Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ



2019-07-03 512 Обсуждений (0)
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ

ТИПЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ПРЕДМЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ

Памятники истории и культуры

Культурные ландшафты

Живая традиционная культура

Предметная ценность наследия

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Великобритания

США

ФРГ

Норвегия

Польша

Международные инициативы

ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ РОССИИ

Основные действия по охране и использованию историко-культурного наследия в национальных парках

Охрана памятников истории и культуры

Охрана и использование культурных ландшафтов

Сохранение живой традиционной культуры

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия

Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия

Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация территории

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И РЕЖИМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УЧАСТИЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕСУРСАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Национальные парки России занимают исключительное место в системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) во многом благодаря их комплексной ценности — как природной, так и историко-культурной. Сохранение и восстановление историко-культурных объектов относятся к числу основных задач национальных парков, что закреплено в действующих федеральных законах.

Историко-культурное наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и сбережения ценных историко-культурных территорий. Это тем более важно, что в правоприменительной практике до настоящего времени отсутствует понятие особо охраняемой историко-культурной территории. Близкие к национальным паркам по целевому назначению учреждения — музеи-заповедники — не имеют такого статуса. Тем не менее для многих национальных парков и музеев-заповедников характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия, что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой системе гуманитарных ценностей.

Историко-культурные раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями, ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами должна подчиняться целям его комплексного сохранения.

Под управлением культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия понимается система мер, направленных на обеспечение сохранности качественного состояния объекта управления и/или целевое развитие (восстановление) его качеств. Система таких мер включает: исследовательские и инвентаризационные работы (информационное обеспечение, включая мониторинг); регламентацию и контроль различных субъектов деятельности (правовое обеспечение и организация охраны); вербальное и графическое моделирование искомых состояний объекта управления, а именно — планирование действий по сохранению или изменению его качественных параметров (разработка концепций, стратегий, проектов, программ, планов, схем) и проведение намеченных работ, включая их материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение (реализация управленческих инициатив и достижение поставленных целей). Нижеизложенные материалы не претендуют на всестороннее рассмотрение всей системы управленческих действий, основное внимание в них уделено наиболее проблемным и не всегда урегулированным аспектам управления историко-культурным наследием и в особенности культурными ландшафтами в границах существующих российских национальных парков.

Территориальные методы охраны историко-культурного наследия, реализуемые через концепцию культурного ландшафта, не имеют адекватного нормативно-правового обеспечения и практически не используются государственными органами охраны объектов культурного наследия, которые ориентируются на отдельные памятники, а не на территориальные комплексы. В то же время, согласно существующему разделению полномочий между органами исполнительной власти, задачи охраны недвижимых культурных ценностей традиционно относились к сфере компетенции государственных органов охраны объектов культурного наследия. Национальные парки как государственные учреждения должны очень тесно взаимодействовать с этими государственными органами. Однако сохранение и использование историко-культурного наследия в национальных парках требует принципиально иной организации работы, не отрицая при этом позитивного опыта существующих организационных структур.

При решении задач сохранения и использования историко-культурного наследия особая роль должна принадлежать местному населению, что далеко не всегда осознается руководством национальных парков. Историко-культурные ценности создаются и воспроизводятся людьми и для людей и не могут рассматриваться вне связи с воспроизводящей их средой (если это не археологические памятники).

Нижеизложенные пояснения и рекомендации предназначены в первую очередь для сотрудников тех национальных парков, которые наряду с природными достоинствами и красотами обладают также и значительной историко-культурной ценностью. В них сохранились образцы культуры, созданные в различном историческом и природном окружении, а земля и люди хранят память о своем прошлом. Такие парки иллюстрируют культурное разнообразие нашей страны и ее богатую событиями древнюю историю.

Предлагаемые вниманию читателей материалы развивают основные положения, зафиксированные в Стратегии управления национальными парками России, разработка которой проходила в творческой обстановке и в обсуждении которой приняли участие коллективы многих национальных парков страны. Автор постаралась учесть их мнения и предложения и выражает им сердечную признательность за проявленный интерес к проблемам сохранения историко-культурного наследия. Основные концептуальные и стратегические позиции основывались на методологии, разработанной в Российском Институте культурного и природного наследия под руководством проф. Ю. А. Веденина и апробируемой во многих регионах страны.

Несмотря на то что национальные парки как природоохранные учреждения ориентированы главным образом на решение природоохранных задач, многие из них вполне готовы также и к выполнению роли учреждений культуры, а руководство этих ООПТ не нуждается в доказательстве актуальности комплексного подхода к управлению ресурсами историко-культурного и природного наследия. Как следствие, коллективы национальных парков с легкостью осваивают, казалось бы, новое для них понятие — “культурный ландшафт”, воспринимая его как необходимый компонент территориальных ресурсов парка и источник дополнительных возможностей наряду с дополнительной ответственностью.


ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ

 

Сохранение и использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно исходить из следующих принципов:

· признания неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности,

· приоритета культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием, подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами (включая отдельные памятники культуры) целям его комплексного сохранения,

· признания коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории — обязательным условием политики управления,

· дифференцированного подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых определяют выбор стратегии действий и меры охраны,

· тесной взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.

Первоочередные задачи, стоящие перед национальными парками в области сохранения и использования культурного наследия и отражающие основные проблемные ситуации в этой сфере, сводятся к следующему:

· выявление и систематизация объектов культурного наследия,

· информационное обеспечение и мониторинг объектов культурного наследия,

· расширение правомочий национальных парков в сфере охраны и использования ресурсов культурного наследия и усиление взаимодействия с государственными органами охраны объектов культурного наследия,

· обеспечение необходимого режима содержания и использования объектов, комплексов, ландшафтов, отнесенных к культурному наследию,

· привлечение профессиональных кадров в сфере сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия в коллективы национальных парков,

· привлечение местного населения к воспроизводству и сохранению динамичных форм культурного наследия, в особенности традиций экологичного природопользования, включение природоохранных мотиваций в культурные нормы,

· включение историко-культурного потенциала территории в основные программы развития и основную деятельность национального парка как государственного учреждения.

Поставленные задачи служат достижению конкретной цели — обеспечению сохранности и гармоничного соразвития природы и культуры в уникальных уголках России, получивших статус национальных парков. Однако чтобы сохранить и использовать ресурсы культурного наследия, необходимо знать, в чем конкретно состоит их ценность и каковы соотношения и взаимосвязи между различными его типами и видами.




2019-07-03 512 Обсуждений (0)
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)