Организационная культура как фактор личностного роста
На мотивацию индивида часто оказывает значительное влияние организационная культура. Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именно от нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в позитивном (идет личностный рост) или негативном (личностный рост ограничивается). Любой производственный коллектив всегда действует в условиях среды, которая непосредственно окружает человека и воздействует на его нервную систему, вызывая различные нервно-психические состояния. Это – "ближайшая среда", окружающая человека, его микромир, в котором он проводит одну треть своей жизни. В процессе взаимодействия работники взаимодействуют с окружающей их производственной средой (орудиями труда, людьми), проявляя тем или иным образом свое отношение к ней. Эти проявления эмоционально окрашенного отношения непрерывны и разнообразны. Вместе с рядом других факторов они создают в производственном коллективе своеобразную эмоционально-психологическую атмосферу, которую называют "психологическим климатом".1 Роль социально-психологического климата в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами.
_________________ 1. Ангелов Г.В., Шувалов С.Е. Социология управления. - К. - Одесса. - 1976. - С.171.
Прежде всего, морально-психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека. Особая значимость климата в системе условий человеческой деятельности определяется, во-первых, тем, что СПК характеризует ближайшие, самые непосредственные (в отличии от более удаленных и опосредованных) условия жизнедеятельности. Не менее актуально, во-вторых, что явление климата характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, психологические аспекты этой среды, ее психологическую атмосферу. Нельзя не учитывать, наконец, и то обстоятельство, что с климатом трудового коллектива связано представление о наиболее значимом в структуре всего образа жизни человека плацдарме его трудовой деятельности. В итоге роль социально-психологического климата коллектива как фактора существования, активности и формирования личности объясняется значимостью для человека обратной связи с окружающей его средой обитания, и, прежде всего, средой социальной жизнедеятельности. Духовная атмосфера коллектива, которая включает в себя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи. Если в коллективе преобладают стенические эмоции (т.е. повышающие жизнедеятельность организма работника, а отсюда – его трудовую активность), создается "положительный психологический климат". Если же в коллективе преобладают астенические эмоции (т.е. понижающие жизнедеятельность организма работников), такая производственная атмосфера именуется "отрицательным психологическим климатом". Первоосновой социально-психологического климата является следующее: внутрипроизводственные условия (условия физической среды, в которой работают люди); социально-психологическая обстановка труда (уровень морального и материального стимулирования труда); психофизиологическая и эмоционально-психологическая совместимость работников. Если будет отсутствовать хотя бы один из перечисленных факторов, нормальная рабочая атмосфера будет сорвана, психическая реактивность работников обострена и это скажется и на производственных показателях, и на психологических взаимоотношениях в коллективе (в форме социальных "взрывов" и конфликтов). Здоровая трудовая атмосфера в производственном коллективе, положительный эмоционально-психологический климат зависят от рациональной организации той "ближайшей среды", которая на производстве окружает людей и является детерминантом их психофизиологических и эмоционально-психических состояний. Понятие производственной социально-психологической среды включает в себя совокупное воздействие на человека природной среды, искусственной рабочей среды, социальной среды, санитарной среды, а также внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Производственная социально-психологическая среда как раз и есть то, что определяет ту или иную трудовую отдачу от каждого человека и условия его производственного обитания. Она включает в себя гармоническую оптимизацию всех подвидов трудового экологического пространства: внешнего (элементы физической среды и межчеловеческих отношений) и внутреннего (психофизические отношения ощущения человека в условиях комфортного устройства рабочего места – ячейки личного экологического пространства, определяющую профессиональную сохранность работника и его работоспособность). Оптимальные условия рабочей среды – социально-психологические и производственно-экологические, в которых трудится человек, служат залогом его высокой работоспособности. Для этого необходимо создать комфортные условия на каждом рабочем месте. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика структуры его проявлений. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках, рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.1
__________ 1. Парыгин Б. Социальная психология. - СПб., 1999. - С.467
В структуре проявлений СПК очевидно наличие двух основных составляющих – отношение людей к труду и их отношение друг к другу. Психологический климат коллектива обнаруживает себя, прежде всего в отношении людей друг к другу и к общему делу, но этим не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношении людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Следовательно, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее кристаллизуется в форму самоотношения и самосознания личности. На самочувствии личности в коллективе отражаются ее отношения в группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в ней. Самочувствие личности в определенной степени может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. Проведение своевременного анонимного анкетирования для исследования социально-психологического климата в коллективе (см. Приложение №2) позволяет выявить степень удовлетворенности работников по многим вопросам и при необходимости наметить перспективные пути их улучшения. В итоге, роль существования социально-психологического климата коллектива как фактора существования, активности и формирования личности объясняется значимостью для человека механизма обратной связи с окружающей его средой обитания и, прежде всего, социальной жизнедеятельности. Духовная атмосфера коллектива, которая включает в себя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи. Функция обратной связи реализуется в атмосфере коллектива за счет аккумуляции информации о психическом состоянии каждого члена, о его отношениях с окружающими, в преобладающем психическом настрое людей. Подчеркивая роль объективных факторов в создании атмосферы коллектива, нельзя недооценивать ответственность самих его членов за уровень морально-психологического состояния их совместной деятельности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |