Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие закономерности воспитания



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
Общие закономерности воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность процесса воспитания, его особенности, общие закономерности

Под воспитанием в широком смысле понимается подготовка подрастающих поколе­ний к жизни. Изначально воспитание ребенка носит «стихийный», незапланированный характер, это скорее повседневное влияние, кото­рое оказывают родители, родственники и окружение на раз­витие и формирование подрастающего человека.

С момента попадания ребенка в систему образовательно-воспитательных учреждений, его воспитание начинает осуществляться в рамках педагогического процесса.

Процесс воспитания (как педагогический) — целенаправ­ ленная, специально организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осу­ществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).

При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

 

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Воспитание способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Цели и задачи воспитания

Основной целью воспитания является оказание помощи личности в разностороннем развитии. Она конкретизируется через комплекс задач:

 

1. Формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

2. Гармоничное развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

3. Овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

4. Формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

5. Развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

6. Обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

 

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников: самого воспитанника, семьи, школы, окружения, коллектива, литературы, искусства, СМИ, общества в целом.

Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

 

Общие закономерности воспитания

Закономерности - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет доби­ваться эффективных результатов в развитии и формировании лично­сти. Знание закономерностей воспитания создает условия для про­гнозирования воспитательной работы, придает ей глубокую содер­жательную и методическую осмысленность, дают более или менее конкретное пред­ставление о том, как оно должно осуществляться на практике:

 1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятель­ность. Нельзя воспитать у него трудолюбия, коллективизма, не во­влекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел. Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляет­ся иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответст­вующие его возрасту общественные отношения.

Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельнос­ти. К ним, в частности, относятся:

учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в про­цессе которой решаются задачи умственного и технического разви­тия;

гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий разви­тие всех других сторон развития личности;

морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, ин­валидами и т.д.);

художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстети­ческому развитию;

физкультурно-оздоровительная, и спортивно-массовая работа, обеспе­чивающая физическое развитие.

 

Б) Воспитание есть стимулирование активности формируемой лич­ности в организуемой деятельности.

Указанная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при усло­вии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Примеров тому множество. Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные спо­собности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-по­знавательной деятельности. Равным образом собственная активность личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздорови­тельной, морально-познавательной, нравственно-практической и ху­дожественно-эстетической деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рука­ва, эта деятельность практически не развивает его. Вот почему пра­вильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить.

 Настоящий воспи­татель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».

Большой движущей силой активности и развития человека явля­ется интерес. Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой дея­тельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворе­ние, что и побуждает его к проявлению активности.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения. Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятель­ности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

В) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уваже­ние к личности в сочетании с высокой требовательностью.Психологи­ческой основой этой закономерности является то, что характер отно­шений педагога к воспитываемой личности вызывает у последней опре­деленные эмоционально-чувственные переживания, которые не­посредственно сказываются на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжела­тельностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспи­тательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащих­ся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитан­ником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспита­тельное влияние педагога будет вызывать у последнего отрицатель­ные переживания и лишаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует «подделывать­ся» под учащихся, заигрывать с ними и потакать их прихотям. В во­спитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержа­нием необходимого порядка в работе и поведении.

Г) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

Если цели и намерения личности реализуются, она переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же слу­чаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внут­реннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психическо­го напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Подтверждением тому являются факты, когда тот или иной школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться. Вот почему, включая учащихся в разнообразные виды деятельности и стимулируя их активность, необходимо обес­печить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каж­дый из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызы­вала у них положительные эмоциональные переживания и в поряд­ке обратного воздействия стимулировала их активность и личност­ное развитие. Это относится не только к учению, но и к другим видам деятельности – труду, спортивным занятиям и т.д. Только от­крывая перед учащимися перспективы их роста и личностного со­вершенствования, можно добиться необходимых успехов в их вос­питании.

Д) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на поло­жительные качества учащихся.

Суть дела в том, что критика и осуждение недостатков в поведении того или иного школьника не только не снимают у него негативных психологичес­ких переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся не­достатки, в определенной мере обладают отрицательным внушаю­щим воздействием. П.П. Блонский считал, что в этих случаях гораз­до эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему ре­альной помощи в преодолении возникших трудностей.

Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектиро­вать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задат­кам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков. Выдающийся педагог подчеркивал: «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом».

Е) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуаль­ные особенности учащихся.На поведении и развитии личности, так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особен­ности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся на­ходится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учите­ля. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное раз­витие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредован­ный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.

Ж) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллек­тив.

Важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективиз­ма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что указанная цель может быть достигнута только при условии, что лич­ность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого вос­питанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием кол­лектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоро­вой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и худо­жественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педаго­гической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разносто­роннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчи­тывать на высокую эффективность воспитания.

З) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласо­ванности педагогических усилий учителей, семьи и общественных органи­заций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании актив­ное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут синхронизированы и будут действовать в различ­ных или тем более в противоположных направлениях, воспитатель­ная работа не будет давать желаемого эффекта.

 «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса».



2019-07-03 179 Обсуждений (0)
Общие закономерности воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие закономерности воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)