Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней



2019-07-03 170 Обсуждений (0)
Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней 0.00 из 5.00 0 оценок




Суды общей юрисдикции - суды, осуществляющие судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Они включают: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды звеньев (уровней):

• Основное звено - районные суды, военные суды гарнизонов и им равные;

• Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, военные суды видов Вооруженных сил, военных округов, флотов;

• Высшее звено - Верховный Суд РФ.

36

Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией. по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции.

Военные суды. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах .и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба1. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Судебный департамент. Федеральным конституционным законом при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента2. Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей3.

Департамент не вмешивается в осуществление правосудия. Кадровые,

ЧУ ,

финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим

органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

1 Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981г., федерального закона 1994г.

2 Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996г.

3 Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" от 8 января 1998г.

37

По отношению к судебным решениям нижестоящих судов Верховный Суд РФ выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам, республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и судам автономных округов, окружным (флотским) военным судам, Верховный Суд РФ вправе оставить без изменения приговор Верховного Суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа или их решение по гражданскому делу без изменения, а жалобы или протест без удовлетворения. Он может их отменить и направить дело на новое расследование или новое судебное рассмотрение, отменить приговор или решение по гражданскому делу и прекратить дело, изменить приговор, судебное решение по гражданскому делу, а также вынести новое решение по гражданскому делу.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью верховных

судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального назначения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, специализированных судов и мировых судей. Судебный надзор осуществляется как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия новых мер, направленных на единообразное и

38

правильное применение судами федерального законодательства. При этом объектом надзора могут быть только вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления, вынесенные любым судом РФ.

В соответствии с процессуальным законодательством по результатам рассмотрения уголовного дела в порядке судебного надзора Верховный Суд РФ может оставить принесенный приговор без удовлетворения, отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции и все последующие судебные решения и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или на новое судебное рассмотрение. Он вправе отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение. Верховный Суд РФ может отменить определения и постановления, вынесенные другими судами в порядке надзора, и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное

определение, а также внести в приговор, определение или постановление

^

соответствующие изменения.

Наряду с рассмотрением дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью федеральных судов общей юрисдикции, а также за деятельностью мировых судей Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику путем истребования дел и материалов, а также

39

ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства1. Рекомендации, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, принимаемых по результатам обобщения судебной практики, носят обязательный характер.

Наряду с рассмотрение дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и мировых судей Верховный Суд РФ осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ" и другими федеральными законами.

Представители Верховного Суда РФ вправе участвовать в обсуждении Федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ2. Это право также активно используется Верховным Судом РФ. Как вытекает из ст. 125 Конституции РФ, Федеральный Суд РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Верховный Суд РФ правомочен обращаться в Конституционный Суд РФ с такими запросами и на предмет проверки соответствия Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной

1 Это полномочие предоставлено Верховному Суду РФ ст. 126 Конституции РФ

2 Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ", ст. 33

40

власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. В таком же порядке Верховный Суд РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ   договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ. Представляется, что указанное полномочие может быть реализовано как Президиумом, так и Пленумом Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ в качестве совещательного органа образован Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Верховного Суда РФ. Официальным изданием Верховного Суда РФ является "Бюллетень Верховного Суда РФ", в котором публикуется информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В "Бюллетене Верховного Суда РФ" публикуются и иные постановления Пленума, а также постановления Президиума Верховного Суда РФ, Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ по конкретным делам, обзоры судебной практики, данные судебной статистики и другие материалы.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ являются учредителями Российской академии правосудия - государственного научно-

41

образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством РФ об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должность судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти. В Верховном Суде РФ функционируют органы судейского сообщества: Собрание судей Верховного Суда РФ и Квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, выполняет аппарат Верховного Суда РФ. Для выполнения функций в аппарате Верховного Суда РФ образуются соответствующие управления, отделы и службы. Структурные подразделения в аппарате Верховного Суда РФ осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями и инструкциями, утверждаемыми Председателем Верховного Суда РФ.

Верховный Суд наделен широкими полномочиями, а именно, рассмотрение дел в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд вправе оставить без изменения приговор Верховного Суда республики, краевого суда, суда

42

федерального значения, отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции.

43

Заключение

Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные акты,

литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы России судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы -Конституционный суд, Высший Арбитражный суд и Верховный суд имеют собственное функциональное предназначение. Конституционный суд, являющийся судебным органом конституционного надзора, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Верховный суд РФ, таким образом, является важнейшим звеном правосудия, высшим в системе судов общей юрисдикции.

Как и во всех судебных органах в деятельности Верховного суда демократизм занимает особое место, являясь важным принципом правосудия. Он закрепил такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах. Судьи, обладая единым конституционно-правовым статусом, независимы,

несменяемы и неприкосновенны.

44

Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, мак и второй инстанций. Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции.

Данная проблематика имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении принципов Демократизма и правосудия, понятия судебной власти, ее роль в современном государстве, понятия Верховного суда как высшего звена судов общей юрисдикции, его место и роль в судебной системе РФ. Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы, литературы ведущих правоведов и юристов, законов, а также возможность практического применения нормативно-правовых актов в своей работе.

45

Список литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ".

3. Федеральный закон "О судебном департаменте при Верховном суде РФ" от 8 января 1998 года.

4. Закон о Конституционном Суде 1994 г.

5. Закон "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 года.

6. Закон РФ "О статусе судей в РФ".

7. Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

8. Закон "О финансировании судов РФ " от 10 февраля 1999 года.

9. Закон "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции" от 3 декабря 1994 года.

10. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года.

11. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 декабря 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия".

12. Постановление Президиума Верховного совета РСФСР о количественном составе Верховного суда РФ от 16 марта 1992 года.

13. "Бюллетень Верховного суда РФ". Н.Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

46

15.Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Литература:

1. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999.

2. Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. -М., 1996

3. Божьев В. Правоохранительные органы РФ.-М., 1996.

4. Воронцов С.А. "Правоохранительные органы РФ".

5. Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. - М., 1996.

6. Ковалев М.А. "Правоохранительные органы РФ".

7. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. - М., 1995.

8. Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. - М., 1997

9. Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. - Спб., 1996.

10. Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. -М., 1996.

47


Приложение 1


Структура судов общей юрисдикции


Основное звено - районные суды,


военные суды гарнизонов и им равные


Среднее звено - верховные суды

республик, краевые и областные суды,

суды автономной области и


автономных округов, и др.


Высшее звено - Верховный суд РФ.


 

 

 

48


Приложение 2


Состав Верховного суда РФ


Пленум Верховного суда


Президиум Верховного суда


Судебная коллегия по гражданским


делам


Судебная коллегия по уголовным


делам


Военная коллегия


Кассационная коллегия


 

 



2019-07-03 170 Обсуждений (0)
Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)