Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления совершенствования социально-психологического климата (СПК) в коллективе.



2019-07-03 800 Обсуждений (0)
Направления совершенствования социально-психологического климата (СПК) в коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Совершенствование условий формирования СПК означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причем оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.

Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов:

1. Улучшение условий труда. При исследовании условий труда необходим их пофакторный анализ применительно к конкретному рабочему месту. Это важно, так как условия труда не только формируют отношение к нему, но и объективно обусловливают конечный результат.

2. Совершенствование организации и стимулирования труда. Совершенствование организации труда осуществляется по следующим направлениям:

- совершенствование форм разделения и кооперации труда;

- улучшение, организации и обслуживания рабочих мест;

- совершенствование нормирования труда, подготовка и повышение квалификации работников;

- рационализация режимов труда и отдыха.

По этому направлению нет четко определенных норм как в случае совершенствования условий труда. Здесь требуется углубленная исследовательская работа с использованием специальных методик.

Сложным и противоречивым в своем влиянии на СПК является действующая система стимулирования. Материальные и моральные стимулы являются стержневым моментом в формировании социально-психологического статуса человека в коллективе. Кроме индивидуальных особенностей личности на восприятие стимулов влияют групповое мнение, условия труда и быта, традиции, нормы и ценности.

Первоначальными условиями социально-психологически благоприятного восприятия системы стимулирования работников являются:

- понятность механизма связи усилий и вознаграждения;

- учет социально-демографических, личностных, индивидуальных особенностей работников и характеристик первичного коллектива (нормы, ценности, традиции).

3. Совершенствование социально-демографических характеристик коллектива. Социально-психологическая структура коллектива непосредственным образом влияет на процесс формирования СПК, так как выражает сущностную сторону личностных черт работника. Совершенствование структуры коллектива необходимо связывать с его производственными целями, кадровым потенциалом, общими условиями деятельности.

Необходимо соблюдение положения о достаточном разнообразии социально-демографических характеристик и положения о социально-демографических ограничениях на совместимость и срабатываемость участников трудового процесса. Так, в смешанных по полу коллективах выше культура общения; сочетание различных возрастных и образовательно-квалификационных групп создает лучшие предпосылки для сокращения сроков адаптации; молодежные коллективы более мобильны к освоению новой техники.

4. Совершенствование взаимоотношений и стиля управления. Взаимоотношения в коллективе - важнейший индикатор, указывающий на состояние СПК в коллективе. Часто о взаимоотношениях судят по степени конфликтности на определенном отрезке времени. При этом нежелательны не сами по себе конфликты, без них не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей.

Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями, традициями, ценностями, нормами.

Таким образом, регулирование СПК имеет специфику в соответствии с уровнем формирования и проявления климата. На уровне организации в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия, организация, стимулирование труда), в малой группе - те факторы, которые связаны с социально-психологическим настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне главное условие благоприятного СПК - формирование устойчивой трудовой мотивации.

Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)Под эффективностью работы коллектива понимается успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Заключение

 

Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.

При возникновении каких-либо проблем и сложностей в социальных отношениях трудового коллектива руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для совместного решения проблем, добиваться личного взаимопонимания и налаживания сотрудничества.

Можно сделать вывод, что совершенствование условий формирования социально-психологического климата (СПК) означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку.

Руководитель играет важную роль в создании благоприятного СПК коллектива организации. Создание нормальных взаимоотношений - основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации.

Изучение СПК коллектива необходимо для наиболее эффективного использования рабочей силы, т.е. для совершенствования, повышения эффективности организаций.

 


Список литературы

 

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ, 1999.

2. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.

3. .Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983.

4. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М/ Триада Лтд 1997.

6. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.

7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов М.: Норма-Инфра, 1998.

8. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.

9. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.

10. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .

11. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2000.

12. Егоршин Л.П, Основы управления персоналом: Учебное пособие. - Новгород:НИМБ, 2003.

13. 3акиров Ш.М., Савруков Н.Т. Менеджмент: Конспект лекций. -СПб.: Политехника, 2001.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.

15. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М., 1979 .

16. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / Практикум. - М.: Инфра-М, 1999.

17. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

18. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Экономико-юридический словарь. -Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2000.

19. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».

20. Интернет-источник: http://ru.wikipedia.org/wiki

21. http://www.psychological.ru

 


Приложение. Глоссарий

1. Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить [20]

2. Безработица вынужденная - безработица, вызванная отсутствием рабочих мест, соответствующих квалификации безработных специалистов. [20]

3. Безработица длительная - безработица в течение 8-18 месяцев, сопровождаемая общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени. [20]

4. Безработица добровольная - безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, низкую по сравнению с пособиями по безработице и социальным льготам. [20]

5. Безработица зарегистрированная - незанятое население, ищущее работу и взятое на учет. [20]

6. Безработица застрахованная - зарегистрированные безработные, получающие пособие. [20]

7. Безработица институциональная - безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. [20]

8. Безработица классическая - безработица, являющаяся результатом слишком высокой ставки заработной платы по сравнению с той ставкой, которая бы уравновешивала спрос на рабочую силу и ее предложение. [20]

9. Безработица маргинальная - безработица слабозащищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов. [20]

10. Безработица остаточная - безработица отдельных трудоспособных граждан, которые не могут найти экономически оправданного места работы, даже в условиях полной занятости. [20]

11. Безработица региональная - социально-экономическая ситуация в определенном регионе, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу. [20]

12. Безработица сезонная - безработица, связанная с колебанием количества рабочих мест в зависимости от времени года. [20]

13. Безработица скрытая - в рыночной экономике - наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу. [20]

14. Безработица структурная - безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. [20]

15. Безработица технологическая - безработица, возникающая при развитии автоматизации производственной деятельности. [20]

16. Безработица фрикционная - временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую. [20]

17. Безработица хроническая - отсутствие работы в течение длительного периода времени. [20]

18. Безработица циклическая - разница между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. [20]

19. Безработица экономическая - безработица, вызываемая конъюнктурой рынка - свертывание убыточных производств под влиянием закона о банкротстве и нежелание правительства поддерживать убыточные отрасли и предприятия. [20]

20. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. [8]

21. Воспроизводство - воссоздание израсходованных факторов производства посредством их последующего производства. [7]

22. Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются члены группы. [8]

23. Закономерности межличностных отношений - объективно существующие, существенные связи явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающих значительный отпечаток на его характер. [8]

24. Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. [20]

25. Занятость вторичная - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время. [20]

26.Занятость неполная - система трудоиспользования, при которой продолжительность рабочего времени значительно ниже нормативной, установленной для данного вида деятельности или профессии в данной организации или в отрасли. [20]

27. Занятость первичная - трудовая деятельность по основному месту работы. [20]

28. Занятость полная – 1. состояние занятости, при котором спрос на рабочие руки равен предложению; при этом работники могут найти работу, а предприниматели - работников в приемлемо короткие сроки; 2. уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут получить ее. [20]

29. Занятость потенциальная - показатель, характеризующий верхний предел занятости, который может быть достигнут при определенных условиях в том или ином районе. [20]

30. Занятость рациональная - занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны. [20]

31. Сверхзанятость - ситуация, при которой работник может увеличить полезность, увеличивая свой досуг и уменьшая доход. При этом предельная норма замещения досуга доходом превышает ставку заработной платы. [20]

32. Забастовка - крайняя форма проявления трудового конфликта; (организованное профсоюзом) коллективное прекращение работы рабочими и служащими, предъявляющими предпринимателю или государству экономические, социальные или политические требования. [20]

33. Забастовка быстрая - спонтанно организованная забастовка, спровоцированная каким-либо случаем на работе и возникающая без санкции профсоюза. [20]

34. Забастовка предупредительная - забастовка, которая предполагает краткосрочное прекращение работы и является выражением намерений перейти к более серьезным действиям, если требования работников не будут удовлетворены. [20]

35. Забастовка сидячая - забастовка, при которой работники приходят на свои места, но отказываются и выполнять работу, и покинуть рабочие места. [20]

36. Забастовка частичная - забастовка, в которой участвует часть рабочих и служащих предприятия или отрасли экономики. [20]

37. Забастовка экономическая - забастовка, вызванная неудовлетворенностью заработной платой или иными условиями работы. [20]

38. Занятость теневая - активное участие граждан в теневой экономической деятельности. [20]

39. Занятость эффективная - занятость, при которой сведена к минимуму циклическая безработица и существует достаточный резерв рабочей силы для структурных маневров в производстве. [20]

40. Коллективизм - нравственный принцип, противоположный индивидуализму, не терпящий себялюбия, своекорыстия и эгоизма, отдающий приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности. [17]

41. Коллектив - это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под его влиянием. [17]

42. Коллектив трудовой первичный - трудовой коллектив участка или подразделения. [17]

43. Коллектив трудовой неформальный - неформальная реальная общность, не имеющая юридического и фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, симпатий и практической пользы. [17]

44. Коллектив трудовой формальный - трудовой коллектив, созданный по воле руководства для организации производственного процесса. [17]

45. Коллективное поведение - тип поведения индивидов или социальных групп, ориентированный на достижение общих целей. [17]

46. Коллективное решение - управленческое решение, в разработке которого участвует весь персонал организации. [17]

47. Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. [4]

48. Конфликт трудовой - конфликт между работодателем и работниками или между работодателем и профсоюзом работников. [4]

49. Конфликтный коллектив – коллектив, характеризующийся отсутствием личных дружеских контактов, официальными связями его членов, высоким уровнем текучести кадров, низкой трудовой активностью. [4]

50. Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. [8]

51. Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. [20]

52. Миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. [20]

53. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения. [14]

54. Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. [14]

55. Нарушение трудовой дисциплины - неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. [20]

56. Нетрудоспособность - потеря трудоспособности в результате несчастного случая или болезни. [20]

57. Организованность1. умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними, хорошая взаимозаменяемость. 2. способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. [11]

58. Отношения с общественностью - система связей фирмы с общественностью, прессой, выборными учреждениями и общественным и организациями. [1]

59. Оценка работы - определение относительной сложности различных видов работ. [11]

60. Оценка результативности труда - направление деловой оценки персонала организации по уровню эффективности выполнения работы оцениваемым сотрудником. [11]

61. Подчиненный - должностное лицо, подчиняющееся старшему по должности. [12]

62. Предложение труда - выраженные работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях. [20]

63. Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и обусловленные определенным уровнем развития производительных сил и формой собственности. В свою очередь производственные отношения обуславливают классовую структуру общества. [11]

64. Профессиональный отбор - процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности человека на выполнение той или иной работы. [13]

65. Психологическое единство – это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий, положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, «пригнанность» всех членов группы друг к другу. [19]

66. Психологическая защита - психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний. [19]

67. Психологическая совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. [19]

68. Рабочая сила - физические и духовные способности человека, которые используются в процессе труда при создании товаров или оказании услуг. [20]

69. Работники умственного труда - обобщенная социальная группа работников, занятых преимущественно различными видами умственной деятельности: врачи, учителя и др. [20]

70. Руководитель - работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. [20]

71. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. [20]

72. Рынок труда закрытый - соглашение, по которому работодатели могут использовать труд только членов профсоюза. [20]

73. Рынок труда нерегулируемый - рынок труда, связанный со сферой хозяйствования, целиком или отчасти ускользающей от регулирующего воздействия государства и профсоюзов, что выражается в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и т.п. [20]

74. Рынок труда открытый - экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации, подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие и ученические места во всех секторах экономики. Различают официальную и неофициальную части рынка труда. [20]

75. Рынок труда первичный - рынок труда, который характеризуется высокой заработной платой, постоянной занятостью, высокой квалификацией работников. [20]

76. Рынок труда регулируемый - рынок труда, характеризующийся законодательным регулированием экономических социальных и трудовых отношений и развитой системой коллективных договоров как источника нормативного регулирования. [20]

77. Рынок труда частичный - рынок труда, в условиях которого факторы спроса и предложения рабочей силы действуют в весьма ограниченных рамках, определяющихся прежде всего проводимой в стране политикой поголовной занятости независимо от потребностей производства. [20]

78. Сверхаддитивный эффект - способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. [16]79. Слабосплоченный коллектив – коллектив, состоящий из ряда социально-психологических групп, имеющих своих лидеров, трудовые показатели которых, а также активность и дисциплина – различны. [19]

80. Содержание труда - совокупность физических и умственных действий работников, предусмотренных данной технологией и организацией труда. [20]

81. Социальная группа - совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п. [8]

82. Социальные отношения – 1. отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. 2. отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. [19]

83. Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти. [12]

84. Социальный статус профессии - обобщенный показатель сравнительного положения той или иной профессии среди других профессий. [13]

85. Социальная структура трудового коллектива - характеристика трудового коллектива по полу, возрасту, профессиям, национальностям и другим социальным показателям. [6]

86. Сплоченный (консолидированный) коллектив – коллектив с относительно стабильным составом работников, отношением дружбы и взаимного уважения, высокой дисциплиной и трудовой отдачей. [19]

87. Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций. [20]

88. Социально-психологический климат – это целостное социально-психологическое состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем. [19]

89. Сработанность — показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. [20]

90. Среднегодовая численность населения - средеарифметическая величина численности населения на начало текущего года и на начало следующего года. [20]

91. Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. [20]

92. Теоретическая численность населения - человеческая популяция в демографическом анализе и демографических моделях. [20]

93. Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и культурных ценностей. [20]

94. Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. [20]

95. Трудовой потенциал работника - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. [20]

96. Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. [20]

97. Численность населения - число людей в определенной их совокупности, рассматриваемой как население. [20]

98. Фактическая численность населения - количество людей, населяющих определенную территорию: район, город, страну и др. [20]

99. Условия труда - совокупность физических и химических воздействий производственной среды, которые испытывает человек на рабочем месте. [20]

100. Характер труда - социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, другими работниками, с предприятием в целом, который зависит от формы собственности, системы оплаты труда и распределения прибыли. [20]



2019-07-03 800 Обсуждений (0)
Направления совершенствования социально-психологического климата (СПК) в коллективе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления совершенствования социально-психологического климата (СПК) в коллективе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (800)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)