Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Церковь – школа – библиотека



2019-07-03 166 Обсуждений (0)
Церковь – школа – библиотека 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛАРИСА СТРЕЛЬНИКОВА

КНИЖНАЯ ИСТОРИЯ КЛЯЗЬМИНСКОГО ГОРОДКА

(2019)

Аннотация

Брошюра представляет собой краткое исследование продвижения книги и чтения на территории Ковровского района, в частности, в селе Клязьминский Городок - со времён его основания как древнего города Стародуб в 1152 г. по 1977 г.

Для библиотекарей и любителей истории родного края.

От автора

Неисповедимы пути книжные! Всё началось с плановой проверки фонда в Клязьминском филиале Ковровской центральной районной библиотеки. На обложке первой инвентарной книги значится: «Библиотека фабкома фабрики «Коммунар»…Начата 12 мая 1952г. Окончена 28 июня 1952 г.». Под номером один записаны рассказы А. И. Куприна 1950 года издания по цене 1руб. 50 коп., последним – Ленинско-Сталинский комсомол» 1949 года за 4,5 рубля…Подпись заведующего библиотекой – от руки чернилами, неразборчиво.

«Стоп! С этого момента – поподробнее», - решила я и начала своё «библиотечное расследование». Вопросы возникали один за другим: кто же тогда заведовал библиотекой, где она размещалась, разве до 1952 года не существовала?И, вообще, когда появились первые книги в старинном русском селе Клязьминский Городок?

Попыткой ответить на них и стала предлагаемая брошюра. Помогали «в поисках утраченного» прежде всего неравнодушные старожилы и архивные материалы.Посему автор искренне благодарит клязьминских жителей, читателей библиотеки С. Б. Кузьмину, Л. А. Юдину, Т. В. Волкову, Л. Н. Кулагину, Т. М. Маякову, Л. Л. Зайцеву и С. Б. Зайцева, Л. А. Куликову, Т. В. Соколову, Т. В. Фурину, О. Б. Киевскую, заведующую районным архивом С. Н. Прошину и городским – М. Н. Кренделеву, а также сотрудниц Владимирского Государственного архива. Вместе нам удалось восстановить то, что уже почти кануло в Лету…

 

Самое древнее читающее поселение

Хочется упомянуть руническое письмо (черты и резы), ведь оно существовало до кириллицы, а значит, исконно наше. Правда, «книг», написанных чертами и резами, не сохранилось, да и были ли они? (По поводу «Велесовой книги» на дощечках споры не утихают). А вот то, что на территории Клязьминского поселения до славян обитали племена меря доказано археологией, но и об их «литературных памятниках» говорить не приходится. Когда же и где на Руси появились рукописные книги?

Первое упоминание о «книжном учении» встречается в «Повести временных лет» (по записям от 988 г., а вообще датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, до принятия христианства). Вместе с крещением пришли к нам летописи, жития святых, поучения и молитвы. Князь Ярослав Мудрый первым создал при Софийском соборе в Киеве мастерскую по переводу с греческого языкана славянский и переписке церковных книг.

В основном книги хранились в церквях и монастырях. Оттуда книжность распространялась по всей Руси. Переписчики кочевали из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. По расчётам учёных, для совершения богослужения необходимы по меньшей мере 8 книг. В Древней Руси до ХIII века насчитывалось около 10 тысяч храмов. Следовательно, только богослужебных книг, возможно, было около 90 тысяч. Плюс книги для домашнего чтения – жития святых, летописи, родословцы…До нас дошло менее 1% этих сокровищ: 33 рукописи от ХI века и 85 – от ХII.Книги погибали в пожарах, во время войн и княжеских междуусобиц, набегов крымских и казанских ханов.

Что же до книжности на Владимирской земле, то её история началась в XII веке во времена князя Андрея Боголюбского, которого считают создателем владимиро-суздальской книжной традиции. Известны произведения тех лет: «Киево-Печерский патерик» владимирского епископа Симона, «Поучения» епископа Серапиона. В 1377 году суздальский монах Лаврентий дополнил летопись Нестора и «Поучения Владимира Мономаха». Также известны как авторы монах Михаил из Владимирского Богородице-Рождественского монастыря, иеромонах Григорий - из Суздальского Спасо-Евфимиева. Позже в Александровской слободе Иван Грозный открыл типографию Андроника Невежи, появились первые старопечатные книги…

Но вернёмся к древнему Стародубу на Клязьме, столице Стародубского княжества (1218 г. - нач.XV в.) и центру Русского Ополья в XII—XIV вв., основанному отцом Андрея Боголюбского Юрием Долгоруким в 1152 году.Историки ссылаются, что на территории этого праотца Клязьминского Городка насчитывалось до 8 церквей! Нетрудно сосчитать, сколько могло там храниться богослужебных книг, как минимум 64. А если предположить, что близлежащий книжный центр по переписке находился тогда в самом древнем монастыре Мурома – Спасском, то наличие книг в Стародубе вполне реально и объяснимо. Кроме того, их могли перевезти с собой первые переселенцы.

Конечно, в те времена рукописные книги были большой роскошью, доступной только образованным и богатым людям. Создание книг было дорогим и трудоемким. Но их на Руси издавна любили и почитали.

Стародубское княжество занимало довольно большую территорию нынешнего Ковровского района. Князья, безусловно, имели книги, и читать их вполне могли не только сами хозяева, но и близкое окружение.

 

Церковь – школа – библиотека

Как уже говорилось, храмы стали первыми книгохранилищами и первыми образовательными учреждениями – при них открывали школы. Кроме чтения, письма и пения, в школах учили риторике, философии, естествознанию. Книги (учебники) были собственностью школы и составляли главную её ценность.

К сожалению, сведений о первых школах в Стародубе нет, но полностью исключать такую версию нельзя: детей рожали, растили, учили…И пускай со временем почил в бозе Стародуб, осталось Кляземское поселение, Кляземский Городок, в котором возводили новые храмы, а значит, были и книги, и их читатели…

Официальная точка отсчёта появления школы с библиотекой в Кляземском Городке – 1891 год. Тогда при храме Покрова Пресвятой Богородицы в отдельном здании открыли церковно-приходскуюшколу на 20 детей.Её заведующим и единственным учителем был Д. Е. Фигуровский. В 1900-м школу перестроили, расширили, обучалось уже до 50 детей, в ней же находились жилые комнаты для учителей и церковного старосты.

В конце 1920-х школа сгорела, и до 1931 года дети занимались в доме купца Ф. И. Носкова (сегодня на этом месте расположена больница).

Носковы и книги

Фёдор Иванович Носков (прадед С. Б. Кузьминой – хранительницы истории Клязьминского Городка и своего рода) – владелец паровой бумаготкацкой фабрики, которую на его средства построили в 1908-10 гг. на берегу Клязьмы, у подножия бывшей древней крепости Стародуб. По воспоминаниям Светланы Борисовны, именно Фёдор Иванович стал собирателем домашней библиотеки. Впоследствии коллекция редких книг перешла в руки её деду. После его ссылки на Север, бабушка А. Ф. Носкова осталась с четырьмя детьми, позже вышла замуж за П. К.Тепфера. Он тоже собирал книги, и в дальнейшем всю частную библиотеку унаследовали совместные дети.

В 1917 году все лавки и предприятия Носковых были экспроприированы, а фабрика получила название «Коммунар». Но до профсоюзной библиотеки ещё дело не дошло.

Одним из первых ковровских революционеров в начале прошлого века был племянник Фёдора ИвановичаАркадий Иванович Носков (1884-1942). Согласно архивным документам за 1920-е годы, он стал председателем Клязьмогородецкого культурно-просветительского кружка. При нём работала «библиотека, в которой насчитывается 832 экз., мягкий диван, два кресла, 40 шт. венских стульев, самовар и чайная посуда, 4 висячих лампы, граммофон и два стола…» (из записки в Санниковский волостной отдел народного образования от 18 сентября 1920-го). В этом документе, кроме подписи Аркадия Ивановича, стоит подпись секретаря – Д. Фигуровского! Спустя несколько дней Фигуровский, уже как заведующий школой, пишет опять же в волостной отдел ответ на запрос и прилагает «список книг при школьно-народной библиотеке села Клязьминский Городок» (уточним – самого списка в документах нет).

Из всего этого следует, что культпросветкружок работал при бывшей церковно-приходской школе, а библиотека стала народной.

Сегодня на территории первой школы и библиотеки возведена стела в честь 850-летия Стародуба.

