Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изменения, происходящие в иранской экономике, появление новых, современных отраслей промышленности, попытки вывести сельское хозяйство из упадка путем земельной реформы и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и современных методов - все это выдвигало перед страной новые задачи. Эти задачи невозможно было решить без повышения уровня грамотности населения, без расширения системы народного образования, здравоохранения, без устранения наиболее архаических феодальных пережитков в области общественной и семейной жизни, культуры и быта. Все это требовало ликвидации массовой неграмотности и повышения общего культурного уровня населения, подготовки большого количества технических специалистов.

Иран пытается восполнить нехватку квалифицированных кадров путем привлечения иностранных специалистов.

В 60-х - начале 70-х годов был принят ряд мер для решения этой проблемы. Была расширена сеть начальных и средних школ и изменена система школьного образования, для ликвидации неграмотности в деревне создан «корпус просвещения», организуется сеть школ профессионально-технического обучения, расширяется высшая школа, делаются попытки повысить общий уровень обучения в школах и вузах, усилить в системе высшего образования подготовку специалистов технического профиля и т. д.

Система народного просвещения в Иране в настоящее время состоит из следующих основных звеньев: детские сады, начальные школы и «корпус просвещения», общая средняя школа, профессионально-технические школы на уровне средней школы, техникумы, учительские институты, университеты и другие высшие учебные заведения. Кроме того, существуют курсы по ликвидации неграмотности для детей, подростков и взрослых.

Детские сады в Иране появились сравнительно недавно и не имеют большого распространения. Они обслуживают главным образом детей состоятельных родителей. В 1941 г. детские сады посещали только 1860 детей. Подавляющее большинство детских садов были частными, число государственных детских садов в конце 60-х - начале 70-х годов даже сократилось. В 1966/67 г. во всем Иране имелось 58 государственных детских садов, которые посещали 2,9 тыс. детей, а в 1972/73 г. садов осталось только 53, причем посещали их 3,6 тыс. детей. Число частных детских садов несколько увеличилось: в 1966/67 г. их было 202 с 11,7 тыс. детей, в 1972/73 г.-366 с 18,1 тыс. детей. Все детские сады были платными, и только в феврале 1974 г., после огромного увеличения доходов Ирана от нефти, был опубликован указ шаха о введении бесплатного неполного среднего образования с 1 сентября 1974 г. Бесплатное обучение должно охватывать и государственные детские сады. По официальным иранским данным, опубликованным в апреле 1976 г., в стране было всего 980 детских садов, которые посещали 88,8 тыс. детей, из них государственные детские сады 58,6 тыс., частные - 30,2 тыс. Таким образом, сеть детских садов охватывает немногим более процента всех детей дошкольного возраста. Практически все дети рабочих, крестьян, ремесленников не имеют возможности пользоваться детскими садами

В 1960/61 т., по данным министерства просвещения, в стране насчитывалось около 10 тыс. начальных школ, из которых более 500 были частными. В них обучались 1431,6 тыс. детей (967,2 тыс. мальчиков и 464,4 тыс. девочек). Большинство начальных школ находилось в городе. За два года до этого, в 1958/59 учебном году в сельской местности было всего 538 школ, в которых обучались только 634 девочки и 22691 мальчик.

Обучение в государственных начальных школах бесплатное. Еще в 1943 г. правительство приняло закон о введении всеобщего обязательного начального обучения как для мальчиков, так и для девочек

Не рассчитывая, что сеть начальных школ, особенно в сельской местности, может оправиться с задачей обучения детей и поднятия уровня грамотности населения, правительство решило обратиться к необычным формам борьбы с неграмотностью в деревне. В октябре 1962 г. был принят закон о создании «корпуса просвещения». Этот закон, как указывалось выше, вместе с другими пятью законами был утвержден на референдуме 26 января 1963 г. Он предусматривал призыв в «корпус просвещения» выпускников средних школ и других учебных заведений, обязанных отбыть воинскую повинность в течение полутора лет. Первые четыре месяца призванные наряду с минимальным военным обучением проходили краткий курс, имеющий целью подготовить их для работы в деревне в качестве учителей начальных школ. После этого им присваивали звание сержанта и направляли в распоряжение министерства просвещения, которое посылало их в деревни, где не было обычных начальных школ, для обучения детей и взрослых грамоте. Призванные в «корпус просвещения» получали жалованье и обмундирование армейского сержанта и считались находящимися на военной службе. По истечении 14 месяцев работы в деревне желающий мог остаться там в качестве сельского учителя, причем в отношении заработной платы он приравнивался к учителям, закончившим педагогические училища. С 1968 г. в «корпус просвещения» стали призывать и девушек.

С 1963 по январь 1974 г. в «корпус просвещения» было произведено более 20 призывов; общее количество призванных составило около 100 тыс., в том числе 'Примерно 13 тыс. девушек. В 1974/75 г. в «корпус просвещения» было призвано 20,9 тыс. человек. Большинство их после окончания срока призыва вернулись домой, но некоторое количество членов корпуса остались в деревнях на постоянной работе в качестве учителей. По сообщению бывшего тогда министром просвещения Хади Хедаяти, сделанному им в октябре 1966 г. на вечере, посвященном деятельности «корпуса просвещения», таких членов корпуса было 8100.

Кроме своей основной работы, члены «корпуса просвещения», как отмечалось выше, участвуют в строительстве новых и ремонте старых школьных зданий, ведут работу то благоустройству деревень, ремонту оросительных каналов, строительству колодцев для обеспечения населения деревень питьевой водой, участвуют в строительстве бань и т. д. Следует отметить, что наряду с этой полезной деятельностью, -способствующей преодолению отсталости иранской деревни, члены «корпуса просвещения» используются как орудие пропаганды в пользу существующего монархического строя. Им также вменено в обязанность вести религиозную пропаганду, строить новые мечети и ремонтировать старые. По сведениям, опубликованным в тегеранской газете «Бурс» 24 августа 1971 г., за время с начала деятельности «корпуса просвещения» и до лета 1971 г. с участием его членов было выстроено 2,7 тыс. новых и отремонтировано 17,7 тыс. старых мечетей.

Главная задача «корпуса просвещения» - обучение грамоте деревенских детей. В этом достигнуты значительные успехи. В 1972/73' учебном году в деревнях действовали 12455 школ «корпуса просвещения», в которых работали 20 тыс. человек. В этих школах обучались ,482,9 тыс. детей. В начале 1975 г., по иранским данным, «корпус просвещения» имел 15,1 тыс. школ, в которых обучались 598 тыс. детей. С момента создания «корпуса просвещения» и до осени 1972 г. его члены обучили грамоте в деревнях около 1 млн. детей и 550 тыс. взрослых. В связи с успехами в ликвидации неграмотности «корпусу просвещения» Ирана в 1972 г. ЮНЕСКО присудила международную премию имени Н. К. Крупской.

Разумеется, обучение в школах «корпуса просвещения», поскольку оно проводится призванными на военную службу молодыми людьми, не имеющими специальной педагогической подготовки, по своему уровню уступает обучению в начальных школах министерства просвещения. Тем не менее деятельность корпуса является важным прогрессивным фактором в жизни Ирана, так как способствует ликвидации массовой неграмотности в деревне.

В 1974 г. меджлис утвердил закон о запрещении родителям препятствовать посещению школ их детьми. Закон предусматривает штраф от 10 тыс. до 200 тыс. риалов для тех родителей или опекунов, которые отказываются посылать своих детей в школы, а в некоторых случаях даже заключение в тюрьму на срок от года до трех лет 13. Но этот закон является чисто декларативным мероприятием, поскольку министерство просвещения не имеет в достаточном числе ни школьных зданий, ни учителей.

Известно, что более половины населения Ирана составляют национальные меньшинства. Это в первую очередь народы, говорящие на языках иранской семьи, сильно отличающихся от персидского языка, который является государственным языком Ирана. Важнейшие среди них - курды, обитающие главным образом на северо-западе Ирана, а также в северном Хорасане, лурские и бахтиарские племена, населяющие районы к югу от Иранского Курдистана в горной области между Керманшахом и Боруджердом на севере и Хузестаном - на юге; белуджские племена, живущие в крайней юго-восточной области Ирана - Иранском Белуджистане (некоторые белуджские племена встречаются также в Хорасане, вдоль ирано-афганской границы, а также в Систане). Курды говорят на курдском языке, состоящем из различных диалектов, луры и бахтиары - на близких друг к другу лурских и бахтиарских диалектах. Лурскими диалектами пользуются также племена кохгилуйе и мамасани, проживающие в Западном Фарсе. Белуджи пользуются белуджским языком. На иранском побережье Каспийского моря живут талыши, гиляки и мазендеранцы, языки которых также значительно отличаются от персидского. Помимо них в Восточном Хорасане обитают и другие, менее значительные по численности народности и племена, говорящие на различных иранских языках: таджики, афганцы, хезарейцы, теймури, джемшиды и др.

