Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности.



2019-07-03 460 Обсуждений (0)
Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности. 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 3. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

 

Понятие и сущность бюджетных правоотношений

Бюджетно-правовые нормы

Понятие и сущность бюджетных правоотношений

Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы ДНР, проведения государственных и муниципальных заимствований,
регулирования государственного и муниципального долга;

составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы ДНР, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы ДНР, контроля над их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

 

Бюджетные правоотношения как вид финансово-правовых отношений, характеризуются собственными признаками, которыми являются:

- имеют денежный характер;

- одна сторона отношений имеет властные полномочия по отношению к другой стороны, какое бы место в системе органов государства она не занимала;

- бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только на основании закона и других нормативно-правовых актов.

 

Как специфический вид финансовых правоотношений, бюджетные правоотношения имеют свои специфические особенности, которые присущи именно бюджетным правоотношениям. Такими особенностями являются:

- возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений осуществляется только путем законодательного утверждения;

- бюджетные правоотношения носят периодический характер;

- обязательным субъектом бюджетных правоотношений всегда является государство в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления.

- субъектами бюджетных правоотношений являются только юридические лица, участвующие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, получающие из государственного или местных бюджетов средства в различных формах, или участвующие хотя бы в одной стадии бюджетного процесса;

- отдельные граждане, предприятия и организации негосударственной формы собственности не могут быть субъектами бюджетных правоотношений - их отношения в бюджетных правоотношениях опосредуются через налоговые, кредитные, трудовые, гражданские и иные правоотношения;

- бюджетные правоотношения в установленных законодательством случаях подлежат межотраслевому регулированию.

 

Виды бюджетных правоотношений:

1) В зависимости от направлений правового регулирования бюджетной деятельности:

бюджетные правоотношения в сфере установления видов бюджетов, входящих в бюджетную систему, и принципы их связи;

бюджетные правоотношения в сфере определения структуры доходов и расходов как бюджетной системы в целом, так и каждого вида бюджетов, и принципов распределения доходов и расходов между бюджетами;

бюджетные правоотношения в сфере определения и осуществления полномочий государства и органов местного самоуправления в области бюджетной деятельности.

2) В зависимости от структуры бюджетной системы:

бюджетные правоотноше­ния относительно федерального (государственного, республиканского) бюджета;

бюджетные правоот­ношения относительно бюджетов субъектов (например, в РФ);

бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных обра­зований.

Каждый из перечисленных видов обладает самостоя­тельностью и имеет сʙᴏю специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той территории, внутри ко­торой он складывается.

3) В зависимости от связей между уровнями бюджетной системы:

горизонтальные бюджетные правоотношения функционируют между равноправными по правовому статусу территориями, т.е. между муниципальными образованиями;

вертикальные бюджетные правоотношения опосредуют связи между государством в целом и муни­ципальными образованиями, как правило, на основе суборди­нации.

4) По объекту правового регулирования:

отделимые от материального содержания правоотношения объекты - те, которые так или иначе зафиксированы в бюджетно-правовых нормах либо вытекают из анализа указанных норм и существуют как предметы окружающего мира: бюджетные кредиты, бюджеты, субсидии, проекты бюджетов, нормативные акты и др.

неотделимые от материального содержания правоотношения объекты - те, которые представляют собой результат деятельности участников бюджетных правоотношений, неотделимый от его материального содержания (например, бюджетный контроль).

Имущественные правоотношения выделяются таким объектом, как, например, бюджетный кредит, трансферт, а объектом неимущественных правоотношений являются проект бюджета, финансовый контроль и т.д.

5) По основным функциям права бюджетные правоотношения подразделяются на:

регулятивные правоотношения, обеспечивающие реализацию регулятивной функции права;

охранительные правоотношения, обеспечивающие реализацию охранительной функции права.

 

В структуру бюджетного правоотношения входят четыре элемента: объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность.

В зависимости от характера и видов бюджетных правоотношений объектами бюджетных правоотношений могут являться:

а) поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета (доходы бюджета);

б) часть бюджетных средств, которая используется и расходуется из соответствующих бюджетов (бюджетные расходы);

в) часть государственной казны (бюджетные средства);

г) проекты государственного (республиканского) бюджета и местных бюджетов;

д) законы о государственном (республиканском) бюджете и местных бюджетах;

е) деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др. В процессе финансового (бюджетного) контроля между субъектами бюджетного контроля возникают бюджетно-контрольные правоотношения - особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений.

Субъекты бюджетных правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса.

В круг субъектов бюджетного права могут входить:

а) государство и его территориальные подразделения;

б) территории со специальным правовым режимом (закрытые административно-территориальные образования, особые экономические зоны);

в) органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;

г) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации;

д) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций.

Субъект бюджетного правоотношения, как непосредственный участник бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, должен обладать бюджетной правосубъектностью.

Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности.

Бюджетная правоспособность предполагает возможность, способность иметь предусмотренные бюджетным законодательством права и обязанности.
Правоспособность выступает в двух качествах: активная, т.е. правосубъектность,
которой наделены субъекты власти, и пассивная правосубъектность, носителем которой являются субъекты подчинения. Активным субъектом всегда выступает орган, который наделен властной компетенцией независимо от того, уполномочен ли он собирать (получать) средства или осуществлять действия по финансированию и субсидированию. Пассивные субъекты - адресаты властной компетенции независимо от того, являются ли они финансовыми должниками или носителями субъективных публичных прав (требований) в сфере финансового права.

У субъектов бюджетных правоотношений правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.

Бюджетная деликтоспособность – это способность субъекта отвечать за правонарушения в сфере бюджетных правоотношений.

Юридическая обязанность — это мера должного поведения обязанного субъекта, обусловленная требованием закона и обеспеченная возможностью применения государственного принуждения.

Юридическая обязанность также имеет несколько форм проявления:

а) необходимость совершать активные действия;

б) обязанность пассивного поведения в предусмотренных законом случаях;

в) необходимость отреагировать на требования управомоченных лиц;

г) обязанность нести юридическую ответственность при наличии состава правонарушения.


3.2. Бюджетно-правовые нормы

Нормабюджетногоправа - это установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными фондами, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих бюджетных правоотношений.

 

Нормы бюджетного права являются разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим, для них характерны все признаки и особенности финансово-правовых норм. Все нормы бюджетного права имеют категорический характер.

Структура нормы бюджетного права включает в себя три элемента -гипотезу; диспозицию; санкцию.

Гипотеза - содержит самого правила поведения; фактические условия реализации нормы; обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать оп­ределенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическимифактами, порождающими, изменяющими или прекращающими бюджетные правоотношения.

Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы. Она формулирует содержание самого предписанного, дозволенного или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.

Санкция - часть нормы бюджетного права, в которой указывается на правовые последствия:поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в слу­чае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного дан­ной нормой правила.



2019-07-03 460 Обсуждений (0)
Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)