Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология больших социальных групп.



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Психология больших социальных групп. 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждый человек включен в различные социальные общности или большие группы. Существуют 2 вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. Это или определенная система объективных социальных связей- пол, возраст, национальность или стремление людей к объединению на основе общих целей и ценностей. По длительности существования выделяют долговременные и недолговременные. По характеру организованности есть стихийно возникающие и сознательно организованные. Можно говорить об условных и реальных группах. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. В своем развитии они проходят ряд этапов: 1. типологический - члены группы сходны собой по каким-либо признакам. 2. члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности. Уровень идентификации. 3. они осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей - уровень солидарности. Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики - когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно волевой. Когнитивная- коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание. Мотив-потреб- обще групповая мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы. Аффективная- чувства, эмоции, настроения. Регулятивно волевая - коллективная деятельность и групповое поведение. В действительности выделяют цели, структуру, субъектов и форм деятельности. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

 - социальные классы;

 - различные этнические группы;

 - профессиональные группы;

 - возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

2. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

3. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей.

4. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

 

Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

“У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах:

Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать.

Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего.

Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к “зачарованности”, овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера...

Психология денег.

Поскольку деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и накопления, особое значение приобретает то, как они реально воспринимаются и на основании этого используются людьми. Отношение к деньгам всегда субъективно окрашено и зависит от множества факторов. В рамках психоанализа в психологии уделяется особое внимание подсознательным мотивам поведения человека и патологически выраженным способам обращения с деньгами. Гольдберг и Левис предложили типологию личности, в которой деньги ассоциируются с властью, любовью, безопасностью, свободой и самовыражением. Типы «денежного сумасшествия»:

-«коллекционеры безопасности»- не доверяют другим, деньги снижают степень их тревожности, связанную с боязнью зависимости от других

«Жадные до власти» рассматривают деньги как силу, контроль и власть. Финансовые потери для них беспомощность и унижение

«Торговцы любовью»- параллель между любовью т деньгами, при этом либо деньги символизируют любовь, либо деньги и есть любовь, либо любовь можно купить-продать

«поклонники автономии»- деньги да достижения свободы и независимости.

Смысловые значение денег для человека является многомерным. Деньги иногда выступают как расширение своего Я., отождествляются с успехом. Установки в отношении денег связаны с социальными убеждениями. Существует связь между демографическими характеристиками, социальными нормами и ориентацией в отношении денег. Так называемый денежный стиль сильно зависит от пола. Мужчины склонны подчеркивать свою компетентность как в обращении с деньгами, так и в принятии на себя финансовых рисков, в то время как женщины нуждаются в деньгах, прежде всего как в средстве получения желаемых товаров и удовольствий. Деньги обладают также символическим смыслом. Для человека имеют также значение то, каким образом были полученные деньги.



2019-07-03 199 Обсуждений (0)
Психология больших социальных групп. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология больших социальных групп.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)