Иран населяет также большая группа тюркоязычных народностей и племен. Наиболее многочисленными из них являются азербайджанцы, проживающие в Иранском Азербайджане. За ними идут туркмены, населяющие юго-восточное побережье Каспийского моря и долину р. Горган к востоку от него, и кашкайские племена - на западе Фарса. Среди тюркоязычных племен Ирана следует также назвать шахсевенов, проживающих в восточной части Иранского Азербайджана, в районе г. Ардебиль, и в районе между городами Саве и Хамаданом; афшаров, каджаров, баят, карапапахов и других, обитающих не только в Иранском Азербайджане, но и в других районах Ирана, главным образом на севере и северо-востоке страны. В Фарсе среди племен хамсе имеются тюркоязычные племена бахарлу, эйнанлу и нафар.

Арабоязычные племена живут в Хузестане, а также на побережье и островах Персидского залива. Небольшие арабоязычные группы встречаются в Фарсе и в Хорасане по восточным краям пустыни Деште-Кевир и к северу от пустыни Деште-Лут. В районах к западу от оз. Резайе встречаются группы ассирийцев, говорящих на одном из языков семитской группы.

В Исфахане и в некоторых районах Исфаханского остана, на восточном побережье оз. Резайе, в отдельных частях Иранского Азербайджана, в Тегеране и ряде других областей страны проживают армяне. В Иране живут и другие, численно менее значительные группы народностей и племен.

Таким образом, население Ирана в национальном отношении представляет весьма пеструю картину. Во время первой всеобщей переписи населения (ноябрь 1956 г.) был проведен учет жителей, говорящих на различных «местных» языках. Результаты этого учета показали, что большую часть населения составляют жители, говорящие на языках, отличных от государственного персидского языка. Они отличаются от господствующей нации - персов не только по языку, но и по обычаям, культуре и другим этническим признакам.

В 60-70-х годах была несколько расширена сеть средних школ. Школьная система Ирана, в частности система средней школы, не отвечала потребностям страны в квалифицированных технических кадрах. Кроме того, общий культурный и образовательный уровень выпускников средней школы был очень низок. Отмечая отсталость системы начальной и средней школы, иранские газеты писали, что в таких условиях невозможно выйти из числа отсталых стран.

С целью приблизить школьную систему Ирана к задачам подготовки кадров, необходимых для развивающейся экономики страны, в 1967 г. в нее были внесены изменения. Цикл начальной школы был сокращен с шести до пяти лет. После окончания начальной школы учащиеся должны держать экзамен, успешно выдержавшие его могут продолжать обучение в средней школе.

Обучение в средней школе делится на два цикла - по три года каждый. В течение первых трех лет учащиеся должны получить необходимую подготовку для продолжения образования, а также показать свои способности для обучения на втором цикле и в дальнейшем в техникумах и вузах. Ученики, которые будут отнесены к числу не обладающих способностями для обучения ib высшей школе, после окончания первого трехгодичного цикла должны направляться в профессиональные школы. Учащиеся, имеющие способности и материальные возможности для продолжения обучения, посещают второй цикл средней школы, целью которого является подготовка для поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.

Раньше средняя школа имела в основном гуманитарный профиль и готовила учащихся главным образом для поступления в вузы. Теперь перед школой поставлена задача обратить больше внимания на изучение физики, химии, математики и других естественно-технических предметов. Новая школьная система должна обеспечить экономику страны квалифицированными paбочими и техническими кадрами. При введении новой школьной системы ставилась задача постепенно передать среднюю школу в частные руки.

Развитие промышленности, появление новых отраслей, внедрение машин и современных методов в сельское хозяйство, а также огромная нехватка квалифицированной рабочей силы все это очень остро ставит вопрос о развитии профессионально технического образования. В начале 60-х годов профессионално-техническое образование было развито очень слабо" В 1960/61 г. имелось только 64 профессиональные школы и 8,3 тыс. учащихся. В 60-70-х годах количество таких шкот и учащихся в них увеличилось в несколько раз. В 1972/73 г стране было уже 309 различных технических и профессиональных школ, в которых обучались 65,7 тыс. человек. В 1974/75г число профессиональных и технических школ возросло до 508 а количество учащихся в них достигло 133,4 тыс.

Профессиональные учебные заведения делятся на две категории: двухгодичные, готовящие квалифицированных рабочих, и четырехгодичные - хонарестаны (техникумы). Существуют также краткосрочные курсы для повышения квалификации рабочих. В хонарестанах наряду с обучением специальности учащимся дают общую подготовку в пределах второго цикла средней школы.

Кроме старых профессиональных школ и хонарестанов по художественному ремеслу и ковроткачеству, сельскохозяйственных школ, торговых и банковских училищ в настоящее время действуют технические училища - металлургические, машиностроительные, химические, по сборке автомашин, холодильников, строительные и по другим специальностям.

В Абадане и Ахвазе существуют нефтяные техникумы, в Исфахане и Тебризе - текстильные, под Тегераном - технологический.

Имеются также медицинские, сельскохозяйственные и другие средние специальные учебные заведения. Общее количество хонарестанов в 1971/72 учебном году составляло 118 (94 государственных и 24 частных) с 31 тыс. учащихся, из которых мужчин было 29 тыс. и женщин 2 тыс.

Большую помощь в организации профессионального технического обучения оказывает Ирану Советский Союз, который создал профессионально-технические училища по сложным и новым для Ирана отраслям производства: металлургии, машиностроению, горнорудному делу и другим специальностям. Всего с помощью Советского Союза действует и создается более трех десятков учебных центров по подготовке квалифицированных рабочих и техников. Кроме того, иранские рабочие и техники посылаются в Советский Союз для повышения квалификации на советских предприятиях.

На основе соглашений Ирана с США, ФРГ, Англией, Францией, Японией, Италией эти страны также организуют в Иране профессионально-технические училища. Иран посылает в эти страны, в первую очередь в ФРГ и США, рабочих и техников для совершенствования в их специальности. В сентябре 1975 г. в Тегеране было подписано еще одно ирано-американское соглашение о сотрудничестве в расширении системы профессионально-технического обучения в Иране, которое предусматривает подготовку ежегодно 40 тыс. рабочих и техников.

Важное значение имеет подготовка учителей для школ через средние специальные учебные заведения - педагогические училища- Несмотря на очень большую нехватку учителей, число этих училищ и учащихся в них увеличивалось медленно. В 1960/61 г. имелось всего 66 педагогических училищ с 6 тыс. учащихся. В 1971/72 г. число училищ возросло до 94, а количество учащихся в них - до 22 тыс. (8 тыс. юношей и 14 тыс. девушек). В 1974/75 г. количество педагогических училищ возросло до 127, а число обучающихся в них - до 37,8 тыс. Кроме того, в 1971/72 г. имелось 10 училищ по подготовке учителей сельскохозяйственных школ, в которых занималось около 1 тыс. учащихся. Число этих сельскохозяйственных училищ, судя по официальным данным, за время с 1955/56 г. не только не увеличилось, но даже сократилось.

Приведенные цифры позволяют сделать вывод, что среднее специальное образование, в частности подготовка учителей в педагогических училищах, развито в Иране слабо и до сих пор намного отстает от потребностей страны в средних технических кадрах и в учителях.

Система высшего образования в 60-х - начале 70-х годов получила значительное развитие, хотя вузы Ирана по-прежнему не удовлетворяют нужды страны в специалистах высшей квалификации, а также стремление молодежи к получению высшего образования. Увеличилось число высших учебных заведений и обучающихся в них студентов. В 1960/61 учебном году в стране было всего 16 высших учебных заведений, в которых обучалось 23,8 тыс. студентов, :в том числе только 2,7 тыс. девушек. Преподавателей во всех высших учебных заведениях в этом году насчитывалось 2124, из них 183 женщины. Высшая школа готовила главным образом специалистов гуманитарного профиля. В 1974 г. в Иране было уже 148 высших учебных заведений, в которых обучались около 123 тыс. студентов.

