Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности.
ТЕМА 3. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Понятие и сущность бюджетных правоотношений Бюджетно-правовые нормы Понятие и сущность бюджетных правоотношений Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе: формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы ДНР, проведения государственных и муниципальных заимствований, составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы ДНР, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы ДНР, контроля над их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Бюджетные правоотношения как вид финансово-правовых отношений, характеризуются собственными признаками, которыми являются: - имеют денежный характер; - одна сторона отношений имеет властные полномочия по отношению к другой стороны, какое бы место в системе органов государства она не занимала; - бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только на основании закона и других нормативно-правовых актов.
Как специфический вид финансовых правоотношений, бюджетные правоотношения имеют свои специфические особенности, которые присущи именно бюджетным правоотношениям. Такими особенностями являются: - возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений осуществляется только путем законодательного утверждения; - бюджетные правоотношения носят периодический характер; - обязательным субъектом бюджетных правоотношений всегда является государство в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления. - субъектами бюджетных правоотношений являются только юридические лица, участвующие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, получающие из государственного или местных бюджетов средства в различных формах, или участвующие хотя бы в одной стадии бюджетного процесса; - отдельные граждане, предприятия и организации негосударственной формы собственности не могут быть субъектами бюджетных правоотношений - их отношения в бюджетных правоотношениях опосредуются через налоговые, кредитные, трудовые, гражданские и иные правоотношения; - бюджетные правоотношения в установленных законодательством случаях подлежат межотраслевому регулированию.
Виды бюджетных правоотношений: 1) В зависимости от направлений правового регулирования бюджетной деятельности: бюджетные правоотношения в сфере установления видов бюджетов, входящих в бюджетную систему, и принципы их связи; бюджетные правоотношения в сфере определения структуры доходов и расходов как бюджетной системы в целом, так и каждого вида бюджетов, и принципов распределения доходов и расходов между бюджетами; бюджетные правоотношения в сфере определения и осуществления полномочий государства и органов местного самоуправления в области бюджетной деятельности. 2) В зависимости от структуры бюджетной системы: бюджетные правоотношения относительно федерального (государственного, республиканского) бюджета; бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов (например, в РФ); бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоятельностью и имеет сʙᴏю специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той территории, внутри которой он складывается. 3) В зависимости от связей между уровнями бюджетной системы: горизонтальные бюджетные правоотношения функционируют между равноправными по правовому статусу территориями, т.е. между муниципальными образованиями; вертикальные бюджетные правоотношения опосредуют связи между государством в целом и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. 4) По объекту правового регулирования: отделимые от материального содержания правоотношения объекты - те, которые так или иначе зафиксированы в бюджетно-правовых нормах либо вытекают из анализа указанных норм и существуют как предметы окружающего мира: бюджетные кредиты, бюджеты, субсидии, проекты бюджетов, нормативные акты и др. неотделимые от материального содержания правоотношения объекты - те, которые представляют собой результат деятельности участников бюджетных правоотношений, неотделимый от его материального содержания (например, бюджетный контроль). Имущественные правоотношения выделяются таким объектом, как, например, бюджетный кредит, трансферт, а объектом неимущественных правоотношений являются проект бюджета, финансовый контроль и т.д. 5) По основным функциям права бюджетные правоотношения подразделяются на: регулятивные правоотношения, обеспечивающие реализацию регулятивной функции права; охранительные правоотношения, обеспечивающие реализацию охранительной функции права.
В структуру бюджетного правоотношения входят четыре элемента: объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность. В зависимости от характера и видов бюджетных правоотношений объектами бюджетных правоотношений могут являться: а) поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (доходы бюджета); б) часть бюджетных средств, которая используется и расходуется из соответствующих бюджетов (бюджетные расходы); в) часть государственной казны (бюджетные средства); г) проекты государственного (республиканского) бюджета и местных бюджетов; д) законы о государственном (республиканском) бюджете и местных бюджетах; е) деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др. В процессе финансового (бюджетного) контроля между субъектами бюджетного контроля возникают бюджетно-контрольные правоотношения - особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений. Субъекты бюджетных правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса. В круг субъектов бюджетного права могут входить: а) государство и его территориальные подразделения; б) территории со специальным правовым режимом (закрытые административно-территориальные образования, особые экономические зоны); в) органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления; г) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации; д) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций. Субъект бюджетного правоотношения, как непосредственный участник бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, должен обладать бюджетной правосубъектностью. Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности. Бюджетная правоспособность предполагает возможность, способность иметь предусмотренные бюджетным законодательством права и обязанности. У субъектов бюджетных правоотношений правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме. Бюджетная деликтоспособность – это способность субъекта отвечать за правонарушения в сфере бюджетных правоотношений. Юридическая обязанность — это мера должного поведения обязанного субъекта, обусловленная требованием закона и обеспеченная возможностью применения государственного принуждения. Юридическая обязанность также имеет несколько форм проявления: а) необходимость совершать активные действия; б) обязанность пассивного поведения в предусмотренных законом случаях; в) необходимость отреагировать на требования управомоченных лиц; г) обязанность нести юридическую ответственность при наличии состава правонарушения.
Нормабюджетногоправа - это установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными фондами, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих бюджетных правоотношений.
Нормы бюджетного права являются разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим, для них характерны все признаки и особенности финансово-правовых норм. Все нормы бюджетного права имеют категорический характер. Структура нормы бюджетного права включает в себя три элемента -гипотезу; диспозицию; санкцию. Гипотеза - содержит самого правила поведения; фактические условия реализации нормы; обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическимифактами, порождающими, изменяющими или прекращающими бюджетные правоотношения. Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы. Она формулирует содержание самого предписанного, дозволенного или рекомендуемого данной нормой права правила поведения. Санкция - часть нормы бюджетного права, в которой указывается на правовые последствия:поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |