Русь. Русские. Россия. Россияне.
Может быть, слова эти родственны словам: Русло, то есть ложе реки, по которому она течёт. Русалка — сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от него слово росяница — обильная роса, лежащая по утру на травах или деревьях. Иными словами, Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий около воды. Есть у слова «Русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь — он и зацвел! На Русь ахнул я. На Русь подтвердила хозяйка... Что такое — Русь Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая... Я слова вымолвить не могу. У меня слёзы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в русом имени твоём, коротком, как вдох счастья... (С. Романовский) 22. Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания. 1. Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2. Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3. Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4. По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5. Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6. Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу. 23. Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, допол-нив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания. 1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А. Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М. Свет-лов). 25. Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания. 1. Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А. Эйнштейн). 2. Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3. Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4. Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5. Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалев-ская). 6. Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7. Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст). 26. I. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. 1. Язык отмечал Чехов должен быть прост и изящен. 2. Вся Россия наш сад говорит Чехов устами своего героя. 3. Маяковский выражает патриотические чувства советских людей словами Читайте 4. Роман Поднятая целина заканчивается картиной осеннего дня когда величавая и буй-
_______________________________________________________________________________
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ» ДЛЯ ТЕХ, СТУДЕНТОВ, КТО НА ОЦЕНКУ «4» ИЛИ «5». _______________________________________________________________________________
1. Что такое чужая речь? 1) Это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее; то, о чём человек думает, что он пишет. 2) Это любая речь любого лица. 3) Это только речь собеседника. 4) Это разговор двух и более лиц. 2. Какими способами передаётся чужая речь? 1) Прямой речью. 2) Прямой или косвенной речью. 3) Прямой речью, косвенной речью (сложноподчиненным или простым предложением), диалогом. 4) Прямой речью и простым предложением. 3. Какое предложение имеет в своём составе прямую речь? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Петров признался что у него нет никакого технического образования. 2) Политрук Клочков умирая сказал легендарные слова Велика Россия а отступать некуда позади Москва. 3) Нехотя расстались мы с этой речкой названия которой не знали и не пытались узнать. 4) Гора была такая что с неё спускались весь день. 4. Какое предложение имеет в своём составе прямую речь? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Ночью я проснулся от грохота гула и жуткого ощущения что изба наша с треском разваливается. 2) Вошла секретарь и доложила Инженеры ждут в кабинете директора. 3) Нет у него ни отца ни матери. 4) Вожатый крикнул ребятам чтобы они собирали хворост для костра. 5. Какое предложение имеет в своём составе косвенную речь? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Золото золото падает с неба дети кричат и бегут за дождём. 2) Татьяна Андреевна попросила книгу. 3) Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 4) Кто-то негромко сказал что нужно торопиться. 6. Какое предложение имеет в своём составе косвенную речь? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Через мгновенье мы мчались с такой скоростью словно в машине был установлен реактивный двигатель. 2) Бесспорно, когда по лесу на лыжах идёшь тихо то больше видишь думаешь и чувствуешь. 3) Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. 4) Андрей объявил что он будет участвовать в математической олимпиаде. 7. В каком случае чужая речь передаётся простым предложением? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Мать попросила Марину побыстрей приготовить уроки. 2) Разговоры идут всякие но больше всего про войну и про беженцев. 3) Кто ты? Что делаешь? спросил сердито Лев. 4) Историки отмечают что русский народ был первым народом в истории который добровольно отказался от господства над другими народами. 8. В каком случае косвенная речь передаётся простым предложением? (Знаки препинания не расставлены.) 1. Учитель сказал что завтра вероятно будет хорошая погода и что можно будет сходить на экскурсию в лес. 2. Машенька попросила Нина расскажи нам что с тобой случилось. 3. Командир приказал срочно выдвигаться на огневые позиции. 4. По мнению Петрова мы не виноваты в случившемся, это и так произошло бы. 9. В каком предложении допущена ошибка (смешение прямой и косвенной речи)? 1) Мария спросила, не холодно ли Мише. 2) Горький говорил, что: «Я нахожу в народном творчестве беспредельные богатства». 3) Осень говорит: «Я поля хлебом уряжу», а весна говорит: «Ещё я погляжу». 4) Учитель сказала, чтобы ученики подготовились к контрольной работе. 10. В каком предложении допущена ошибка (смешение прямой и косвенной речи)? 1) Мужчина поинтересовался, сколько лет Коле. 2) Тренер спросил ребят, почему они опоздали на занятия. 3) Прохожий спросил ребят, что как пройти на улицу Горького. 4) Ольга сказала, что она отказывается от участия в этом проекте. 11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Он говорит: «Насилу я на волю выбрался, друзья». 2) «Тихий ход вперёд!» — скомандовал капитан в переговорную трубку. 3) «В последние дни перед отъездом из Парижа, — рассказывал А.И. Куприн — меня охватило такое нетерпение, что я готов был идти в Москву пешком». 4) «Молодец! — закричал радостно мастер. — Вот работа!» 12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) «Ну что же, — продолжает кошка. — Пропой, дружок, ещё немножко». 2) «Поняли вы эту сказку, милая девочка?» — вдруг обратился он опять к Ларисе. 3) Динамик вдруг объявил: «Экипаж вертолёта „Ми-8”, на вылет». 4) «Дело в том, — сказал он, что человеку положено жить сто пятьдесят лет». 13. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении: Повсюду стали слышны речи ______ «Пора добраться до картечи». 1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие. 14. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении: «Давненько не брал я в руки шашек!» ______ говорил Чичиков. 1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие. 15. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении: «А ведь вот и здесь должны быть русалки» _____ — заметил Федя. 1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие. 16. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество», _______ писал В.Г. Белинский. 1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие. 17. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении: Спрашиваю ____ «Где твой отец, Ваня?» 1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие. 18. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении: «Ну разве что к Матрёне зайдём, — сказала моя проводница, уже уставшая от меня ______ — Только у неё не убрано, в запустении она живёт, болеет». 1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие. 19. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении: (1) Кого это вы хотите представить (2) (3) (4) тихо спросила Лизавета Ивановна. 1) 1,2 — кавычки, 3 — запятая, 4 — тире; 2) 1,3 — кавычки, 2 — вопросительный знак, 4 — тире; 3) 1,2 — кавычки, 3 — вопросительный знак, 4 — тире; 4) 1,4 — кавычки, 2 — вопросительный знак, 3 — тире. 20. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении: (1) Скажи, пожалуйста, Ерофей (2) (3) заговорил я (4) (5) что за человек этот Касьян (6) (7) 1) 1, 2, 5, 7 — кавычки, 3, 4 — запятая, 6 — вопросительный знак; 2) 1,7 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 6 — вопросительный знак; 3) 1, 7 — кавычки, 2 — запятая, 4 — точка, 3, 5 — тире, 6 — вопросительный знак; 4) 1,6 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 7 — вопросительный знак. 21. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении: (1) Нет (2) я вам что (3) братцы(4) скажу (5) (6) заговорил Костя тонким голоском (7) (8) послушайте-ка (9) что тятя при мне рассказывал (10) (11) 1) 1,11 — кавычки, 5, 7 — запятые, б, 8 — тире, 10 — точка; 2) 1,11 — кавычки, 2, 5, 7 — запятые, 6, 8 — тире, 10 — точка; 3) 1, 10 — кавычки, 2, 3, 4, 5, 7, 9 — запятые, 6, 8 — тире, 11 — точка; 4) 1, 10 — кавычки, 2, 3, 4, 5, 7 — запятые, 6 — тире, 10 — точка. 22. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |