Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы повышения мотивации студентов



2019-07-03 205 Обсуждений (0)
Проблемы повышения мотивации студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в ВУЗах. В связи с этим важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в ВУЗах.

Любимова отмечает, что студенты хотят, чтобы образовательное учреждение способствовало, прежде всего, коммуникативной культуре, включая уверенность во взаимоотношениях с людьми, умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли, иметь собственное мнение. Вместе с тем студенты ценят обстановку, вызывающую положительные эмоции и возможность формировать свою телесность. Последнее обстоятельство на взгляд Любимовой в значительной мере вызвано модными в молодежной среде средствами массовой информации, пропагандирующими культ тела и «сексапильности», а не школьным опытом учебных занятий физической культурой [34].

Более того, большинство студентов отмечает, что занятия физической культурой в школе их не удовлетворяли, они ходили на уроки лишь для отметки [8]. Коваль объясняет это неудачной организацией уроков физической культуры в школе, однообразием, увлечением другими предметами. Негативное отношение к урокам физического воспитания в школе в большинстве случаев влечет за собой и отсутствие интереса к спорту, но, тем не менее, не исключает его полностью [27].

Шуваловым был проведен опрос 118 студентов МГУ имени Ломоносова. На вопрос «Что вы думаете о физической культуре и спорте?» были получены следующие ответы:

· ничего – 34,7%;

· движение и активность – 30,5%;

· положительные эмоции – 15,3%;

· переключение и разрядка – 5,9%;

· здоровье и бодрость – 5,1%;

· развитие волевых качеств – 3,4%;

· другое – 3,4%;

1,7% бланков испорчено [48].

Следует отметить влияние на отношение к занятиям физической культурой также возрастных факторов и индивидуальных особенностей личности и других факторов. Так, по данным Селецкой, наиболее ответственно к посещению занятий относятся студенты первого и второго курсов. В течение года прослеживается динамика изменения посещаемости: в осеннем семестре студенты посещают занятия охотнее; в весеннем происходит спад физической активности, что возможно связано с повышением умственной нагрузки к концу года, авитаминозом или какими-либо субъективными причинами. Стоит отметить, что у студентов творческих специальностей наблюдается самая низкая посещаемость, у студентов, занимающихся точными предметами – заметно выше [44].

Студенты отмечают, что, идя на занятие по физической культуре, они не задумываются о значении двигательной активности для их здоровья, о возможности применения полученных знаний, двигательных умений и навыков в самостоятельных занятиях вне ВУЗа.

Многие студенты не воспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыта ее творческого использования. Для многих студентов физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера [13].

Для привлечения студентов на занятия стоит обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Опрос и анкетирование, проведенные Карасем, показали, что построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами занимающиеся, вызывает нежелание заниматься физическим воспитанием и непонимание сущности занятий.

Девушки отметили, что в ВУЗе хотели бы приобрести навыки выполнения упражнений наиболее, на их взгляд, для них полезных: упражнений для коррекции веса, укрепления мышц спины, брюшного пресса, работы над проблемными зонами. В школьной программе для них особую трудность представляли отжимания, опорные прыжки, подтягивания, кроссы. Большинство студенток хотят поправить свое здоровье, научиться технике массажа, освоить комплексы упражнений для самостоятельного использования в дальнейшем, также девушки высказывали пожелание, чтобы преподаватель не опирался на строгие требования выполнения нормативов, уделяя больше внимания здоровью молодежи [26].

По данным опроса девушки отдают предпочтения упражнениям для укрепления осанки, на растяжку и тому подобное, хотели бы заниматься шейпингом, фитнесом, стрейчингом, атлетической гимнастикой. Юноши предпочитают восточные единоборства, спортивные игры, плавание. Главной причиной нежелания девушек заниматься в бассейне являются комплексы из-за фигуры и отсутствие плавательных принадлежностей [26, 50].

Среди причин, препятствующих заниматься физической культурой, (по данным Хроминой) студентами были названы [50]:

 

Рис. 11. Причины, препятствующие заниматься физической культурой студентам

 

Она предлагает привлечь учащуюся молодежь к физической культуре и спорту классическим методом, наличием в программе ВУЗов трех основных аспектов:

· образовательного, который подразумевает сообщение задач, распределение отдельных заданий, привлечение учащихся к анализу и исправлению ошибок при выполнении движений;

· воспитательного, предполагающего решение задач общего воспитания и развития физических качеств. Это общие требования к любой сфере педагогической деятельности, усиливающиеся тем, что в двигательной деятельности индивида личностные качества проявляются особенно ярко;

· оздоровительного, характеризующегося постепенным возрастанием нагрузки, плотности урока и самоконтроля за ней [50].

Старчеков на основе сопоставления результатов проведенных им опросов делает вывод о том, что для привлечения студентов к занятиям физической культурой рассчитывать на осознанную потребность студентов в физическом самосовершенствовании не приходится. В связи с тем, что основной мотив у студентов – актуальный, прежде всего необходима своевременная аттестация. Через этот мотив также возможно приступить к формированию оздоровительных мотивов. Однако стоит осторожно подходить к оцениванию успеваемости. Студенты со слабой физической подготовленностью испытывают психологическое напряжение, которое выражается в пассивном отношении к занятиям, отчуждении от физической культуры вообще [46].

Барановская, прежде всего, указывает на отсутствие у учащейся молодежи специальных знаний о способах движений, физической нагрузке, особенностях воздействия определенных видов нагрузки на организм человека, которое тесно коррелирует с неумением планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями и осуществлять самоконтроль в процессе их проведения.

Физкультурные знания, по ее мнению, являются мощным средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу студенчества. Знания составляют рациональную основу убеждения студентов, а общеобразовательная направленность занятий является способом воздействия на формирование у студентов потребности в занятиях физическими упражнениями в свободное время.

Существует специфическая, убеждающая сторона знаний, которая обосновывает реальный личностный и социальный смысл занятий. Знания оказывают воздействие через такие компоненты мотивации, как убеждения и потребности, в совокупности с ними оно образует совместное когнитивно-мотивационное звено системы приобщения студенчества к занятиям физической культурой [8].

В процессе формирования потребности к занятиям она выделяет три фазы:

1. формирование знаний, применительно к конкретному явлению. Это вербальные знания, они не применяются в собственных занятиях, быстро исчезают;

2. формирование практических умений;

3. формирование культурной потребности. На данном этапе во многих учебных заведениях основное внимание уделяется не занятиям, а внешним количественным показателям уровня физической подготовленности, выполнению нормативов и требований, что ведет к образованию вредных мотивов, связанных с получением зачета (актуальных) [8].

Гаврилов и Гаврилова, опираясь на задачу воспитания у студентов сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья, разработали новые эффективные формы обучения в сфере физической культуры.

К таким формам относятся проблемный, характеризующийся привлечением произвольного и непроизвольного внимания, постановкой учебной проблемы и вовлечением занимающихся в самостоятельный поиск и овладение практическими умениями, и поисковый методы. Применение поискового метода помогает превращению знаний в практические умения, необходимые для формирования потребности в физическом самосовершенствовании, и способствует формированию тех структур, которые составляют ядро самовоспитания [17].

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что современная система физического воспитания в ВУЗе не удовлетворяет интересам и потребностям молодежи в сфере физической культуры, в связи с чем наблюдается весьма низкая мотивационная заинтересованность в занятиях.

 




2019-07-03 205 Обсуждений (0)
Проблемы повышения мотивации студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы повышения мотивации студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)