Учение Платона о человеке, обществе и государстве
1. Определние философии а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (?) В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия) б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться?” в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания.” г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.” д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного.” 1) Что первично - материальное или духовное?” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов. 2. Ф-фия Платона.(4-5 до н. э.) Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи. Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей- изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей - умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный. Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса. Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям. Учение о чел., общ., гос-ве. Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва: -демократия, тирания, олигархия, темократия. Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели. 3) 3 сословия: разумная часть - мудрость - правители-ф-фы. яростная (волевая) - мужество - воины. вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы. Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие. 4. Социализм Платона: Частн. собств.- источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях. Аристотель о человеке, общ. и гос-ве.( IV век до н. э.) Аристотель - выдающийся др.-греч. мыслитель, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. 1. Ф-фские взгляды. 1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже.” Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение ф-фии (см. выше) 3) Аристотель о сущности: В центре ф-фских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой. 4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир вцелом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения. 4 причины - материальная (из чего?), формальная (что это есть?), движущая (откуда начало движения?), целевая (ради чего?) - бог. Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом. Аристотеля Человек - единство души и тела. От прочих животных он отличается тем, что имееет сознание о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Душа - сущность тела. Три вида душ: растительные - минимальное жизненное начало, способность к питанию и росту. животные - способность к ощущению разумные - способность к рассуждению и к размышлению. Человеческая душа: 1) Неразумная часть человеческой души : растительная, животная 2) Разумная часть: рассудок (практический ум, направленный на деятельность на цель), разум (созерцательный или теоретический ум) Аристотель о гос-ве. Политика - это область практического разума. Четыре добродетели: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность. Цель политики - достижение общего блага (справедливости). Государство - это форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством (порядок властей и законы). Политическое устройство включает в себя 3 части: административную, ззаконодательную, судебную. Главное в гос-ве - гражданин. Граждане - те, кто исполняет воинскую, адмистративную, судебную и жреческую ф-ции. Формы политического устройства: 1) правильные - царство (монархия), аристократия, полития (республика с воинским народовластием ) 2) неправильные - тирания, оллигархия, демократия. Назначение гос-ва. Гос-во служит общему благу и счастью. Гос-во: 1. существенная часть (правители и войны). 2 несущественная, но необходимая (землевладельцы, ремесленники, купцы). Обе части составляют только греки; варвары и рабы выносятся за пределы гос-ва.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |