Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные угрозы глобализации и роста ТНК



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Основные угрозы глобализации и роста ТНК 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополизация рынка

Основная угроза от деятельности транснациональных корпораций - монополизация локальных рынков. Имея значительные финансовые ресурсы, корпорации скупают более мелких конкурентов, или уничтожают их при помощи демпинга, а затем производят повышение цен, получая от этого сверхприбыль. Такие действия особенно оправданы в капиталоемких и наукоемких отраслях промышленности. Так компания Боинг, поглотив несколько американских компаний - производителей самолетов, фактически разделила с европейским Эйрбасом рынок мирового гражданского самолетостроения на двоих. Также широко известно расследование ценового сговора ассоциаций Мастеркард и Виза, мировых лидеров карточного бизнеса, завышавших тарифы для своих членов.

Монополизация является неоспоримым злом для любой экономики, поскольку завышение цен ведет к росту инфляции, получению неправомерных доходов, утере контроля за производительностью труда и эффективностью в отрасли.

Единственным действенным средством борьбы против монополий является работа антимонопольных органов, следящих за наличием конкуренции на рынках. Но если работа европейской и американской служб заметна и эффективна, то у небольших гораздо меньше средств влияния на монополистов. Единственным механизмом защиты становится государственная поддержка локальных производителей с целью поддержания должного уровня конкуренции.

Угроза суверенитету малых государств

Влияние транснациональных корпораций на экономику государств непрерывно усиливается. Обладая огромной финансовой мощью и влиятельной политической поддержкой, крупнейшие корпорации могут диктовать условия не только конкурентам, но и целым государствам. Обычно такого рода диктат осуществляется с применением серьезной поддержки политиками и дипломатами, средствами массовой информации и даже путем прямого подкупа чиновников. Примером такой деятельности может служить нашумевший контракт американской компании Халибертон по восстановлению инфраструктурных объектов в Ираке.

По основным экономическим показателям, таким как товарооборот, доход, количество сотрудников, крупные корпорации превосходят многие развивающиеся страны. Именно с этим связываются основные опасения аналитиков по поводу возможности негативного экономического и политического давления компаний на малые страны.

Для справедливости необходимо отметить, что эта угроза противниками глобализации несколько преувеличивается. Сравнивая могущество отдельных корпораций и малых стран, некоторые аналитики сравнивают валовой внутренний продукт государств с объемом продаж ТНК. Получается, что крупные корпорации занимают половину мест из списка 100 главных экономических субъектов мира [2, стр. 225].

Однако, данный анализ не совсем корректен, ведь ВВП - это сумма добавленной стоимости, произведенной в стране, а объем продаж это сумма добавленной стоимости, произведенной компанией и ее затрат. С учетом данного замечания, необходимо сравнивать ВВП стран с объемом добавленной стоимости ТНК. Подобная корректировка значительно изменит картину. Например, в 2000 году объем продаж компании "Дженерал Моторс" составил 185 миллиардов долларов, а добавленная стоимость - 42 миллиарда, продажи компании "Форд" - 170 миллиардов, а добавленная стоимость - 47 миллиардов, компании "Роял Датч/Шелл" -149 и 36 миллиардов соответственно.

Противники корпораций утверждают, что в список ста крупнейших субъектов мировой экономики входит 51 ТНК, а в "список пятидесяти" - 14 ТНК. Однако при анализе показателей добавленной стоимости цифры составят 37 и 2, соответственно.

Также важным фактором, упускаемым часто из виду при сравнении показателей корпораций и стран, является различная природа их функционирования. Если основным механизмом деятельности компаний является рынок, соотношение спроса и предложения, то суть государства - обеспечение соблюдения общих правил и норм при помощи репрессивного аппарата. Эти две функции пересекаются незначительно, существенно ограничивая возможность взаимного влияния.

Угроза экологии

Под давлением правительств и общественных организаций, вводящих все более жесткие экологические нормы и увеличивающих сборы за загрязнение окружающей среды, производственные корпорации переносят грязные производства в бедные страны. Это неизбежный процесс, идет как бы "выдавливание" экологически вредных производств. Страны, куда эти производства переносятся, получают компенсацию в виде роста производства и экспорта, открытия новых рабочих мест, притока инвестиций.

Однако по мере роста влияния глобальных природозащитных организаций, и развития самих бедных стран, эта тенденция неизбежно сойдет на нет. Потребительское отношение к природе не в моде и у самих компаний, заботящихся о своем имидже в глазах общества.

Глобализация глобализаторов

Традиционно считается, что глобализация - это покорение мирового рынка компаниями Европы и Америки. Но в 2005 году произошли несколько событий, которые показали всему миру, что это уже не так. Попытки китайских компаний Haier и China National Offshore Oil Corporation ( CNOOC ) поглощения именитых американских конкурентов Maytag и Unocal вызвали бурю национализма в США и были отвергнуты под натиском противников "Китайской экспансии". Очевидно, что глобализация - это многовекторный процесс, и американским "патриотам" придется смириться с натиском китайских корпораций так же, как они в свое время смирились с приходом японцев.

И хотя вопрос национальной принадлежности той или иной ТНК уже совершенно неоднозначен, и в большинстве своем сводится лишь к месту размещения головного офиса, он продолжает нервировать общество. Например, в июне этого года президент Франции Жак Ширак потребовал от правительства защитить стратегические компании страны от поглощения иностранцами, в связи с возможной продажей крупнейшего предприятия французского пищепрома - корпорации Danone американской PepsiCo.

Но вопрос продажи национального достояния является далеко не самой главной угрозой развитым экономикам со стороны развивающегося Востока. Рынок трудовых ресурсов активно глобализируется, делая неэффективным использование дорогой европейской и американской рабочей силы.

