Тема 11. Нормативно-правовые акты: их виды и действие
Нормативные правовые акты любой страны современного мира составляют единую систему, где каждый отдельный нормативный акт занимает строго определенное место в соответствии с его юридической силой, зависящей от уровня публично-властной компетенции принявшего этот акт органа государства. В этой системе выделяются два главных уровня нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты. Законы – это нормативные правовые акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти по четко определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие юридические нормы для регулирования наиболее значимых для социума групп общественных отношений. Закон представляет собой базовый элемент в системе нормативных актов, высшую форму современного права. Законы составляют основу правовой системы страны, на которой базируются все ее другие элементы. По совокупности законов, охвате урегулированных ими различных сфер общественных отношений, состоянию их реализации в жизни социума обычно судят о количественной и качественной сторонах системы законодательства. От других нормативных актов законы отличаются тем, что: – принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную «ветвь» государственной власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной «ветвей» государственной власти; – конституцией страны, регламентами высших представительных (законодательных) органов государства четко прописан порядок принятия законов, включающий указание: лиц, имеющих право выступать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосования по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу; – содержат юридические нормы, регулирующие наиболее важные для социума общественные отношения и составляющие исходную базу для их более детального регулирования подзаконными нормативными актами; – обладают высшей юридической силой, согласно которой их содержанию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия - действуют правила, предусмотренные законами. В зависимости от роли и места в системе нормативных правовых актов законы подразделяются на: – конституции (основные законы), закрепляющие основы общественного и государственного строя, правовой статус личности и пр.; – конституционные законы, непосредственно вытекающие из конституций; – остальные или текущие (обыкновенные) законы. Кроме того, в федеративном государстве, каковым является и Российская Федерация, законы подразделяются также на: – федеральные законы; – законы субъектов федерации. Все остальные нормативные акты являются подзаконными. Подзаконные нормативные акты – это официальные акты, принимаемые органами исполнительной «ветви» государственной власти во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов. Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем – это нормативные правовые акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систему законов. Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящими в «ветвь» исполнительной власти государства и, как правило, имеют специфические названия. Так, в Российской Федерации Президент РФ принимает указы и распоряжения, Правительство РФ - постановления и распоряжения, министерства – главным образом, приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают главы субъектов Федерации, их исполнительные органы (правительства, администрации, министерства, управления, департаменты): такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, распоряжения. В качестве подзаконных выделяют нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления. Подзаконный характер имеют решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов. Это касается и локальных нормативных актов, принимаемых в рамках отдельных организаций (их уставов, положений, инструкций). Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах. Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам, которые обязательны к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принявшего их органа в системе органов исполнительной «ветви» государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы. Действие нормативных актов – это обязанность их исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц. Порядок действия нормативных актов – это общие правила вступления данных актов в юридическую силу с определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, а также прекращения действия. По общему правилу, нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В современной России существуют следующие правила о времени вступления нормативного акта в силу: – указание в самом нормативном акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия; – указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление нормативного акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.п.); – если в принятом нормативном акте нет таких сведения, как дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством РФ общие правила. Так, федеральные законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории РФ по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике («Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации»). Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации Минюстом России, если в самом акте не указан более поздний срок начала их действия. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Нормативные акты теряют силу по различным обстоятельствам. Акт временного действия – по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения или военного положения и т.п.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, если его содержание противоречит этому акту. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору РФ (согласно установленному ч.4 ст.15 Конституцией РФ принципу приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством). Нормативный акт перестает действовать, если он специальным решением Конституционного Суда РФ признан неконституционным. По общему правилу, закон не имеет обратной силы. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, то есть если преступление совершено (или гражданско-правовой спор возник) в то время, когда действовал старый закон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый. Правило запрета обратного действия закона, установленного еще в римском праве, – это один из принципов цивилизованной правовой системы. Он обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под надлежащей защитой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом. В то же время юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет»: – закон имеет обратную силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до его вступления в силу. Так, ч. 1 ст. 4 ГК РФ установлено, что «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом»; – имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. По общему правилу, нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории РФ; нормативные акты ее субъектов – на территориях соответствующих республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального подчинения и т.п. В отдельных случаях нормативный акт может распространять свое действие на определенную часть территории (районы Крайнего Севера и приравненные к ним и пр.). Ограниченное территориальное действие обычно предусматривается в самом нормативном акте. Действие нормативного акта по лицам означает его применимость к определенной категории субъектов права (лицам, органам, организациям). Законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории – на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), должностных лиц, государственные органы, юридические лица. На граждан РФ ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом (уголовная ответственность за преступления, регистрация актов гражданского состояния и пр.). Одновременно с этим некоторые российские законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть, выделяемую на основе какого-либо общего признака (государственные служащие, военнослужащие, студенты, пенсионеры, работники транспорта и т.п.).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |