Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации



2019-07-03 256 Обсуждений (0)
Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более пятнадцати лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. В это время создавалась нормативная правовая база, регулирующая деятельность предпринимательства, разрабатывались механизмы государственной поддержки. «Наивно предполагать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий» [26]. Существует ряд сфер и отраслей Российской экономики, в которых малый бизнес играет важную роль.

Во-первых, это все сферы предоставления услуг, в том числе технических, включая техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения.

Во-вторых – товарные операции, связанные с покупкой товаров, а также посредническая деятельность. Этот сектор экономики играет важную роль в создании необходимой атмосферы конкуренции, способствующей быстрому реагированию на любые изменения рыночной конъюнктуры, в потребительской сфере заполнять образующиеся ниши, создание дополнительных рабочих мест, является основным источником формирования среднего класса.

Какая роль малого бизнеса в экономике?

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен сравнительно быстро окупаться, своевременно заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере.

В-третьих, – создавать конкуренцию.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), малый бизнес создает дух предпринимательства и ту среду, рыночная экономика без которых не сможет существовать. Важность малого бизнеса состоит еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за нахождение на рынке, они вынуждены постоянно адаптироваться к текущим условиям рынка, развиваться, ведь чтобы продолжать работать, и получать средства к дальнейшему существованию, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. На предприятиях малого бизнеса более высокая эффективность труда, небольшие организации с наименьшими затратами удовлетворяют потребности потребителей в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и при этом обеспечивает большую занятость. Основным условием развития малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.

Основной задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в российском обществе становится – формирование среднего класса. Для решения поставленной задачи, требуется создание благоприятных экономических и правовых условий для интенсивного развития среднего и малого предпринимательства в России, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижение уровня безработицы, позволяющего потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

В современных условиях малое предпринимательство относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).

Практика показывает, что научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы малых предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг и занятости, ценовая конкуренция дают возможность государству получать значительные средства в виде налоговых поступлений – и все это вложения малых предприятий в экономику страны.

До вступления в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2008 г. Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), сфера развития и поддержки малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

Однако положения этого нормативного акта во многом устарели и пришли в несоответствие с условиями функционирования российской экономики и современным законодательством. Кроме того, ряд положений Закона N 88-ФЗ был отменен, в результате чего этот Закон практически перестал применяться на практике, что определило необходимость принятия нового, актуального и способствующего эффективному развитию экономики нормативного акта.

Более того, в связи с развитием внешнеэкономических отношений возникла необходимость обеспечения сопоставимости законодательств Российской Федерации и стран Европейского союза.

Все эти причины легли в основу принятия Закона N 209-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки [34], направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью принятия Закона N 209-ФЗ является создание нормативно-правовых рычагов и механизмов, с помощью которых обеспечивалось бы создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых и средних предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

На законодательном уровне (Закон N 209-ФЗ) введены такие понятия, как "субъекты среднего предпринимательства", "микропредприятия", "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", "поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" и т.д. [31]. Отмена действовавшего Закона (Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") привела к упразднению таких понятий, как "льготное кредитование субъектов малого предпринимательства", "льготное страхование субъектов малого предпринимательства". Исключено из законодательных документов понятие "общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства", существенно снизилась роль специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства (в ст. 15 Закона N 209-ФЗ о государственных и муниципальных фондах поддержки предпринимательства упоминается лишь вскользь.).

В Законе N 209-ФЗ более значимая роль в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же Закон в данной сфере стал более общим и рамочным.

Следует отметить, что если организации в силу Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" относились к субъектам малого предпринимательства, а в соответствии с условиями Закона N 209-ФЗ не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то они сохраняют право на предусмотренную ранее поддержку согласно федеральным, региональным и муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г.

Основными целями государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в России являются:

- создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса;

- ускоренное развитие данного предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды;

- увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

Однако на практике малый и средний бизнес сталкивается с множеством проблем, которые достаточно тесно связаны с проблемой повышения эффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства [31].

В Законе N 209-ФЗ существует достаточно много способов и механизмов воздействия на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, однако его реализации способствовало бы закрепление в нормативных актах конкретных форм, порядка осуществления представительских полномочий малыми и средними предприятиями.

Проанализировав нормы статей Закона N 209-ФЗ, можно сделать основной вывод о том, что, хотя ст. ст. 9, 10, 21 - 25 Закона N 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства, в этом Законе не содержится ни одной нормы, которая могла бы непосредственно применяться на практике без принятия дополнительных подзаконных актов, федеральных и иных программ.

Кроме того, с учетом норм, которые содержатся в ст. 27 Закона N 209-ФЗ, можно предположить затруднительную реализацию его на практике, т.е. положения Закона останутся действующими лишь на бумаге до тех пор, пока каждый субъект РФ будет переписывать его для себя, опираясь на универсальные правила, принятые для всей страны.

И, тем не менее, совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса говорит о признании со стороны государства социально-экономической важности деятельности малого и среднего бизнеса для нашей страны.

 



2019-07-03 256 Обсуждений (0)
Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)