Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы



2019-07-03 176 Обсуждений (0)
Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок




Все более широкое использование средств массовой информации в воспитательном процессе ставит немало сложных проблем, как перед педагогами, так и перед школьниками.

Телевидение превратило зрителя в соучастника живого действия и уподобило общение с экрана общению с людьми. Выполняя самые многообразные роли, телевидение удовлетворяет социальную потребность людей в общении. Находясь перед телевизором, в одиночестве или в кругу близких, мы в соприкосновение с миллионами других людей. Способность телевидения связывать и объединять людей, помогать им общаться между собой независимо от расстояния, является его нравственной функцией. Трудно переоценить просветительскую и культурно-воспитательную роль телевидения, учитывая непосредственность, прямоту и открытость общения в сочетании с таким мощным орудием телевидения, как крупный план. Миллионы людей ежедневно по специальной программе слушают лекции ученых по разным предметам. Такие передачи как: «Сегодня в мире», «Очевидное невероятное», «В мире животных», «Клуб путешественников» открывают для человека новые области знаний и деятельности. Они пользуются огромной популярностью у зрителя.(65)

Главное средство телекоммуникации – телевизионная программа. Исследования показали, что больше половины свободного времени дети отдают кинематографу. Но для того, чтобы кино обогащало духовный мир молодого человека и доставляло подлинно эстетическое наслаждение, надо научиться правильно смотреть фильм, глубоко и критически оценивать его.

Сложившаяся в школе система воспитания охватывает различные стороны жизни и деятельности школьников. В последнее время на жизнь учащихся все большее влияние оказывает телевидение и кино. В связи с этим мы часто говорим о неразборчивости учащихся, неумении отличить хорошие фильмы от коммерческих подделок, равнодушии к подлинному искусству, поверхностном восприятии фильмов, неумении разобраться в психологических характеристиках героев фильма, постичь внутренне движении их мысли. Перед педагогами встает задача помочь школьникам ориентироваться в море фильмов, идущих на экране кинотеатров и телевизоров, формировать их культуру восприятия. (12)

Все дети любят мультфильмы, они готовы смотреть их часами. Но мало кто из взрослых – учителей, воспитателей, родителей – проводит хотя бы регулярное обсуждение увиденных мультфильмов, сказок, детских фильмов. А еще детям интересно и полезно узнать, как снимаются мультфильмы, как вообще возникло кино и многое другое. Очень важен и предварительный настрой на просмотр мультфильма или сказки. Опытный педагог должен просить детей обратить внимание на то или иное событие, поведение героев, музыку, звучащую с экрана. Лучше всего начинать эту работу одновременно с поступлением детей в школу.

Формой приобщения учащихся младших классов к миру кино должны являться киноклубы работающие при школах. Они носят названия: «В гостях у сказки», «Колобок», «Сказка за сказкой» и т.д. Данная работа важна и необходима для учащихся в познавательном плане. Например, знакомство с творчеством детского писателя для воспитания у них чувства доброты любви к природе, содержательного заполнения свободного времени. Однако культура восприятия кино, сказки воспитывается недостаточно; мало дается сведений о кино, его создании, истории, работе режиссера, оператора, просмотренные фильмы почти не обсуждаются. Обычно перед показом фильма выступает библиотечный работник или учитель, который кратко рассказывает ребятам о творчестве того или иного писателя; проводится небольшая викторина или конкурс, затем демонстрируется фильм. (30)

Просмотр фильмов, сказок, кинофильмов, несущих эстетическую и нравственную воспитательную нагрузку в сочетании с предварительным разговором до их просмотра, обсуждением после демонстрации и другими формами, а так же получение знаний из теории и истории кино в наибольшей степени способствует формированию у учащихся начальных классов культуру восприятия кино.

Главная задача киновоспитания и кинообразования заключается в воспитании истинных зрителей. Зрителей активных, творческих, обладающих высоким эстетическим вкусом, разнообразными интересами в области кино, любящих и музыкальную ленту и историческое полотно, и легкую комедию, и проблемный социальный фильм.

Основы киноискусства могут преподаваться в школах как предмет, факультатив и т.д. Эти формы киновоспитания интересны тем, что связаны с самостоятельной творческой деятельностью, на занятиях могут пробовать себя в качестве киномехаников, художников, организаторов обсуждения фильма, режиссеров и т.д. Активные формы кинообразования не только помогают узнать, что такое, например, мультипликация как вид искусства, но и попытаться создать собственные мультфильмы, не только понять, что киносценарий - основа фильма, но и попытаться сообща написать сценарий самим. Особое место в системе киновоспитания занимает творческое общение сверстников, которые во время дискуссии обсуждают различные этнические, специальные, идеологические проблемы, ищут параллели с литературой, живописью, музыкой. Так создается коллективное мнение о фильме и формируется собственное.

