Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендуемые учебники и учебные пособия



2019-07-03 205 Обсуждений (0)
Рекомендуемые учебники и учебные пособия 0.00 из 5.00 0 оценок




ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

 

ТЕМА № 1

 

«ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДЕЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ДЕЛА В ДРЕВНЕМ МИРЕ И ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ».

Лекция 1/1

«ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ

ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДЕЛА».

 

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

квалификация «бакалавр»

 

Утверждено на заседании кафедры СДПП

                                                                  от «___» __________ 201__ протокол № __

Донецк – 2018

 

Лекция 1/1

«ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ

ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДЕЛА».

План


Вступление.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

Объект и предмет исследования военной истории.

2. Структура, методы, основные понятия, категории и функции истории военного дела.

Роль и место военной истории в системе подготовки офицера и в его последующей деятельности.

Заключение.

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973.

2. Военная Энциклопедия: В 8 т. М., 1994—2003.

3. Голушко Ю.А., Колесников А.А. О долге и чести воинской в Российской ап-мии. М., 1991.

4. Двухсотлетие Военного министерства. 1802—2002 гг. Очерки истории Военного министерства. М., 2003.

5. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974.

6. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860—1870 годов в России. М., 1952.

7. Зимонин В. П., Золотарев В.А., Козлов И.А. и др. История флота государства Российского. В 2 т. М., 1996.

8. История военного искусства: В 4 кн. Книга 1: Военное искусство с древнейших времен до Великой Отечественной войны Советского Союза. М., 1961.

9. Отечественная военная история: В 3 т. М., 2003. Т. 1.

10. Тарле Е.В. Крымская война. М; Л., 1950. Т. 1—2.

11. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1937.

Вступление.

Курс «История военного дела» как наука и как учебная дисциплина, изучаемая в высших учебных заведениях, имеющих профельное направление – итог ее длительного развития. Эта дисциплина состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

 «История военного дела» изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооруженной борьбы и ее обеспечения, так и на невоенных формах и средствах борьбы во время войны — экономических, дипломатических, идеологических и других. Все это обеспечивает объективный, конкретно-исторический подход к рассматриваемой войне.

Она зародилась в глубокой древности в форме простейших повествований о войнах и сражениях, о деятельности полководцев и военачальников в Египте, Ассирии, Китае, Персии, в странах античного мира (Древней Греции, Древнем Риме). Собственный путь имеет отечественная военно-историческая наука. Первоначальной формой освещения военно-исторических событий были летописи, которые велись на княжеских дворах и при монастырях. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Это были описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно-следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определенные методы военно-исторических исследований, появляются военные историки-профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки.

Вопрос №1: Объект и предмет исследования истории военного дела.

Объект «Истории военного дела» - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания...

Предмет дисциплины - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Военная история, или военно-историческая наука, — совокупность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого, как нашей страны, так и других стран и народов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней.

Следовательно, объект военной истории – это военные события и явления прошлого и развитие военного дела с древнейших времен до наших дней.

Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понимания и объяснения. Военная история как наука изучает причинно-следственные связи и отношения, содержание и сущность военно-исторических явлений, обобщает исторический опыт решения национальных, политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия, как в условиях мира, так и во время ведения войны.

Она исследует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические закономерности вооруженной борьбы.

Составными частями военной истории (наиболее значимые свойстваобъекта) как учебной дисциплины являются:

- история войн,

- история военной мысли,

- история военного искусства,

- история строительства вооруженных сил,

- история вооружения и военной техники,

- источниковедение и др. (это ПРЕДМЕТ военной истории)

 

Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций, и прежде всего познавательную функцию, которая включает в себя момент оценки событий, ибо в войне, вооруженной борьбе действуют люди с их личностными и социальными особенностями, характерами и интересами.

История войн — фактологическая основа военно-исторической науки в целом, исследует социальную сущность войны как особого общественного явления, раскрывает причины и социально-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, оценивает силы и планы сторон, рассматривает ход военных кампаний, операций и боев, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества.

Исследования в области истории войн показывают, какую роль в ходе и исходе каждой конкретной войны сыграли народные массы, экономические, политические и моральный факторы, количество и качество войск, вооружения и военной техники, уровень полководческого искусства. Изучение истории подготовки, развязывания и ведения войн позволяет обобщить богатый военный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Изучая и синтезируя его, военно-историческая наука выявляет факторы, влияющие на ход и исход войн, сражений и боев, выделяет из них главные, определяющие. История войн представляет собой богатый материал для извлечения выводов и уроков, обоснованного решения современных проблем военной теории.

История военной мысли изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса, экономических, социально-политических и других факторов; выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса, вскрывает условия и факторы, способствовавшие развитию или, наоборот, торможению его.

История военного искусства исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев, вскрывает закономерности и тенденции развития стратегии, оперативного искусства и тактики. В ней синтезируются выводы и уроки из истории войн, истории строительства вооруженных сил, истории развития вооружения и военной техники, обучения и воспитания войск. Изучение и обобщение военного опыта многих поколений способствуют дальнейшему развитию современной военной науки.

История строительства вооруженных сил (ВС) исследует процессы и закономерности возникновения и развития ВС как по общим хронологическим признакам этапов их строительства, так и по структурно-организационным — видам и родам войск.

История вооружения и военной техники изучает процесс возникновения и совершенствования различных образцов оружия и военной техники, его закономерности и тенденции, анализирует уровень живучести и надежности оружия и военной техники в ходе военных действий, степень и характер влияния нового оружия и военной техники на строительство ВС, военное искусство, на моральный фактор и в целом на военное дело.

 

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом.

С военной историей также связаны: военная статистика, изучающая количественные показатели военных явлений и процессов, занимающаяся сбором, научной обработкой и анализом статистических данных конкретных явлений и процессов военного дела; геральдика гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематикаспециальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду ВС, специальным войскам и службам.

Вопрос №2: Структура, методы, основные понятия, категории и функции военной истории.

События военной истории как реального процесса всегда описывались и объяснялись посредством большого числа научных понятий. Их можно условно разделить на следующие:



2019-07-03 205 Обсуждений (0)
Рекомендуемые учебники и учебные пособия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендуемые учебники и учебные пособия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)