Самое крупное и старейшее высшее учебное заведение Ирана - основанный в 1934 г. Тегеранский университет, являющийся одновременно крупнейшим в стране научным центром. В его составе в 1974 г. имелось 35 институтов, включая 12 медицинских клиник, и 17 факультетов. В этом году в университете обучалось около 20 тыс. студентов. В 1974/75 учебном году в Тегеранском университете было 17,4 тыс. студентов и 1398 преподавателей. Кроме того, в Тегеране имеется так называемый Национальный университет, основанный в 1960 г. на частные средства, главным образом на средства шахской семьи. В 1974/75 г. в нем обучались 6,9 тыс. студентов, численность преподавательских кадров составляла 374 человека.

Университет существует с 1957 г. и в Тебризе, в 1974/75 г. в нем обучались 7,2 тыс. студентов и было 530 преподавателей. В 1956 г. был основан университет в Исфахане, в котором в 1974/75 г. было 4,1 тыс. студентов и 256 преподавателей. В 1949 г. был создан университет Пехлеви в Ширазе. В его организации и работе большую роль играли и играют американцы. В 1974/75 г. в Ширазском университете было 4,9 тыс. студентов и 607 преподавателей. В 1949 г. был основан также университет в Мешхеде, в котором в 197Н/75 г. насчитывалось 4,5 тыс. студентов и 261 преподаватель В 1954 г. в Ахвазе был создан университет «Гонди Шахпур»; в 1974/75 г. в нем было 3,1 тыс. студентов и 261 преподаватель. В 1966 г. в Тегеране был открыт Индустриальный университет «Арьямехр» с целью подготовки кадров технических специалистов для иранской промышленности, в частности для Исфаханского металлургического комбината (в дальнейшем предполагается перевести его в Исфахан). В 1974/75 учебном году в Индустриальном университете обучалось 2,9 тыс. студентов, а количество преподавателей составляло 237.

В феврале 1973 г. между министром по делам науки и высшего образования и французским послом было подписано соглашение об основании университета имени Авиценны в Хамадане. По соглашению французское правительство обязалось оказать Ирану помощь в создании университета и направить для этой цели в Хамадан группу преподавателей и оборудование. Преподавание в Хамаданском университете будет вестись на персидском и французском языках. В ноябре 1975 г. во время визита канцлера ФРГ Г. Шмидта в Иран в Тегеране было подписано ирано-западногерманское соглашение о создании университета в Реште, преподавание в котором будет вестись на немецком языке. Строительство университета будет финансироваться Ираном, а ФРГ обеспечит его техническими и преподавательскими кадрами. В течение пятого пятилетнего плана (1973-1978) намечено основать новые университеты в Кермане, Мешхеде и других городах.

В стране имеются также Политехнический и Педагогический институты (в Тегеране), Высшая школа торговли, сельскохозяйственные институты (в Кередже и Резайе), Высшая школа акушерства, Институт статистики, Банковский институт, Высшее училище гражданской авиации и ряд других гражданских высших учебных заведений. Иранская армия, полиция и жандармерия имеют свои специальные высшие учебные заведения: Академию генерального штаба, Высшее офицерское училище и др.

Обучение в высшей школе платное. Высокая плата за обучение лишает возможности получить высшее образование детей малообеспеченных родителей, в первую очередь детей рабочих и крестьян.

Как было сказано выше, страна испытывает весьма острый недостаток в технических кадрах и медицинском персонале. Но правительству не удалось осуществить поворот в ориентации высшей школы - с гуманитарного профиля на технический и медицинский. По-прежнему в 1972/73 г. около половины всех студентов вузов обучались на гуманитарных факультетах, и с 1968/69 г. существенных изменений в распределении их по специальностям не произошло. Об этом свидетельствуют данные, показывающие распределение студентов всех вузов по специальностям (в %)

Лечение в больницах и врачебная помощь в Иране платные. Даже в Организации социального страхования приходится платить, и немало, за врачебную помощь.

Особенно плохо обстояло дело с медицинской помощью в деревне. До середины 60-х годов она фактически отсутствовала.

