Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Штраф: 100 минимальных оплат труда.



2019-07-03 153 Обсуждений (0)
Штраф: 100 минимальных оплат труда. 0.00 из 5.00 0 оценок




Проведение выездной налоговой проверки

Вопрос о порядке проведения выездной налоговой проверки представляется очень важным. Любое несоответствие в порядке проведения проверки и оформлении ее результатов требованиям налогового законодательства позволяет организации ставить вопрос о признании фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе такой проверки, недействительными.

Проведение выездных налоговых проверок возложено на Государственные органы налоговой службы и налоговой полиции.

Выездная налоговая проверка проводится только по местонахождению организации. Как правило, выездной проверке предшествует определенная подготовка, основанная на многочисленных источниках информации, относительно конкретной организации (см. прил. 1). Информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе вы­полнения ими контрольных функций.

К информации из внешних источниковотносится информация о налогоплательщиках, в том числе о нарушениях ими налогового и иного экономического законодательства, полученная налоговыми органами от других контролирующих и правоохранительных ор­ганов (органов ФСНП России, МВД России, органов суда, про­куратуры, таможенных и других органов), от органов Федераль­ного управления по делам о несостоятельности и банкротстве при Госкомимуществе России, организаций МПС и Минтранса России (о перевозимых крупных партиях продукции, пользующейся повышенным спросом), других органов государственного управ­ления и местного самоуправления, банков и других кредитных уч­реждений, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения, Пенсионного фонда РФ, нотариаль­ных органов, средств массовой информации, прочих юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления) и т.д.

Работа налогового органа по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках должна отвечать следую­щим основным требованиям:

-непрерывность - необходимость обеспечения постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

-систематизация - необходимость ведения информационно­го массива данных в разрезе каждого налогоплательщика, групп налогоплательщиков (по формам собственности, отраслевому при­знаку, крупным, средним и малым предприятиям). Это требование предполагает, в частности, необходимость формирования дела (до­сье), включающего в себя всю имеющуюся информацию о каждом отдельном налогоплательщике, а также возможность осуществле­ния сравнительного анализа данных по аналогичным организаци­ям;

-актуализация - периодическое обновление массива инфор­мации о налогоплательщиках, с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;

-полнота- наличие массива достаточной информации для проведения проверок о налогоплатель­щиках;

-достоверность - обеспечение предварительного анализа по­ступающей в налоговый орган информации на предмет ее достоверности, посредством сопоставления с данными, полученными из других источников, запросов в другие контролирующие и право­охранительные органы, предъявление налогоплательщику требо­ваний об уточнении и обосновании отдельных позиций бухгалтер­ской и налоговой отчетности в случаях, когда их достоверность вызывает сомнение и т.д.;

-организация рациональной системы обработки информационно­го массива.. В этих целях необходимо с учетом наличия реальных возможностей налогового органа, связанных с уровнем его осна­щенности средствами обработки информации, обеспечить вклю­чение первичных данных о налогоплательщике в единую автома­тизированную информационную систему обработки данных нало­говой службы (АИС «Налог»).

Непосредственно перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомить налогоплательщика (должностных лиц организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки (см. прил. 2). Порядок назначения выездных налоговых проверок определяется приказом МНС России от 8 октября 1999 г. №Ап-3-16/318. В соответствии с ним указанное решение должно содержать:

-наименование налогового органа;

-номер решения и дату его вынесения;

-наименование налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, в отношении которого назначается налоговая проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства);

-идентификационный номер налогоплательщика;

-период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

-вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

-Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

-подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

При отсутствии у проверяющих надлежаще оформленного решения либо служебных удостоверений налогоплательщик вправе отказать им в представлении документов и даже в допуске проверяющих в свои рабочие помещения или на свою территорию.

Между тем на практике возникают ситуации, требующие подробного разбора. Например, сотрудники налогового органа прибыли на место проведения проверки без уведомления проверяемой организации ООО "Лесдорстрой". Они предъявили решение о проведении выездной налоговой проверки и свои служебные удостоверения. Однако у руководителя ООО "Лесдорстрой" возникли сомнения в правомерности проведения проверки. По его мнению, налоговые инспекторы вели себя подозрительно. Надо ли предоставлять проверяющим доступ на территорию организации?

В данном случае налогоплательщик может получить информацию о прибывших сотрудниках МНС России по служебному телефону. Этот телефон указывается в бланке налогового органа, на котором оформлено решение о проведении проверки. И если по телефону подтвердят правомерность действий проверяющих, их следует пропустить на территорию организации. Если руководитель все же не допустит налоговых инспекторов на территорию организации, то это действие является налоговым правонарушением.

Для налогоплательщика огромное значение имеет знание того, что налоговая инспекция не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное положение сохраняет силу и в случае, если применяются разные виды выездной проверки – сплошная или выборочная, тематическая или комплексная.

Исключением являются такие проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора-организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Только в этих случаях выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.

Предельный срок выездной налоговой проверки составляет два месяца, за исключением случаев, предусмотренных ст. 89 НК РФ (например, при наличии у организации филиалов и представительств срок проведения проверки увеличивается из расчета один месяц на каждое обособленное подразделение).

Срок проведения выездной проверки начинает исчисляться с момента вручения налогоплательщику решения о проведения проверки. И этот срок включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Длительность проведения проверки увеличивается на число дней, в течение которых осуществление проверки было приостановлено. Датой окончания проверки считается дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. После получения справки организация имеет право отказаться предоставить проверяющим дополнительные материалы, так как проверка уже закончена, а документы могут быть истребованы только во время ее проведения.

Разберем на примере возможную конфликтную ситуацию.

Налоговая инспекция должна была провести выездную проверку ООО "Касабланка" за два месяца. При этом налоговые инспекторы посещали проверяемую организацию только 20 дней. По истечении же двух месяцев налоговый инспектор продолжил свою работу, так как в период проведения налоговой проверки он включал только дни фактического пребывания на объекте.

В данном случае налогоплательщик может подать просьбу о прекращении проверки на имя руководителя налогового органа, подписавшего решение о проведении выездной налоговой проверки. При этом можно сослаться на то, что законодательством не определено, какой период используется для определения срока проверки: календарный или фактический. А пункт 7 статьи 3 НК РФ гласит, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В ходе выездной налоговой проверки могут проверяться исключительно те документы, которые относятся к деятельности организации и предмету проверки. Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор проверять не уполномочен. В то же время налоговый инспектор согласно п. 1 ст. 7 Закона РСФСР (21.03.91. № 943-1) "О ГНС РСФСР" имеет право проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с исчислением и уплатой в бюджет налогов и других обязательных платежей, с получением необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом. В первом случае проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, а во втором – часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если при проведении выборочной проверки установлены серьезные нарушения налогового законодательства, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом.

Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются проверяющими самостоятельно, исходя из:

-особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского учета, его состояния;

-сделанных в результате предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;

-объемов подлежащей проверке документации;

-иных обстоятельств.

В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется:

-полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;

-соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;

-соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;

-полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны проконтролировать: правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций; формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль; достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;

-правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок;

-обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

-формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов;

-арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных форм (как правило, осуществляется выборочным методом);

-правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству.

В тех случаях, когда должностным лицом налогового органа в ходе проверки, выявляются факты отсутствия у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об аналогичных налогоплательщиках.

Если в ходе проверки выявлены налоговые правонарушения, проверяющие должны провести работу по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников таких документов, получение недостающих документов их иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и т.д.

Налоговые органы имеют право вызвать представителей организации для дачи пояснений в связи с уплатой налогов. Однако в НК РФ прямо не предусмотрена обязанность налогоплательщика выполнять данное требование.

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов имеют право проводить инвентаризацию имущества организации, осмотр, выемку документов, предметов, назначать экспертизу, привлекать специалистов, экспертов, переводчиков и совершать другие действия, предусмотренные НК РФ (см. Понятие и виды действий по осуществлению налогового контроля). Все указанные действия должны быть выполнены при строгом соблюдении всех процессуальных правил, предусмотренных законодательством, в противном случае организация вправе поставить вопрос о том, что те или иные доказательства добыты с нарушением установленных правил и вследствие этого не имеют доказательной силы.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет соответствующую справку, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки (см. прил. 3).

Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых органов может осуществляться в вышестоящем налоговом органе и/или в суде (см. рис. 2.1.).

 

 

 

 


Рис.2.1. Схема порядка обжалования действий налоговых органов

 

В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами и по результатам рассмотрения выносит одно из решений:

-о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

-об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

-о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

И соответственно оформляется постановление о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. прил. 4), постановление об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или постановление о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как уже отмечалось, в целях получения дополнительной информации и сбора доказательств должностные лица налоговых органов могут провести в ходе выездной проверки такие процессуальные действия (действия по осуществлению налогового контроля), как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза. При проведении каждого из указанного действия составляется протокол, в котором указываются:

-наименование процессуального действия;

-место и дата производства конкретного действия;

-время начала и окончания действия;

-должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

-фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении;

-содержание действия, последовательность его проведения;

-выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведения. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (ст. 99 НК РФ).

Осмотр и обследование:

Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр (обследование) территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут проводить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений), руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо воли проживающих в них физических лиц иначе как в установленных федеральным законом случаях, или на основании судебного решения не допускается.

Осмотр должен производиться в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.

Инвентаризация:

Проводя инвентаризацию, налоговые органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденном приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39.

Инвентаризация налогоплательщика при выездной налоговой проверке осуществляется на основе соответствующего распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, о ее проведении, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии. Указанное распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации. В данном случае под имуществом налогоплательщика следует понимать основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторскую задолженность и иные финансовые активы. Инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

Основными целями инвентаризации являются:

-выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

-проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в ивентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица, дают расписку подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Истребование документов:

Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе потребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

Выемка документов или предметов:

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Основанием для производства данного процессуального действия являются:

-наличие у осуществляющих проверку должностных лиц налоговых органов достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены;

-отказ налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении выездной налоговой проверки документов;

-непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора) или налоговым агентом в установленные сроки запрашиваемых при проведении выездной налоговой проверки документов.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Ночным же временем является время с 22.00 до 6.00.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Например, в ходе выездной налоговой проверки деятельности туристической фирмы "Алые паруса" возникла необходимость изъять авансовые отчеты за 2001 год.

При этом налоговые органы произвели изъятие без понятых. Таким образом, в этой ситуации нельзя утверждать, что изъятые документы принадлежат организации.

И все же изъятые документы могут быть доказательной базой. Ведь они обладают отличительными признаками организации: печатями, подписями и т. д.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемки документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются все изъятые документы и предметы. В случае необходимости к протоколу прилагается опись с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности стоимости предметов. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемки документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в протокол.

В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Однако на практике налоговые органы часто принимают у налогоплательщиков подлинники истребованных документов, не оформляя данное действие должным образом. В этом случае если налогоплательщик передал в налоговый орган, а налоговый орган у него принял подлинники документов, то в силу ст.94 НК РФ налоговый орган произвел изъятие документов. А, следовательно, он должен произвести все действия, предусмотренные на этот случай в ст.94 НК РФ. Если налоговый орган эти действия не исполнил, то изъятые им документы не могут быть положены в основу доказательства вины налогоплательщика , т.к. получены с нарушением закона. Ссылка налоговых органов на то, что налогоплательщик якобы добровольно передал налоговому органу подлинные документы, и поэтому не было произведено оформление этого действия в порядке ст.94 НК РФ беспочвенна, т.к. подлинные документы налоговый орган может только изъять в установленном законом порядке.

Допрос свидетелей:

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Например, как свидетель может быть опрошен специалист, привлекаемый в ходе проверки. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

-лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

-лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, разрешается не свидетельствовать против себя или членов семьи.

Показания свидетеля заносятся в протокол.

Привлечение экспертов и специалистов:

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок может быть привлечен эксперт на договорной основе. Однако, круг вопросов, которые могут быть поставлены перед ним, ограничивается определенными областями знаний. В частности, экспертиза назначается лишь в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

-заявить отвод эксперту;

-просить о назначении эксперта из указанных им лиц;

-представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

-присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

-знакомиться с заключением эксперта.

В процессе работы эксперт имеет право знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Могут быть назначены дополнительная и повторная экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Кроме того, при проведении выездной налоговой проверки может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Специалист, также как и эксперт, привлекается на договорной основе.

В ходе налогового контроля, в том числе после проведенных выездных налоговых проверок, налоговые органы выявляют огромное количество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства, совершенных налогоплательщиками (плательщиками сборов).

За совершенные в налоговой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, граж­данско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех пере­численных видов ответственности, а для юридического - только административная (частично), гражданская и материальная (на­пример, за вред, причиненный экологическим правонарушением)

Уголовная ответственность- эго вид юридической от­ве



2019-07-03 153 Обсуждений (0)
Штраф: 100 минимальных оплат труда. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Штраф: 100 минимальных оплат труда.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)