Международные корпорации одна за другой сокращают персонал в Западной Европе. В конце июля International Business Machines объявила, что 70% из запланированных 14 500 увольнений придется на Европу, прежде всего Германию, Францию и Италию - три крупнейшие экономики еврозоны. Шведский производитель бытовой техники Electrolux собирается закрыть 27 европейских фабрик: из-за дороговизны рабочей силы компания хочет перенести основные промышленные мощности в Восточную Европу и Мексику. General Motors сокращает 12   000 человек в Европе, включая треть из 32 000 сотрудников германского филиала. Сокращения GE в США куда менее масштабны. Sony закрывает фабрику по производству проекционных телевизоров в Уэльсе: выручка падает из-за постоянного снижения цен на модели с плазменными экранами.

Глобализация набирает обороты, и Европу все чаще обходят другие страны. Европейцы - дорогие работники, кроме того, в ЕС высокие налоги с зарплаты и жесткое трудовое законодательство. Поэтому союзу сложнее, чем США, конкурировать с новыми мировыми центрами производства, включая Китай. Зачастую компании переносят туда производство вслед за конкурентами. Например, Electrolux сократит производство в Западной Европе, чтобы не отстать от соперников, которые уже наладили сборку в странах с более дешевой рабочей силой.

Потребители уже не готовы “платить дополнительные деньги за то, что продукт произведен в определенной стране”, они смотрят только на цену и брэнд, объясняет пресс-секретарь Electrolux Якоб Броберг [5].

Сокращать лишние мощности предприятия вынуждает и устойчиво низкая потребительская активность в Европе. Из-за стагнации продаж в регионе обострилась ценовая конкуренция между автопроизводителями. Это оказалось на руку входящим на рынок азиатским компаниям, чьи фабрики расположены в Центральной и Восточной Европе, а производственные издержки низки. Традиционные лидеры - GM и Volkswagen - выпускают автомобили в Германии и отступают под натиском японских и корейских конкурентов. Сказываются и низкие темпы общего экономического роста.

Облегчения для ЕС не предвидится - транснациональные корпорации скорее всего продолжат сокращения во все новых отраслях. Например, металлургов может заинтересовать быстрый рост производства стали в КНР и Индии, из-за которого уже начали падать мировые цены. Европейцам сложно конкурировать здесь из-за укрепления евро. Несколько европейских сталелитейных компаний уже объявили об ожидаемом сокращении производства в III квартале. Люксембургская компания Arcelor, вторая в Европе после голландской Mittal Steel, сообщила, что будет сокращать долю продукции своих бельгийских, немецких и французских предприятий в общем объеме выпуска. Производство в Бразилии, Аргентине и Китае будет, напротив, расширено.

Корпорации и общество

Для ограничения негативных последствий международного бизнеса было принято решение ООН о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснационализации производства и капитала нуждаются в корректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрила проект конвенции "Нормы ответственности транснациональных корпораций", возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы.

В последние годы в качестве нового компромисса было предложено понятие "социальная ответственность бизнеса". Его сторонники утверждают, что акционеры заинтересованы в том, чтобы компании стали думать и о социальной стороне своей деятельности. Ведь в противном случае они могут нести и финансовые потери. Например, большую часть продукции Gap и Nike производят подрядчики, в основном в азиатских странах, где труд дешевле. Выяснилось, что на этих производствах были плохие условия труда, работало много детей, женщины подвергались сексуальным домогательствам. В ответ Gap и Nike пригласили на фабрики независимых инспекторов, пообещали договориться с подрядчиками о минимальных условиях организации труда, призвали сообщать им любую информацию о нарушениях. В компаниях утверждают - чтобы процветать, им необходимо согласие в обществе. Ведь люди в тех же США не захотят работать в компании, которую обвиняют в эксплуатации сотрудников. В Ассоциации британских страховщиков, члены которой владеют акциями многих публичных компаний, говорят, что социальная ответственность бизнеса - это попросту управление рисками [4].

Что бы бизнесмены ни говорили о социальной ответственности, конкуренция между компаниями всегда будет заставлять их искать преимущества. Это могут быть новые технологии, но главным всегда будет оставаться снижение расходов: перевод бизнеса в страны с низкими издержками, сокращение персонала и др. Но даже самые агрессивные компании будут подвергаться давлению: правительства, СМИ, некоммерческие организации будут требовать думать не только о финансовых, но и социальных вопросах. Компаниям придется идти навстречу, но в какой-то момент более активные конкуренты могут заставить их отказаться от своих социальных обещаний либо им придется сползать вниз в списках крупнейших компаний мира. С этой точки зрения длящийся уже более века спор о том, для чего нужны компании и в чьих интересах они действуют, это спор без конца.

Заключение

Развитие транснациональных корпораций - естественный процесс эволюционных перемен в мировой экономике. Основной угрозой такого развития является глобальна монополизация отдельных рынков, и роль государств - активно бороться с этой угрозой.

В то же время, стоит признать, что большинство опасений по поводу опасностей глобализации сильно преувеличены и противоречивы. Основную опасность скорее несут в себе бездумные действия правительств по, якобы, защите национальных экономик.

Транснациональные корпорации стали полноправным и значительным субъектом международных экономических отношений и являются необходимым звеном процесса повышения глобальной производительности труда и повышения уровня жизни людей на всей планете.

Список литературы

1. Полякрв В.В., Щенин Р.К. (ред.) Мировая экономика и международный бизнес: учебник. - М.: КНОРУС, 2005

2. Бхагвати Д. В защиту глобализации.- пер. с англ. - М.: Ладомир, 2005

3. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина паблишер, 2002

4. Financial Times, 11.06.2005

5. Wall Street Journal, 01.08.2005

 



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Основные угрозы глобализации и роста ТНК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные угрозы глобализации и роста ТНК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)