Такие сякие избачи

История продвижения книги и чтения в Клязьминском Городке продолжилась с повсеместным обязательным открытием изб-читален в советской республике. В. И. Ленин отметил создание библиотек во всех, даже не очень больших населённых пунктах страны как одну из важнейших задач новой власти. Был издан декрет о единой библиотечной сети, открыты курсы подготовки библиотекарей. Появились новые профессии – избачи и книгоноши. Избачи не ждали посетителей, а ходили по домам, на полевые станы, фермы, лесозаготовки, приглашая людей на вечера в избы-читальни, которые, в свою очередь, превратились в сельские клубы. Там не только читали книги и газеты, а вели беседы, слушали лекции, доклады, развивали художественную самодеятельность и показывали первые кинофильмы.

Изучая архивные сведения, нашла интересный документ столетней давности – «Краткий доклад-отчёт (с 15 марта по 15 апреля 1919 года) о работе и организации ковровского уездного агентства «Центропечати» Всероссийского центрального исполнительного комитета». Уездный агент, в частности, докладывает, что «Ковровский уезд переживает критический литературный голод и большей частью нуждается в нижеследующей литературе: современной политической, популярной беллетристике, по сельскому хозяйству, землеустройству и современной драматической…Уезд охвачен большой сетью организаций, а именно: коммунистических – 38, культурно-просветительских – 50, при каждой организации имеется библиотека и много изб читален…». Агент так же ссылается на посещение культурно-просветительского кружка в «Камешках»: «Явоочию убедился, что при кружке имеется удовлетворительно оборудованная библиотека, хотя в ограниченном количестве, но имеются книги популярных писателей, как то: Чернышевского, Достоевского, Чехова и др. Что же касается политической литературы, то только устаревшая, чуть ли не со времён Керенского…»

В 1926-27 гг. в Коврове и районе насчитывалось 14 изб-читален(их организацией занимались Уездные внешкольные Подотделы Отделов Народного Образования). Была такая и в Клязьминском Городке. Где она размещалась конкретно, мы с моими помощниками так и не выяснили. Есть несколько вариантов. Первый – пока не сгорела школа, в ней, на базе культпросветкружка. Второй – при клубе фабрики «Коммунар», упоминание о нём есть в информационных сводках ОГПУ от 1928 года. Третий – «избу» открыли в здании сельсовета, после закрытия сельского клуба, но это случилось уже в середине 1930-х гг.

Цитирую очередной советский «артефакт»: «Изба Читальня является основной ячейкой, которой ведётся постоянно политически-просветительская работа в деревне. Задача Избы-читальни быть опорным пунктом: для ликвидации средневековой оторванности деревни от жизни цивилизованного мира; для вооружения жителей деревни крестьян такими могучими орудиями приобретения знаний, как газета; для ознакомления населения с Советской Конституцией и с советским строительством; для коммунистической пропаганды…».

А что же на местах? Сохранились несколько номеров ковровской газеты «Рабочий клич» с анонимной критикой на работу избачей в Клязьминском Городке. К примеру, «Скука заела» от 11 февраля 1937 года! В этой заметке некий «стукачок» Иксжалуется, что за прошлый год (то есть, 1936-й) «четыре раза меняли заведующих клубом. И всё без толку. Культурная работа совершенно не организованна, клуб всё время на замке, а сейчас его отдали почтовому отделению. Вместо клуба сельсовет устроил избу-читальню…». Далее Икс критикует работу избача, мол, изба открывается только «для занятий парикмахера и для «упражнений» на биллиарде избача и председателя сельсовета. При чём, когда они играют, то вход посторонним запрещён…». И ещё ценная информация от «мистера Икса»: «Не лучше с культработой разделалась администрация фабрики «Коммунар». Из бывшего объединённого клуба взяла весь инвентарь, библиотеку и, поместив всё это под замок на склад фабрики, успокоилась…».

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны, в селе постоянно работала разве только школьная библиотека. Изба-читальня, судя по сохранившимся газетным публикациям, просуществовала до 1951-52 гг. А дальше вся сельская культура сосредоточилась на фабрике, вернее, на фабричном профсоюзе.

 Фабричная библиотека и…Ленинградский балет

Мы не установили точную дату образования библиотеки профкома «Коммунара»: очень много документов пропало после ликвидации фабрики в 1990-х гг.Лишь из издания Ковровского Уисполкома1928 г. выяснилось, что 22 мая 1917 г. на так называемом учредительном собрании рассмотрен устав, установлены членские взносы, избрано правление –представители3-х металлообрабатывающих заводов и 2-х текстильных фабрик (Треумова и Носкова), а 2 июня на общемсобрании устав пересмотрели и избрали постоянное правление с ревизионной комиссией. То есть, уже с того времени фабричный профсоюз заработал. Потом открыли клуб (он сгорел в 1948 г.), и по-видимому, библиотеку, которая позже занимала крохотную комнатку в фабричных зимовках – дощатых гостевых домиках (для ремонтников барж) рядом с фабрикой. Кстати, одно время клубом заведовал отец С. Б. Кузьминой – Борис Антонович Носков.

Напомним, профсоюзные библиотеки в нашей стране выполняли не только культурно-образовательную функцию, они, по сути, были «социальным стабилизатором» на предприятии.

Во время войны в Клязьминский Городок к дальним родственникам эвакуировалась из Ленинграда Лидия Ивановна Головина, балерина. Именно её неразборчивая подпись стоит в двух первых инвентарных книгах. Работала ли она во время войны в библиотеке, остаётся только догадываться. Скорее всего, людям было не до развлечений. Когда я узнала о Лидии Головиной, сразу вспомнила «Детскую библиотеку» А. Лиханова, где героиня - библиотекарь Татьяна Львовна оказалась бывшей балериной Мариинского театра, и действие происходит тоже во время войны. Некоторые старожилы Клязьминского Городка ещё помнят балетную походку Лидии Ивановны. Она уехала из села в Батайск, а библиотеку передала Н. В. Горбуновой.

Надежда Васильевна

Надежда Васильевна Горбунова работала в библиотеке до 1981 года. Из зимовок её переселили в начале 1970-х на второй этаж, где раньше находилась фабричная контора, а на первом – с конца 1940-х работал клуб, с кинозалом, хором, театральным кружком. В 1978-м Н. В. Горбунова перевезла библиотеку в новый Дом культуры, в помещение на 2-м этаже. Там онафункционирует и по сей день.

Надежда Васильевна родилась в Клязьминском Городке в крестьянской семье. В 1941-м окончила школу в Коврове. В первый же день войны девушек, (в их числе и Надежду) по решению горкома ВЛКСМ перевели на казарменное положение. Стали обучать первой медицинской помощи. Девчонки разгружали вагоны с ранеными, помогали медсёстрам, сдавали кровь.

В июле 1943-го Надежду призвали в армию в войска ПВО. Она дежурила на постах воздушного наблюдения, оповещения и связи. В 1945-м 1 июня Н. Горбунову отправили в Хабаровск в составе 385-го отдельного батальона. В ноябре она демобилизовалась. Библиотекарь-ветеран награждена медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией»…

Надежду Васильевну вспоминают добрым словом. Она активно работала, пела в хоре… К сожалению, её трудовая книжка (как и фабричные документы о приёме на работу) не сохранились. Зато осталось с десяток книг со штампом «Библиотека фабрики «Коммунар» – библиографическая редкость фонда. И сегодня Клязьминскую библиотеку посещает  правнучка Надежды Васильевны –Полина.

В 1978-м все сельские библиотеки района вошли в централизованную районную систему. Но это уже совсем другая книжная история Клязьминской библиотеки.

Вместо заключения

В Ковровской библиотечной системе сложилась добрая традиция – отмечать юбилеи филиалов. К примеру, в Клязьминском поселении недавно справила 80-летие библиотека с. Пантелеево, а Санниковской уже 119 годиков. Ещё три-четыре филиала по району разменяли второе столетие, причём самая ранняя дата основания у них – 1900 год, когда при церковно-приходских школах (училищах) открывали библиотеки.

Сколько же лет Клязьминской? Логически она – преемница фабричной, а та в свою очередь –школьно-народной, которая поменяла «статус» после революции. Напомню, церковно-приходская школа в Кляземском по документам была с 1891-го, а до этого храмы здесь строили на протяжении столетий и, соответственно, в них тоже могли быть и школы, и книгохранилища. В общем, когда ближайший юбилей у Клязьминской библиотеки, каждый читатель пусть сам решает!

Список фотоиллюстраций:

 



2019-07-03 166 Обсуждений (0)
Церковь – школа – библиотека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Церковь – школа – библиотека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)