С целью продвинуть современную медицину в деревню в 1964 г. -был организован «корпус здравоохранения». Он создавался на таких же основах, что и «корпус просвещения», с той только разницей, что в него призывались лица, имеющие медицинское образование. Перед «корпусом здравоохранения» была поставлена задача поднять уровень здравоохранения в сельской местности путем лечения и предупреждения болезней, проведения прививок против эпидемических заболеваний, улучшения гигиенических и санитарных условий.

Полиции было дано указание не допускать появления женщин в чадре в общественных местах и на улицах. Не всеми женщинами указ о снятии чадры был встречен одобрительно. Дело в том, что для значительной части городских женщин из малосостоятельных семей чадра, состоящая из большого куска материи, чаще всего черного цвета, в которую женщины закутывались с головой, оставляя только просвет для глаз, заменяла верхнюю одежду. Что касается деревенских женщин, то многие из них и до издания указа не носили чадру, так как она мешала полевым работам. Не носили чадру, как правило, и женщины из кочевых и полукочевых племен, пользовавшиеся большей свободой и уважением со стороны мужчин по сравнению с женщинами оседлых районов. Это связано с тем, что женщины играют весьма важную роль в жизни племен. Они выполняют основные домашние работы, доят скот, кормят молоком ягнят и козлят, приготовляют пищу и молочные продукты, прядут шерсть, ткут ковры, заготовляют топливо, ведут подготовку к передвижению лагеря, выбирают место для лагеря, разбивают палатки. Часто они вмешиваются в дела управления племенами. Особенно велика роль женщин в общественной жизни тех племен, у которых в большей мере сохранились пережитки дофеодальных отношений и материнского права, например у племен кохгилуйе в Западном Фарсе.

В 1941 г., после отречения Реза-шаха, старый порядок фактически был восстановлен, и женщины в чадре появились на улицах Тегерана и других городов. В послевоенные годы, вплоть до последнего времени, многие женщины носили чадру.

Издание шахского указа о снятии чадры и допуск женщин на работу в государственных и частных предприятиях и учреждениях мало что изменили в тяжелой доле иранских женщин. Тегеранская газета «Атеш» 13 января 1961 г., например, писала: «Несмотря на то, что женщины получили право не носить чадру, учиться в школах и институтах, их можно назвать самыми обездоленными, отсталыми и несчастными женщинами мира». Сохранялась в больших масштабах проституция. В ежегоднике «Иран Альманах» за 1961 г. сообщалось, что в 1960 г. в Тегеране имелся специальный квартал, в котором было 380 публичных домов. Публичные дома существовали и в других городах.

Приниженность и неравноправность положения иранских женщин приводила «тому, что многие из них кончали жизнь самоубийством. В течение одних суток, сообщалось в том же ежегоднике, в Тегеране происходит 20 покушений на самоубийство, из которых в среднем два кончаются смертью. При этом в семи случаях из десяти самоубийства совершают женщины. Особенно часто самоубийства совершают женщины в возрасте до 25 лет.

В политической жизни страны женщины были лишены всяких трав. По избирательному закону Ирана все женщины наряду с ворами, убийцами, злостными банкротами, нищими, бродягами и мошенниками не имели права участия в выборах в меджлис и сенат, а также права быть избранными в эти представительные учреждения. Что же касается выборов в провинциальные, областные и городские энджумены, то в законе о выборах ничего не говорилось о правах женщин. Но фактически женщинам до 1963 г. не разрешалось участвовать в выборах в эти органы.

Бесправное положение женщин в иранском обществе и устранение их из общественно-политической, а в значительной мере и из экономической жизни страны было одним из варварских пережитков средневековья. Этот пережиток почти полностью исключал половину всего населения Ирана из активной жизни, и сохранение его препятствовало экономическому и политическому развитию страны.

В борьбе за раскрепощение и завоевание политических прав, прогрессивно настроенные женщины создавали различные организации. Власти с целью отвлечь внимание женщин от борьбы за политические права стремились подчинить своему влиянию женские организации и.направить их активность в русло благотворительной деятельности. Множество женских организаций появилось в Иране после отречения Реза-шаха. В 1944 г. был создан Совет иранских женщин во главе с женой генерала Фируза. В 1955 г. с целью оказания помощи женщинам, находящимся в заключении, и их детям была создана женская организация «Новый путь» во главе с Пирзаде. В 1956 г. было основано Женское общество культуры, в 1959 г.- Общество пробуждения женщин, в 1961 г.- Общество женщин-юристов и Общество девушек и женщин. Существовали и другие женские организации. Но все они не были массовыми: число их членов в лучшем случае достигало нескольких сот.

