, дети 6-7 лет, учащиеся той же школы, записавшиеся в танцевальный кружек.

Соотношение уровней развития двигательной моторики и баллов, набранных детьми в результате их тестирования, приведено в табл.1 (см. прилож.).

 Входная диагностика показала, что уровень развития двигательной моторики у детей обеих групп примерно одинаков и соответствует низкому.

Выходная диагностика, проводившаяся по тем же тестам, показала, что уровень развития двигательной моторики в экспериментальной группе стал заметно выше и на 78% поднялся с первого на второй, а со второго на третий на 20%. В контрольной группе результат при повторной диагностики почти не изменился.

Таким образом, было доказано, что если целенаправленно обучать детей танцевальным элементам, танцам, пляскам, танцевальному творчеству, по средством внедрения соответствующей методики то развитие двигательной активности детей 6-7 лет будет протекать более интенсивно и качественно.

 

 

Заключение

В данной дипломной работе, посвященной изучению развития двигательной моторики детей 6-7 лет танцевальным творчеством были рассмотрены такие вопросы как: естественное развитие моторики индивида, как оно протекает само по себе в детском возрасте; формирование моторно-двигательных функций ребенка; особенности координации движений у детей младшего школьного возраста. Кроме того в работе уделялось особое внимание изучению значения танца в развитии двигательной моторики детей. В связи с этим изучалось соответствующая литература по психологии, педагогике, социологии, физиологии, физической культуре и другим смежным дисциплинам.

Во второй главе данные дипломной работы была предложена авторская методика развития двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца. Разработанная методика предполагала включение в образовательный процесс интересных и специфичных форм организации танцевальных занятий с детьми. Эксперимент проводился среди учащихся первых классов общеобразовательной школы. В начальный момент практического использования авторской методики была проведена тестовая диагностика, результаты которой показали, что дети контрольной и экспериментальной групп имеют примерно одинаковый уровень развития двигательной моторики.

По окончанию эксперимента проводилась выходная диагностика по тем же тестам. Дети контрольной группы повысили свой уровень развития двигательной моторики в среднем на 17%. В экспериментальной группе повышение было существенным: с первого уровня на второй перешло около 78% детей; более того, со второго на третий 20% детей.

Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности и хорошем качестве внедряемой методики.

 

           

 

Литература

1.Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2001г.

2.Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. – М., 1980г. – с.15-26.

3. Вильчковский Э.С. развитие двигательной функции у детей. – Киев: «Здоровье», 1983г.

4.Воспитание детей в игре. – М., 1993г.

5. Воронцов Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки. Учебно-методическое пособие. – Л., 1986г.

6.Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций.// Теория и практика физической культуры. 1995г., №11, с.39-43.

7.Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. – СПб.: Образование, 1993г.

8.Изаак С. И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи.:Автореф. дисс…канд.пед.наук. –М., 1997г.

9.Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет. // Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. / под ред. В.И.Усакова. – Красноярск, 1996г. – с.37-40.

10.Ноткина Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников./ Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском соду.: Межвуз.сб.науч.тр.-Л., 1985.- с.146-151.

11.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: «Мозайка-синтез.»,2000г.

12.Сулимцкв Т.И, Данилушкина В.И., Бланин А.Д. Двигательные возможности детей 4-6 летнего возраста разных самотипов.// Актуальные проблемы физического воспитания школьников.: Материалы всероссийской науч.конф.- малафовка, 1999г.,с.124-126.

13.Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., Музыка, 1987г.

14.зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. М., Просвещение, 1971г.

15.Ревская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1969г.

16.Уральская В.И. Рождение танца. М., Советская Россия, 1982г.

17.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Акадкмия развития», 1997г.

18.Ингенкамп Л.В. педагогическая диагностика. М., Просвещение, 1982г.

19.Фомин А.Н., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., «Физкультура и спорт», 1981г.

20.Бронштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., «Физкультура и спорт», 1991г.

21.Управление движением. /Под ред. А.А,Митькина, М., Наука, 1990г.

22.Коц Я.М. Организация произвольного движения. М., 1975г.

23.Проблемы физиологии двигательного аппарата. /Под ред. проф. Л.Н. Зефирова, изд-во Казанского ун-та, 1992г.  

24.Иоффе М.Е. Механизмы двигательного обучения. М., Наука, 1991г.

25. Моторно-висцеральные функции при различных режимах мышечной деятельности. / Сб.науч.тр., Алма-Ата, 1988г.

26.Давыдова Е.К. движение как сигнал. М., Наука, 1986г.

27. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., Педагогика-Пресс, 1999г.

28.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Советский композитор», 1991г.

29.Лифиц А. Ритмика. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений. М., «Академия», 1999г.

  

 

                                                                        Приложение

                                              Таблица 1

Соотношение уровней развития двигательной моторики с количеством балов полученных в результате тестирования.

 Первый уровень Второй уровень Третий уровень
0-3 баллов 4-6 баллов 7-9 баллов

 

 

Таблица 2

          Результаты входной диагностики (I блок) в контрольной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3 +    
4 +    
5 +    
6 +    
7   +  
8 +    
9 +    
10 +    
11 +    
12 +    
13 +    
14   +  
15 +    
16 +    

Таблица 3

          Результаты входной диагностики (I блок) в экспериментальной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3 +    
4 +    
5 +    
6   +  
7 +    
8 +    
9 +    
10   +  
11 +    
12   +  
13 +    
14   +  

 

 

Таблица 4

          Результаты входной диагностики (II блок) в контрольной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3   +  
4 +    
5 +    
6 +    
7   +  
8 +    
9 +    
10 +    
11   +  
12 +    
13 +    
14 +    
15 +    
16   +  

Таблица 5

          Результаты входной диагностики (IIблок) в экспериментальной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2   +  
3 +    
4 +    
5 +    
6 +    
7 +    
8 +    
9 +    
10 +    
11   +  
12   +  
13 +    
14   +  

 

Таблица 6

          Результаты входной диагностики (III блок) в контрольной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3   +  
4 +    
5   +  
6 +    
7 +    
8 +    
9 +    
10 +    
11 +    
12 +    
13 +    
14 +    
15 +    
16   +  

Таблица 7

          Результаты входной диагностики (III блок) в экспериментальной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2   +  
3 +    
4   +  
5 +    
6   +  
7 +    
8 +    
9 +    
10 +    
11 +    
12 +    
13 +    
14   +  

 

Таблица 8

Результаты выходной диагностики (I блок) в контрольной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3 +    
4   +  
5 +    
6 +    
7   +  
8 +    
9   +  
10   +  
11 +    
12 +    
13 +    
14   +  
15 +    
16 +    

Таблица 9

          Результаты выходной диагностики (I блок) в экспериментальной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1   +  
2   +  
3   +  
4   +  
5     +
6   +  
7   +  
8   +  
9   +  
10   +  
11   +  
12   +  
13   +  
14   +  

 

 

Таблица 10

          Результаты выходной диагностики (II блок) в контрольной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3   +  
4   +  
5 +    
6 +    
7   +  
8 +    
9 +    
10 +    
11   +  
12 +    
13   +  
14 +    
15 +    
16   +  

Таблица 11

          Результаты выходной диагностики (IIблок) в экспериментальной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1   +  
2   +  
3   +  
4   +  
5   +  
6 +    
7 +    
8   +  
9   +  
10   +  
11   +  
12   +  
13     +
14   +  

 

Таблица 12

          Результаты выходной диагностики (III блок) в контрольной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1 +    
2 +    
3   +  
4 +    
5   +  
6 +    
7 +    
8   +  
9 +    
10 +    
11 +    
12 +    
13 +    
14 +    
15 +    
16   +  

Таблица 13

          Результаты выходной диагностики (III блок) в экспериментальной группе

1 балл 2 балла 3 балла
1   +  
2     +
3   +  
4     +
5   +  
6     +
7   +  
8   +  
9   +  
10   +  
11    +  
12   +  
13   +  
14     +

 



2019-07-03 254 Обсуждений (0)
Диагностика развития двигательной моторики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика развития двигательной моторики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)