Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 25. Закономерности взаимодействия государства, права и экономики



2019-07-03 167 Обсуждений (0)
Тема 25. Закономерности взаимодействия государства, права и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика (от др.-греч. οἶκος – дом и νόμος – правило, закон, буквально искусство ведения домашнего хозяйства) – совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Вопрос взаимодействия государства, права и экономики – это вопрос о механизме и степени государственного воздействия на экономику. От того, насколько эффективно применяется правовой механизм такого воздействия, зависит благосостояние самого государства, экономика страны.

Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно:

1) практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда кроме государственной или находящихся под доминирующим воздействием государства;

2) гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов;

3) ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударственной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;

4) заиделогизированностъ экономики и управления ею, фальсификация экономической информации;

5) ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;

6) хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики.

Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941–1945 годов и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи «на выживание» или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты.

На современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику оказала воздействие западная либеральная модель. Наиболее полно современные позиции по этому вопросу выразил австрийский экономист Ф. Хайек. Его воззрения можно свести к следующим положениям:

1) рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий;

2) личность должна быть сводной, а в основе этой свободы лежит частная собственность;

3) свобода политическая – условие свободы экономической и наоборот;

4) либерализм – непреходящая и фундаментальная ценность;

5) без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум;

6) главное – создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования;

7) за конкуренцию, но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство;

8) государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру.

Таким образом, экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Представляет собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества – его истории и культуры, геополитического положения, сложившейся системы ценностей.

Рассмотреть социальное назначение права в деле российского государственного регулирования экономики на современном этапе можно на примере отдельных отраслей права и законодательства, активно включенных в участие в этом процессе.

Конституция РФ закрепляет множество положений, так или иначе касающихся экономических отношений, их основы (о государственной поддержке и о свободе экономической деятельности; о праве каждого на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, кроме деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; об охране частной собственности и о праве на ее защиту; о свободе труда; об обязанности граждан платить налоги и т.д.).

Декларативные положения Основного закона конкретизируются в иных нормативных актах, регламентирующих самые различные сферы и правовые отношения.

Собственно законодательство о предпринимательстве проникнуто идеей максимальной свободы и широких прав участников отношений, пока они находятся в законных рамках. К субъектам относятся требования: выполнять обязанности, вытекающие из законов и договоров; заключать трудовые договоры с наемными работниками, полностью рассчитываться с ними, независимо от финансового состояния предписания, осуществлять все виды страхования наемных работников, обеспечивать им условия труда в соответствии с законодательством и коллективными договорами, соблюдать решения органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной дееспособностью; современно представлять декларацию о доходах и уплате налогов; заявлять о банкротстве при невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

Налоговое законодательство устанавливает и регламентирует: перечень плательщиков того или иного налога; размеры налога и льготы по налогообложению; виды выплат, доходов, подлежащих налогообложению; порядок регистрации плательщиков налога в финансовых органах; порядок уплаты налога; ответственность за уклонение от уплаты налога и проч.

Социальное законодательство – это законодательство о социальном обеспечении, занятости, здравоохранении, образовании, науке и культуре, а также часть жилищного и экологического законодательства. Отрасли законодательства, регулирующие социальную сферу: трудовое, пенсионное, страховое и проч.

Трудовое законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками, и порядок разрешения производственных (трудовых) конфликтов.

Пенсионное законодательство полностью посвящено материальному обеспечению нетрудоспособного населения. Здесь право должно отладить механизм формирования и расходов пенсионных фондов.

Законодательство об образовании, здравоохранении, жилищное существуют вследствие противостояния экономических и социальных начал как платное и бесплатное.

Весьма важную роль в экономических отношениях играет правоохранительное законодательство. Оно выражено в материальных (уголовное и административное право) и процессуальных отраслях (уголовный, гражданский и арбитражный процесс). В частности, действующее законодательство ориентируется на защиту законных интересов собственников, охрану добросовестной конкуренции, защиту интересов прав потребителей.

В настоящее время перед Российской Федерацией определился ряд важнейших задач, в числе которых можно назвать следующие:

– выработка общей (для всей страны) внутренней и внешней экономической политики;

– правовые обеспечение возникающих рыночных отношений;

– определение круга и статуса субъектов экономических отношений;

– выработка социальной политики и действенных средств защиты интересов населения;

– запрещение и пресечение криминальных методов и средств ведения хозяйственных и коммерческих отношений;

– создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защита его от недобросовестной конкуренции, монополизма и от засилья зарубежного капитала;

– создание механизмов разрешения споров в экономической деятельности субъектов и установление (и реализация) ответственности за соответствующие нарушения;

– уделение пристального внимания нерентабельным, но жизненно важным для общества сферам транспорта, энергетики, промышленности и сельского хозяйства (политика дотирования);

– удержание в руках правоохранительных структур (недопущение сращивания с преступным элементом) и армии;

– выработка разумного механизма приватизации; недопущение дальнейшего увеличения пропасти между богатыми и бедными;

– решение проблемы занятости населения и проч.

 



2019-07-03 167 Обсуждений (0)
Тема 25. Закономерности взаимодействия государства, права и экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 25. Закономерности взаимодействия государства, права и экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)