Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ



2019-07-03 244 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

Многие люди, столкнувшись с конфликтными ситуациями в отношениях, задумываются невротики они или нет. Ведь не зависимо от индивидуальных особенностей, наследственности, конфликты играют большую роль в возникновении неврозов. В нашей культуре любой здоровый человек также подвержен их воздействию. Не редко психоаналитик сталкивается с трудностями и переживаниями личности, которые очень трудно выявить и еще труднее объяснить роль вовлеченных во внутренний конфликт факторов[2].

Наиболее достоверный критерием определения невротического состояния состоит в том, ощу­щает или нет человек препятствия, создаваемые конфликтам, и насколько правильно он их воспринимает и преодолевает.

Работы Фрейда лишь вскользь касаются данной проблемы, где обратной стороной биологической ориентации человека является отсутствие социологической ориентации. Таким образом, Фрейд объясняет социальные явления в основном биологическими факторами (теория либидо). Что привело исследователей к убеждению в том, например, что войны вызываются под действием инстинкта смерти, что кор­ни нашей нынешней экономической системы лежат в анально-эротических влечениях и т.д.[3]

То есть Фрейд понимал культуру не как результат сложного социального процесса, а как продукт биологи­ческих влечений, которые вытесняются или сублимируются, и в результате против них выстраиваются реактивные обра­зования. Чем полнее вытеснение этих влечений, тем выше куль­турное развитие, а неврозы яв­ляются той ценой, которую приходится платить человеку за его культурное развитие.

Хорни писала, что исторические и антропологические данные не могут подтвердить такой прямой связи между уровнями развития культуры и вытеснением влечений, так рассматривается скорее количе­ственная связь вместо качественной связи. Очевидно, что связь существует не между долей вытеснения и объемом культуры, а между харак­тером (качеством) индивидуальных конфликтов и характером (качеством) трудностей, порождаемых культурой. Нельзя игнорировать количественный фактор, но его можно оценить лишь в контексте всей структуры[2].

Так, по мнению К. Хорни, существуют определенные характерные трудности, присущие нашей культуре, которое отражаются в виде конфликтов в жизни каждого человека, и, накап­ливаясь, могут приводить к образованию неврозов.

Хорни выделяет основные тенден­ции, которые имеют отношение к проблеме конфликта и культуры. Современная культура экономически основана на принципе индивидуального соперничества, где любому че­ловеку приходится бороться с другими представителями группы, приходится брать верх над ними и нередко «оттал­кивать» в сторону. Следовательно, превосходство одного означает неудачу другого. Результатом такой си­туации является враждебная напряженность между людьми, каждый представляет собой реального или потенци­ального соперника. Хорни подчеркивает, что соперничеством и потенциальной враждебностью, проникнуты все чело­веческие отношения, не только члены профессиональной группы[2].

Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях: сопер­ничество есть в отношениях мужчин с мужчинами, женщин с женщинами и не зависимо, что являет­ся поводом (популярность, компетентность, при­влекательность или любое другое социально значимое каче­ство). Соперничество не только ухудшает возможности дружбы, нарушает отношения при выборе партнера, но в плане борьбы с ним за превосходство. Оно пронизывает школьную и семейную жизнь, так как ребенку приви­вают зачатки соперничества с первых лет жизни. Однако необходимо добавить, что соперничество по своей сущности не является биологически обусловленным, а представляется как результат культурных условий [там же].

Итак, враждебное напряжение между людьми в результате приводит к порождению страха, то есть страха потенциальной враждебности со стороны других. Еще одним не мало важным источником страха у человека является перспектива неудачи, он реален еще и потому, что в общем шансы потерпеть неудачу намного больше шан­сов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основан­ном на соперничестве. И как результат влекут за собой реальную фрустрацию потребностей, то есть это означают не только экономическую небе­зопасность, но и потерю престижа. Еще одной причиной того, почему успех становится такой манящей мечтой, является его воздействие на наше чувство самоуважения. Другие нас оценивают не только по степени нашего успеха; волей-неволей наша собственная самооценка следует по тому же пути[2].

Все эти факторы вместе (соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение) в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей и он счастлив в браке, эмоци­онально он все же изолирован. Эмоциональную изоляцию выносить трудно любому человеку, однако она становится бедствием, если совпадает с мрачными предчувствиями и опа­сениями на свой счет.

Хорни отмечала, что описанная выше ситуация вызывает у нормального современ­ного человека ярко выраженную потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Удовлетворение потребности в любви способствует тому, что у человека ослабевает чувство изолированности, угрозы враждебного отношения и растет уверенность в себе. Но роль любви переоценивается в нашей куль­туре, она становится призрачной мечтой, несущей с собой иллюзию, что является решением всех проблем. Любовь сама по себе не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой для удовле­творения желаний, не имеющих с ней ничего общего[5].

Отсюда, по мнению Хорни, человек оказывается перед дилеммой, суть которой в огромной потреб­ности в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения - с другой, что дает обильную почву для развития невро­зов.

Те же культурные факторы, влияющие на нормального человека, приводят его к колеблющемуся самоуважению, враждебной напряженности, страшным предчувствиям, порождают страх, усиливают потребность в приносящих удовлетворение личных отношениях. Как результат, не решенные проблемы, приводят к краху чувства собственного достоинства, тревожности, усилению соперничества, деструктивным импульсам.

Хорни указывает на некоторые главные противоречивые тенденции, приводящие к типичным невротическим конфликтам[2]:

1. Противоречие соперничества и успеха, с одной сто­роны, и любовью и человечностью - с другой. Так с од­ной стороны, чтобы достичь успеха, а это озна­чает, что человек должен быть не только напористым, но и агрес­сивным, способным оттолкнуть с дороги. А с другой стороны, человек глубоко впитал христианские идеалы, утверж­дающие, согласно которым человек должен быть смиренным, подставлять другую щеку, быть уступчи­вым. Разрешить это противоречие в рамках нормы можно двумя путями, либо всерьез следовать одному из стремлений и отказаться от другого, либо воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать серьезные внутренние запреты.

2. Противоречие между стимуляцией потребностей и реальными препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в нашей куль­туре потребности человека постоянно стимулируются рекламой (демонстрация образцов потребительства, идеал, быть на высшем уровне). Но для большинства реальное осуществление этого жестко ограничено, как психологическое следствие для человека состоит в том, что он постоянно разрывается между своими желаниями и их осущест­влением.

3. Противоречие между свободой человека и всеми его реальными ограничениями. Так общество говорит, что он свободен, независим, мо­жет строить свою жизнь в соответствии со своей волей, и что он может по­лучить то, что хочет, если он деятелен и энергичен. А в действи­тельности для большинства все эти возможности огра­ничены. Здесь выражение о том, что родителей не выби­рают, можно распространить на жизнь в целом (на выбор работы, форм отдыха, друга). В результате человек находиться меж­ду ощущением безграничной власти в определении собствен­ной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

Таким образом, Хорни считала, что эти противоречия, заложенные в культуре, и являются конфликтами личности: склонность к агрессивности и тенденция уступать; чрезмерные притязания и страх нико­гда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. Смысл в том, что нормальный человек должен иметь способности к преодолению этих трудности без ущерба для сво­ей личности. Когда же удовлетворительное решение невозможно, эти конфликты усиливаются до та­кой степени, что ведет к неврозу[5].

Хорни утверждала, что невротиком может стать такой чело­век, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался не­способен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности.



2019-07-03 244 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)