Исследования социологов, педагогов и работников телевидения показали, что большинство учащихся высказывало пожелание, чтобы учебные передачи были зрелищно привлекательными, такими же, как полюбившиеся художественные фильмы и спектакли. Жизнь наших сегодняшних детей невозможна без мультфильмов. Трудно найти ребенка, который не мчался бы к телевизору, заслышав веселую музыку заставки из серии «Ну погоди!». Психологам детского возраста было бы полезно еще раз глубоко, научно, проанализировать те механизмы, которые безотказно работают в этой серии. Какие физиологические потребности детского восприятия они удовлетворяют. И одновременно поразмышлять о том, что этот невиданный по своей долговечности и популярности цикл, таит в себе и определенные опасности. Не слишком ли маленький зритель привыкает к веселой, но несколько монотонной в своей «моторности» стилистике этих фильмов, не мешает ли ему это постепенно научиться смотреть совсем другие мультфильмы, в которых есть и серьезная мысль и поэзия и возможность подействовать на складывающуюся нравственную сферу детской души. (27, 11)

Лучшие передачи, фильмы и спектакли нашего телевидения направлены на воспитание у телезрителей серьезного, вдумчивого, уважительного отношения к художественным ценностям, к произведениям подлинного искусства. И недаром, как убедительно показывали социологические исследования в нашей стране, при демонстрации высокохудожественных многосерийных телевизионных фильмов, талантливо поставленных спектаклей, интересно построенных документальных, публицистических, образовательных или художественных программ, резко сокращалось у населения потребление воды, газа, прекращались телефонные разговоры и так же резко возрастало потребление электроэнергии. Миллионы людей включали телевизоры, чтобы посмотреть захватывающий их фильм, спектакль, передачу. При этом просмотр проходил в той же сосредоточенной тишине, которая возникает при просмотре произведения искусства в театре, в кино или при чтении серьезной книги. Но, конечно, взаимодействие между искусством и публикой носит не только однонаправленный характер, при котором активная роль принадлежит одному искусству. Вспомним слова К. Маркса о том, что для правильного восприятия искусства нужно быть художественно образованным человеком.

Это художественное образование и воспитание начинается с самых ранних лет, с первых детских сказок, рассказанных мамой, бабушкой или «Тетей Валей» из детской передачи, а так же другими средствами информации, которые в наше время все больше берут на себя функции нравственного и эстетического воспитания. Большую роль в воспитании художественного вкуса и понимания искусства играют детский сад, школа, радио и телевизионные передачи для детей, подростков, юношей и молодежи, помогающие наглядно, зримо и слышимо познакомиться с лучшими произведениями литературы, театра, изобразительного искусства, музыки, киноискусства. В этих передачах зрители могут встретиться с ведущими писателями, деятелями искусства, учеными и педагогами, которые в своих выступлениях стремятся раскрыть тайны художественного творчества, законы его восприятия. Так, телевидение не только доставляет нам на дом произведения искусства, но и помогает одновременно воспитывать организованность, любознательность, положительное отношение к искусству, стать художественно образованным и воспитанным человеком.

Телевидение способно заметно обогатить восприятие детского кинофильма, хотя в зрелищности малый экран и уступает большому. Ребенок вовлекается в игровую ситуацию, в своеобразный диалог с экраном.

Появление в 1938 году фильма А. Роу «По щучьему велению» можно считать началом истории киносказки в нашем искусстве. Это был рассказ о веселом, добром и простодушном человеке, о человеческом достоинстве, о подлинной любви к земле и ко всему живому, за что герой был вознагражден счастливой любовью. Роу объединил разные сказочные мотивы, он импровизировал, дописывал сцены, придумывал эпизоды, но остался абсолютно верен строю русской народной сказки, ее законам , ее эстетике. В каждом из героев фильма подчеркиваются черты характера, близкие детям. Даже когда усовершенствовалась техника кино, выросло операторское искусство и были открыты новые принципы съемки, фильмы Роу «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Кащей Бессмертный» и др. – не потеряли своей притягательной силы, они любимы и сегодня.

Чем теснее игра связана с идеей и внутренним строем фильма, тем ближе он детской аудитории. В таких фильмах атмосфера праздника, веселья, карнавала и нравственное переживание слиты в одно целое, а герои и зрители как бы соучаствуют в игре.

В чем секрет успеха телевизионного фильма «Приключения Буратино»? Конечно тут и хорошие актеры, и прелестные песни, сразу вдруг оказываются у всех на устах, и исполнение театральных и цирковых трюков, и славные куклы, и удачно подобранные исполнители детских ролей. Почему же Буратино получает золотой ключик? Счастливый? Итог борьбы? Победа смекалки?

Золотой ключик Буратино получает потому, что он ребенок. Обыкновенный ребенок с детским взглядом на вещи, детской непосредственностью и чистотой. «Не торопись взрослеть» - эти слова Тортиллы – ключ к пониманию фильма. Весь он пронизан детским мироощущением. Дети в нем нравственная мера, полнота бытия, сама подлинность проявления человеческой природы. Сегодня фильмы сказки для телевидения снимаются на многих студиях страны. В основе их – произведения фольклорные и литературные. О чем бы они не повествовали – о любви (белорусская лента «Пастух Янна»), о торжестве храбрости «Отважный Ширак», или о красоте и поэзии труда (грузинская картина «Три оплеухи»).Телесъемка всегда вызывает у зрителей «чувства добрые». В этом ее смысл и предназначение.

Условия, в которых растут и развиваются современные дети, мало чем походят на те, какие были еще несколько десятилетий назад. Научно-технический прогресс неузнаваемо изменил жизнь. Сегодняшние ребята ждут от фильмов, как и вообще от искусства, воплощение ритмов современности, современных форм современного языка. (49)

Кроме развлекательного телевидения есть и учебное телевидение. Научно-популярное кино рассказывает в общедоступной форме о развитии науки и техники и их влиянии на жизнь общества. С помощью специальных видов съёмки , замедленной, ускоренной, в рентгеновских лучах, микросъёмках научно-популярное кино показывает в динамике скрытые, малоизвестные стороны жизни растений и животных, процессы, происходящие в микромире живых клеток и в неживой природе. Оно наглядно демонстрирует действие физических законов, принципы работы машин, используя мультипликационное моделирование; даёт возможность наглядно представить явления, которые нельзя непосредственно наблюдать в природе, а также научные абстракции. Научно-популярные фильмы содержат объяснения теоретических и прикладных проблем естественных и гуманитарных наук, дают широкую информацию о научно-техническом прогрессе, рассказывают о творческой деятельности учёных, об истории науки, воспитывает любознательность зрителей. Например «Зачарованные острова». Режиссёр А.Н. Журиди. «Хочу всё знать», «Дерзайте, вы талантливы», «Кусто», «Животный мир Казахстана»…

В системе народного образования всё шире используются учебные фильмы, в том числе и по эстетическому воспитанию. Основной принцип учебного кино – педагогическая целесообразность использования в процессе обучения и воспитания. Учебное кино – одно из видов научно-популярного кино. (26)

Спортивное телевидение включает в себя трансляции наиболее популярных соревнований по различным массовым видам спорта и специальные передачи, такие как: «Спорт за неделю», «Стадион для всех», «Футбольное обозрение», «Если хочешь быть здоров»… Все они помогают миллионам ребят приобщиться к физической культуре. Телевизионные, спортивные репортажи, трансляции, передачи не только знакомят зрителей с самыми популярными видами спорта, раскрывают красоту и привлекательность спортивных состязаний, в которых сила, ловкость, доброта и красота существуют в неразрывном единстве. Спортивное телевидение убедительно показывает, что главная задача физической культуры и спорта – это формирование гармонично развитой, здоровой личности, которая обладает такими высокими человеческими качествами, как самоотверженность, мужество, благородство, честность, настойчивость в достижении поставленных целей не в одних лишь состязаниях, но и в учёбе и в работе, готовность прийти на помощь не только на спортивных площадках, но и в жизни. (27)

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет не только телевидение, но и периодическая печать. У нас в стране специально для детей издается много журналов – это «А почему?» журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. Рассчитан на детей от 6 до 12 лет. «А и Ф Детская Энциклопедия» - популярный красочный журнал расширяет кругозор юных читателей. Рассказы по широкому кругу знаний, естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству. «А и Ф ИКС-Пилот» (для мальчиков), «Колобок и два жирафа» - детский звуковой журнал, в котором сказки, игры, рассказы, загадки, веселые комиксы. Каждый номер журнала комплектуется аудиокассетой, «Бумеранг», «Веселые картинки», «Веселый затейник», «Винни-Пух», «Миша», «Мурзилка», «Ровесник» и другие. Необходимо изучать не только средства массовой информации как особой формы информации, но и предполагать организацию детей по поводу просмотренных передач, прочитанных журналов, газет, выработку навыков суждений и оценок этих передач и периодических изданий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей, любознательности учащихся.

Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы. (31)

 




2019-07-03 176 Обсуждений (0)
Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)