Самой массовой женской организацией, действовавшей в Иране в годы второй мировой войны и после ее окончания, была Демократическая организация женщин Ирана, примыкавшая к Народной партии Ирана и входившая в Международную демократическую федерацию женщин. Эта организация требовала предоставления - женщинам избирательных и других политических прав, уравнения их в правах с мужчинами в семейной жизни, выплаты женщинам равной с мужчинами заработной платы за равный труд и предоставления льгот по беременности я родам женщинам, работающим на предприятиях и в учреждениях.

Для того чтобы установить свой контроль над деятельностью женских организаций, правящие круги в 1959 г. создали Высший совет женщин во главе с сестрой шаха Ашраф Пехлеви, который должен был объединить все женские организации. Главными требованиями женских организаций в 50-х - начале 60-х годов были: предоставление женщинам избирательных прав и уравнение женщин в правах с мужчинами в области семейной жизни, включая право на развод.

В начале 60-х годов активность женских организаций усилилась. Они проводили митинги, публиковали статьи в газетах и журналах, устраивали пресс-конференции, требуя предоставления им избирательных прав. Эти требования враждебно встречались реакционными элементами, особенно мусульманским духовенством.

В январе 1963 г. в Тегеране состоялось несколько массовых женских митингов, участники которых требовали положить конец дискриминации женщин и предоставить им равные права с мужчинами.

В конце концов, правящие круги убедились, что попытки вы вести страну из экономической отсталости без изменения правового положения женщин не могут быть успешными. Перед январским референдумом 1963 г. о реформах было объявлено, что женщины могут участвовать в референдуме, но голосовать они должны, опуская бюллетени в особые, специально для них поставленные урны, и их голоса не будут засчитываться приподведении итогов референдума. В голосовании участвовали только около 17,2 тыс. женщин, из которых 16,4 тыс. высказались за реформы.

В начале 1963 г. был подписан шахский указ о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами. Указ устанавливал, что отныне женщины могли участвовать в выборах и быть избранными в меджлис и сенат. На основе этого указа правительство в начале марта 1963 г. разработало законопроект, предоставляющий женщинам избирательные права, который затем был утвержден меджлисом и сенатом.

И все же неравенство между мужчинами и женщинами - даже формально-правовое, не говоря уже о фактическом,- продолжало сохраняться. В уголовном и гражданском кодексах Ирана остались статьи, дискриминирующие женщин. Положение о государственных служащих исключало возможность занятия женщинами юридических постов. Из гражданского кодекса не были исключены статьи, ущемлявшие права женщин в отношении порядка наследования, подданства и национальной принадлежности, семейной жизни (брака, развода, алиментов), опеки и т. д. Ряд статей гражданского кодекса устанавливал, что родители, дети, супруги и другие лица женского пола, имеющие по иранским законам право на наследство, могут получать его в размере вдвое меньшем по сравнению с соответствующими наследниками мужского пола.

В случае брака между подданными разных государств их личные и финансовые дела, а также отношения между родителями и детьми должны решаться на основе законов того государства, подданным которого является муж. Любая иностранка, вышедшая замуж за иранца, считается иранской подданной. Дети, рожденные от отца-иранца, независимо от того, где они родились - в Иране или за его пределами, и независимо от подданства матери, рассматриваются как иранские подданные.

Вступление в брак разрешается для юношей по достижении 18 лет, а для девушек - уже в 15 лет. Гражданский кодекс устанавливает, что главой семьи является муж и все отношения между супругами должны исходить из этого положения. Жена должна жить в доме мужа, который может запретить жене работу или службу, не приносящую, по его мнению, пользы семье.

В 60-х годах продолжали существовать многие женские организации, действовавшие в 50-х годах. Высший женский совет во главе с Ашраф Пехлеви не оправдал возлагавшихся на него надежд и в связи с этим в 1966 г. был заменен Организацией женщин Ирана, возглавляемой той же принцессой. Руководящий орган этой организации создавался наполовину из избираемых членов и наполовину из лиц, назначаемых Ашраф1 Пехлеви. Тем самым правящие круги стремились подчинить своему контролю деятельность организации и отвлечь ее от политической борьбы.

Подводя итог, следует признать, что в решении женского вопроса страна сделала значительный шаг на пути преодоления средневековых пережитков. Женщинам предоставлены избирательные права наравне с мужчинами, расширены их права в семье. Но правящие круги Ирана, как и раньше, стремятся предотвратить активное участие женщин в политической деятельности. Однако, несмотря на эти препятствия, реформы в области правового положения женщин объективно послужили толчком к росту их политической сознательности Участие женщин в экономической жизни страны растет, хотя этот рост и происходит очень медленно. Как было показано выше, продвижению женщин на службе и производстве чинятся1 препятствия; со старыми взглядами и предрассудками не ведется достаточно энергичной борьбы.

Такая же картина наблюдается и в области семейной жизни. «Закон о защите семьи», принятый в 1967 г., и дополнения к нему, утвержденные в 1974 г., ограничили многоженство и расширили права женщин. Но до сих пор юридически допускается возможность для мужчин иметь две жены.

Таким образом, реформы в женском вопросе, так же как и земельная реформа, имеют половинчатый характер. Нужно еще сделать очень многое, чтобы женщины Ирана освободились не только формально, но и фактически от дискриминации и средневековых пережитков и заняли полагающееся им место в экономической и общественно-политической жизни государства.

Белая революция

 

Установленная в Иране после переворота 1953 г. социально-политическая система исключала участие прогрессивной общественности в определении политического курса страны. Созданные без санкции властей политические и общественные организации подвергались преследованиям. Подобное положение существовало в течение всего последующего периода правления шаха Мохаммеда Резы. И объяснялось это главным образом тем, что правящие круги всеми имевшимися в их распоряжении средствами стремились сохранить за собой монопольное право на формирование и осуществление политического курса иранского государства. Лишь в периоды общенационального кризиса правящие классы Ирана в какой-то степени лишались возможности проводить политику, полностью соответствующую их интересам, и оказывались вынужденными маневрировать, идти на известные уступки. Вместе с тем в истории Ирана бывали случаи, когда правящая верхушка ради упрочения своей власти решалась на основательный пересмотр политического курса. Наиболее четко такая тенденция проявилась в начале 60-х годов, в период проведения в жизнь программы «белой революции», направленной на преодоление социально-экономического и политического кризиса, потенциально представлявшего угрозу самому существованию режима.

50-е годы стали временем, когда усилия западных стран были направлены на то, чтобы, укрепляя связывающие Иран с Западом политические и экономические узы, превратить его в своего послушного партнера и обеспечить западным монополиям свободную эксплуатацию Иранской нефти. Эта стратегия воплотилась в таких событиях и актах, как заключение в 1954 г. соглашения о нефти, приведшего к установлению контроля крупнейших нефтяных корпораций США и Англии над добычей и сбытом иранской нефти, вступление Ирана в 1955 г. в Багдадский пакт, заключение соглашения с США о гарантиях американских частных капиталовложений в Иране (1957), присоединение к «доктрине Эйзенхауэра» (1958), заключение с США двустороннего военного соглашения (1959).

Упрочение позиций США и других западных стран в Иране происходило в условиях, когда его правящие круги всемерно содействовали усилению власти шаха. Иранский парламент был фактически лишен основных законодательных функций и права контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Меджлис и сенат стали послушным орудием в руках шахского двора и правительства. В парламент избирались лишь деятели, лояльные в отношении шахского двора. Любая попытка создать оппозицию жестоко преследовалась. Главным инструментом борьбы с прогрессивными элементами стал созданный в 1957 г. САВАК, выполнявший функции политической полиции, разведки и контрразведки.

Все эти меры, включая финансовую и иную помощь США и других государств Запада, способствовали сохранению власти шаха и правящей элиты, но не смогли вывести Иран из состояния экономической и социальной отсталости. Увеличение внешнего долга и рост дефицита платежного баланса, спад деловой активности, рост числа банкротств, ухудшение материального положения рабочих, крестьян, расширение масшта



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)