Тема 25. Закономерности взаимодействия государства, права и экономики
Экономика (от др.-греч. οἶκος – дом и νόμος – правило, закон, буквально искусство ведения домашнего хозяйства) – совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе. Вопрос взаимодействия государства, права и экономики – это вопрос о механизме и степени государственного воздействия на экономику. От того, насколько эффективно применяется правовой механизм такого воздействия, зависит благосостояние самого государства, экономика страны. Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно: 1) практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда кроме государственной или находящихся под доминирующим воздействием государства; 2) гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов; 3) ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударственной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции; 4) заиделогизированностъ экономики и управления ею, фальсификация экономической информации; 5) ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой; 6) хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики. Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941–1945 годов и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи «на выживание» или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты. На современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику оказала воздействие западная либеральная модель. Наиболее полно современные позиции по этому вопросу выразил австрийский экономист Ф. Хайек. Его воззрения можно свести к следующим положениям: 1) рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий; 2) личность должна быть сводной, а в основе этой свободы лежит частная собственность; 3) свобода политическая – условие свободы экономической и наоборот; 4) либерализм – непреходящая и фундаментальная ценность; 5) без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум; 6) главное – создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования; 7) за конкуренцию, но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство; 8) государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру. Таким образом, экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Представляет собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества – его истории и культуры, геополитического положения, сложившейся системы ценностей. Рассмотреть социальное назначение права в деле российского государственного регулирования экономики на современном этапе можно на примере отдельных отраслей права и законодательства, активно включенных в участие в этом процессе. Конституция РФ закрепляет множество положений, так или иначе касающихся экономических отношений, их основы (о государственной поддержке и о свободе экономической деятельности; о праве каждого на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, кроме деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; об охране частной собственности и о праве на ее защиту; о свободе труда; об обязанности граждан платить налоги и т.д.). Декларативные положения Основного закона конкретизируются в иных нормативных актах, регламентирующих самые различные сферы и правовые отношения. Собственно законодательство о предпринимательстве проникнуто идеей максимальной свободы и широких прав участников отношений, пока они находятся в законных рамках. К субъектам относятся требования: выполнять обязанности, вытекающие из законов и договоров; заключать трудовые договоры с наемными работниками, полностью рассчитываться с ними, независимо от финансового состояния предписания, осуществлять все виды страхования наемных работников, обеспечивать им условия труда в соответствии с законодательством и коллективными договорами, соблюдать решения органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной дееспособностью; современно представлять декларацию о доходах и уплате налогов; заявлять о банкротстве при невозможности исполнения обязательств перед кредиторами. Налоговое законодательство устанавливает и регламентирует: перечень плательщиков того или иного налога; размеры налога и льготы по налогообложению; виды выплат, доходов, подлежащих налогообложению; порядок регистрации плательщиков налога в финансовых органах; порядок уплаты налога; ответственность за уклонение от уплаты налога и проч. Социальное законодательство – это законодательство о социальном обеспечении, занятости, здравоохранении, образовании, науке и культуре, а также часть жилищного и экологического законодательства. Отрасли законодательства, регулирующие социальную сферу: трудовое, пенсионное, страховое и проч. Трудовое законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками, и порядок разрешения производственных (трудовых) конфликтов. Пенсионное законодательство полностью посвящено материальному обеспечению нетрудоспособного населения. Здесь право должно отладить механизм формирования и расходов пенсионных фондов. Законодательство об образовании, здравоохранении, жилищное существуют вследствие противостояния экономических и социальных начал как платное и бесплатное. Весьма важную роль в экономических отношениях играет правоохранительное законодательство. Оно выражено в материальных (уголовное и административное право) и процессуальных отраслях (уголовный, гражданский и арбитражный процесс). В частности, действующее законодательство ориентируется на защиту законных интересов собственников, охрану добросовестной конкуренции, защиту интересов прав потребителей. В настоящее время перед Российской Федерацией определился ряд важнейших задач, в числе которых можно назвать следующие: – выработка общей (для всей страны) внутренней и внешней экономической политики; – правовые обеспечение возникающих рыночных отношений; – определение круга и статуса субъектов экономических отношений; – выработка социальной политики и действенных средств защиты интересов населения; – запрещение и пресечение криминальных методов и средств ведения хозяйственных и коммерческих отношений; – создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защита его от недобросовестной конкуренции, монополизма и от засилья зарубежного капитала; – создание механизмов разрешения споров в экономической деятельности субъектов и установление (и реализация) ответственности за соответствующие нарушения; – уделение пристального внимания нерентабельным, но жизненно важным для общества сферам транспорта, энергетики, промышленности и сельского хозяйства (политика дотирования); – удержание в руках правоохранительных структур (недопущение сращивания с преступным элементом) и армии; – выработка разумного механизма приватизации; недопущение дальнейшего увеличения пропасти между богатыми и бедными; – решение проблемы занятости населения и проч.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |