КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Многие люди, столкнувшись с конфликтными ситуациями в отношениях, задумываются невротики они или нет. Ведь не зависимо от индивидуальных особенностей, наследственности, конфликты играют большую роль в возникновении неврозов. В нашей культуре любой здоровый человек также подвержен их воздействию. Не редко психоаналитик сталкивается с трудностями и переживаниями личности, которые очень трудно выявить и еще труднее объяснить роль вовлеченных во внутренний конфликт факторов[2]. Наиболее достоверный критерием определения невротического состояния состоит в том, ощущает или нет человек препятствия, создаваемые конфликтам, и насколько правильно он их воспринимает и преодолевает. Работы Фрейда лишь вскользь касаются данной проблемы, где обратной стороной биологической ориентации человека является отсутствие социологической ориентации. Таким образом, Фрейд объясняет социальные явления в основном биологическими факторами (теория либидо). Что привело исследователей к убеждению в том, например, что войны вызываются под действием инстинкта смерти, что корни нашей нынешней экономической системы лежат в анально-эротических влечениях и т.д.[3] То есть Фрейд понимал культуру не как результат сложного социального процесса, а как продукт биологических влечений, которые вытесняются или сублимируются, и в результате против них выстраиваются реактивные образования. Чем полнее вытеснение этих влечений, тем выше культурное развитие, а неврозы являются той ценой, которую приходится платить человеку за его культурное развитие. Хорни писала, что исторические и антропологические данные не могут подтвердить такой прямой связи между уровнями развития культуры и вытеснением влечений, так рассматривается скорее количественная связь вместо качественной связи. Очевидно, что связь существует не между долей вытеснения и объемом культуры, а между характером (качеством) индивидуальных конфликтов и характером (качеством) трудностей, порождаемых культурой. Нельзя игнорировать количественный фактор, но его можно оценить лишь в контексте всей структуры[2]. Так, по мнению К. Хорни, существуют определенные характерные трудности, присущие нашей культуре, которое отражаются в виде конфликтов в жизни каждого человека, и, накапливаясь, могут приводить к образованию неврозов. Хорни выделяет основные тенденции, которые имеют отношение к проблеме конфликта и культуры. Современная культура экономически основана на принципе индивидуального соперничества, где любому человеку приходится бороться с другими представителями группы, приходится брать верх над ними и нередко «отталкивать» в сторону. Следовательно, превосходство одного означает неудачу другого. Результатом такой ситуации является враждебная напряженность между людьми, каждый представляет собой реального или потенциального соперника. Хорни подчеркивает, что соперничеством и потенциальной враждебностью, проникнуты все человеческие отношения, не только члены профессиональной группы[2]. Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях: соперничество есть в отношениях мужчин с мужчинами, женщин с женщинами и не зависимо, что является поводом (популярность, компетентность, привлекательность или любое другое социально значимое качество). Соперничество не только ухудшает возможности дружбы, нарушает отношения при выборе партнера, но в плане борьбы с ним за превосходство. Оно пронизывает школьную и семейную жизнь, так как ребенку прививают зачатки соперничества с первых лет жизни. Однако необходимо добавить, что соперничество по своей сущности не является биологически обусловленным, а представляется как результат культурных условий [там же]. Итак, враждебное напряжение между людьми в результате приводит к порождению страха, то есть страха потенциальной враждебности со стороны других. Еще одним не мало важным источником страха у человека является перспектива неудачи, он реален еще и потому, что в общем шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве. И как результат влекут за собой реальную фрустрацию потребностей, то есть это означают не только экономическую небезопасность, но и потерю престижа. Еще одной причиной того, почему успех становится такой манящей мечтой, является его воздействие на наше чувство самоуважения. Другие нас оценивают не только по степени нашего успеха; волей-неволей наша собственная самооценка следует по тому же пути[2]. Все эти факторы вместе (соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение) в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоционально он все же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с мрачными предчувствиями и опасениями на свой счет. Хорни отмечала, что описанная выше ситуация вызывает у нормального современного человека ярко выраженную потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Удовлетворение потребности в любви способствует тому, что у человека ослабевает чувство изолированности, угрозы враждебного отношения и растет уверенность в себе. Но роль любви переоценивается в нашей культуре, она становится призрачной мечтой, несущей с собой иллюзию, что является решением всех проблем. Любовь сама по себе не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего[5]. Отсюда, по мнению Хорни, человек оказывается перед дилеммой, суть которой в огромной потребности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения - с другой, что дает обильную почву для развития неврозов. Те же культурные факторы, влияющие на нормального человека, приводят его к колеблющемуся самоуважению, враждебной напряженности, страшным предчувствиям, порождают страх, усиливают потребность в приносящих удовлетворение личных отношениях. Как результат, не решенные проблемы, приводят к краху чувства собственного достоинства, тревожности, усилению соперничества, деструктивным импульсам. Хорни указывает на некоторые главные противоречивые тенденции, приводящие к типичным невротическим конфликтам[2]: 1. Противоречие соперничества и успеха, с одной стороны, и любовью и человечностью - с другой. Так с одной стороны, чтобы достичь успеха, а это означает, что человек должен быть не только напористым, но и агрессивным, способным оттолкнуть с дороги. А с другой стороны, человек глубоко впитал христианские идеалы, утверждающие, согласно которым человек должен быть смиренным, подставлять другую щеку, быть уступчивым. Разрешить это противоречие в рамках нормы можно двумя путями, либо всерьез следовать одному из стремлений и отказаться от другого, либо воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать серьезные внутренние запреты. 2. Противоречие между стимуляцией потребностей и реальными препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в нашей культуре потребности человека постоянно стимулируются рекламой (демонстрация образцов потребительства, идеал, быть на высшем уровне). Но для большинства реальное осуществление этого жестко ограничено, как психологическое следствие для человека состоит в том, что он постоянно разрывается между своими желаниями и их осуществлением. 3. Противоречие между свободой человека и всеми его реальными ограничениями. Так общество говорит, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей волей, и что он может получить то, что хочет, если он деятелен и энергичен. А в действительности для большинства все эти возможности ограничены. Здесь выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом (на выбор работы, форм отдыха, друга). В результате человек находиться между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности. Таким образом, Хорни считала, что эти противоречия, заложенные в культуре, и являются конфликтами личности: склонность к агрессивности и тенденция уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. Смысл в том, что нормальный человек должен иметь способности к преодолению этих трудности без ущерба для своей личности. Когда же удовлетворительное решение невозможно, эти конфликты усиливаются до такой степени, что ведет к неврозу[5]. Хорни утверждала, что невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |