Безработица и ее формы
безработица – временная незанятость экономически-активного раселения (или трудоспособного насел) в обществ произв-ве. Причины: 1. структурые сдвиги в эк-ке 2. эк спад или дипрессия 3. сезонные изменения уровня произв-ва в отдельных отраслях 4. демографич изм в структуре насел 5. политика прав-ва и пофсоюзов в области зарплаты 6. сокращение армии 7. конверсия (переквалификация военных предприятий в гражданские 8. миграции в реальной эк жизни безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда. Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%. Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь трудовых). Она должна располагать резервами, кот можно привести в действие в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%. Формы безработицы: 1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др. 2. структурная 3. сезонная 4. циклическая, полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская. Закон Оукена–отражает отношения м/у уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Согласно этому закону превышение текущего уровня безработицы на 1 % над предполагаемым естественным уровнем увеличивает отставание объема ВВП на 2,5 %. Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д. Объективная необходимость гос. регулирования эк-ки. Эк. ф-ии гос-ва. Гос-во призвано корректировать те недостатки, кот. присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых рес. и защите окр. среды; не может регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных богатств океана. В усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для произв-ва тов. и усл. коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Гос-во берет на себя ответственность за создание отн. равных усл. для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного произв-ва. Гос-ву требуется направлять эк. рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать произв-во обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир. рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулир. платежного баланса и валютных курсов. В усл. рынка гос. регулир. Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос. учреждениями с целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл. хозяйствования. Цели: достижение эк. и соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных преимуществ, эк. безопасности, адаптации рыночного механизма к разл. ситуациям. Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны: • поддержка функц-ния рыночной системы и созд. конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодат.; • перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения рес. с целью изм. структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством контроля над уровнем занятости и инфляции; • ограничение действия некот. эл-в рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в сфере распределения бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка, нац. оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования, мед. обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования, здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов; • достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в мировой эк-ке. Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |