Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новые формы обучения специалистов



2019-07-03 194 Обсуждений (0)
Новые формы обучения специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок




При оценке общей ситуации на рынке труда нужен качественный, а не чисто количественный подход. Задача состоит не только или даже не столько в предоставлении выпускникам оперативной информации об имеющихся вакансиях и заявках от организаций, но и в обеспечении им возможности непосредственно устанавливать отношения с этими организациями, узнавать о требованиях к специалистам, об интересах «заказчиков», как и о ситуации на рынке труда в целом, что поможет осуществить осознанный выбор. И, разумеется, вопрос о распределении должен ставиться заранее, в период производственной практики, хотя окончательное решение студент принимает на последнем курсе.

В ходе проведения пробного исследования спроса на молодых специалистов, опрошенным представителям предприятий и организаций было предложено оценить уровень минимальных требований, позволяющих допустить человека к работе. Полученные результаты говорят о достаточно высоком уровне таких требований:

- к теоретической и практической подготовке молодого специалиста;

- к способности принимать самостоятельно решения;

- к умению общаться с людьми;

- к умению формулировать задачу и находить путь к ее решению.

Самые высокие требования к выпускникам по всем названным параметрам предъявляют банки. Одинаково высоки, хотя и чуть ниже, требования со стороны коммерческих фирм и частных предприятий. Ниже уровень требований к выпускникам со стороны госбюджетных организаций. Особенно это касается практической подготовки молодого специалиста.

В целях выяснения характеристик выпускников, наиболее предпочтительных при приеме на работу, был проведен экспертный опрос представителей от организаций, принимающих выпускников. Согласно инструкции эксперт выбирал не более четырех наиболее значимых характеристик.

Приоритетны их требования к теоретической и практической подготовке выпускников. Больше значения при приеме на работу стал иметь пол выпускника, причем на работу охотнее оформляют мужчин. Также высоко значение семейного положения выпускника. Работу все чаще предоставляют женатым (и это требование в первую очередь относится к мужчинам). В то же время понизились требования к ориентациям молодого специалиста на служебный и профессиональный рост.

Поскольку наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, университету целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных программах, оговаривая участие в них студентов. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в таком сотрудничестве, дав им возможность отбирать для себя нужных им студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах.

В этом отношении представляет интерес система университетского образования некоторых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание сильно отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, в бизнесе и т. д. Прежде всего это отличия в соотношении между объемами теоретической и практической подготовки. И конечно, на старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения (спецкурсов, практикумов и т. д.).

Планы выпускников на предстоящую деятельность

Как уже сообщалось, более половины опрошенных выпускников сообщили о том, что они планируют работать по специальности. Наиболее высокой оказалась доля студентов, сохраняющих верность полученной ими специальности, среди экономического и юридического факультетов. Иная ситуация сложилась на других факультетах. Она особенно тревожная среди выпускников физфака, где работать по специальности планируют только 17% от числа опрошенных. Здесь самым высоким оказался процент тех, кто точно знают, что работать по специальности после окончания университета они не станут.

Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления достаточно точных прогнозов изменения конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах – с одной стороны, и вузами – с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе – более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

К сожалению, мало сейчас освещается проблема получения гуманитарного образования. Самоопределение молодежи, ее включение в экономическую жизнь всегда представляло из себя серьезную социальную проблему. Важность ее изучения будет еще больше нарастать с развитием рыночных отношений, распространением безработицы, ростом уровня экономической дифференциации населения. Возможно и юристы, и экономисты всегда будут в цене, но не стоит забывать и духовно-нравственном наследии общества.

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

Список литературы:

1. Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. – Л., 1974.

2. Курлов А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования. – Москва-Уфа: изд-во УАИ, 1992. – 132 с.

3. Кран Х., Лоу А., Черныш Н.И. Как живешь, студент? // Философская и социологическая мысль. - Киев, 1992. - № 1.

4. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. – М., 1980.

5. Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. – М., 1987.

6. Ищенко Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества. – Томск, 1975.

7. Мечников И.И. Этюды оптимизма - М., 1984.

8. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. - Свердловск, 1982.

9. Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников высшей школы // Социологические исследования. - 1994. - № 2.

10. Гинзбург М.Р. Психическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии - 1994. - № 3.

11. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. - 1991. - № 6.

12. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение - Нижний Тагил, 1996.

13. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи - Екатеринбург, 1995.

14. Социальные исследования, 1997-1998, № 1-12.

15. Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза. - М., 1996.


[1] Рубин Б., Колесников Ю. Указ. соч., С. 38.

[2] Там же, С. 39.

[3] Семашко А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (Социально-эстетическое исследование). Автореф. канд. дисс. Днепропетровск, 1969, С. 91.

[4] Власенко А. С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе. М., 1987, С. 54.

[5] Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1970, С. 243.

[6] Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР. Т. 3. М., 1968, С. 280-281.

[7] Мечников И.И. Этюды о природе человека. М. - Пг., 1983, С. 90.

[8] Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1984, С. 239.

[9] Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и социальные перемещения. – В кн.: Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. Свердловск, 1982, С. 4.

[10] Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 1995.

[11] Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Нижний Тагил, 1996.

[12] Жукова Т. И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации // Вопр. психол. 1973. № 5. с. 140-145.

[13] Выбор молодежью жизненного пути // Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника. 1988. с. 13.

[14] Брушлинский А. В.Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психол. журнал. 1991. №6

[15] Там же. С. 4.

[16] Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников высшей школы // Социол. исслед. 1994. №2. С. 55.

[17] Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994. № 3.

[18] Курлов А. Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования. – Москва-Уфа: изд-во УАИ, 1992. – 132 с.

[19] Кран Х., Лоу А., Черныш Н. И. Как живешь, студент? Некоторые результаты сравнительного социологического исследования проблем высшего образования на Украине и в Канаде // Филос. и социол. мысль. Киев, 1992. № 1.



2019-07-03 194 Обсуждений (0)
Новые формы обучения специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новые формы обучения специалистов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)