Тема 15. Толкование норм права
Уяснение смысла юридических норм является одним из элементов их толкования в процессе юридической квалификации дела. Толкование норм права – это деятельность субъектов правоприменения по установлению точного содержания (смысла) юридических норм в соответствии с выраженной в них волей правотворческого органа. Разработка новых юридических предписаний весьма затруднена без толкования норм права, так как в развитой системе законодательства большинство принимаемых правовых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями. Толкование норм права состоит, прежде всего, в уяснении правоприменительным органом через текстовое содержание статей нормативного акта смысла применяемых юридических норм, их основной цели и социальной направленности, возможных последствий толкуемого акта, выяснения обстановки его принятия и т.п. Уяснение смысла юридических норм осуществляется с помощью выработанных юридической наукой и практикой способов (приемов) их толкования. Основными из них являются: – буквальное (грамматическое) толкование норм права, нацеленное на установление точного смысла отдельных терминов и предложений на основе правил грамматики, орфографии, пунктуации в точном соответствии с текстом нормативного акта; – логическое толкование норм права, состоящее в установлении содержания и объема зафиксированных в них понятий, их соотношения между собой с помощью законов формальной логики; – систематическое толкование норм права, определяющее их место в институте, подотрасли и отрасли права, структурно-смысловых связи с другими нормами данной отрасли и других отраслей системы права; – историческое (целевое) толкование норм права, состоящее в уточнении их смысла, исходя из конкретно-исторических условий принятия содержащего правовые нормы законодательного акта, поставленных при этом целей правового регулирования общественных отношений. Помимо деятельности правоприменительных органов, направленной на уяснение смысла юридической нормы с помощью различных способов (приемов), необходимым условием установления точного ее содержания является обращение к актам толкования права. Акты толкования права, называемые также интерпретационными актами, служат для правоприменительного органа внешним источником для определения смыслового значения применяемых юридических норм. Роль различных интерпретационных актов в процессе применения права непосредственно зависит от субъектов, создающих указанные акты. По данному критерию различают две сравнительно большие группы актов толкования права: акты официального и акты неофициального толкования. Официальное толкование норм права дается специально уполномоченными на то государственными органами. Оно бывает: аутентичным, когда толкование правовых норм дается органом, их принявшим, а также легальным, когда дается не самим правотворческим органом, а органом, наделенным правом толкования в силу закона. Неофициальное толкование норм права дается специально не уполномоченными на то органами и отдельными лицами. В зависимости от уровня юридического подготовленности различают: научное, профессиональное, обыденное неофициальное толкование. Неофициальное толкование, даваемое юристами-учеными и практиками в виде комментариев к различным законодательным актам, оказывает значительную помощь в правильном понимании смысла юридических норм. Однако в отличие от официального толкования, оно не является обязательным в процессе применения права. Виды толкования норм права по объему выделяются в зависимости от того, к какому кругу рассматриваемых дел они применяются. Официальное и неофициальное толкование юридических норм может быть: нормативным, когда разъясняется смысл юридических норм по отношению к определенной категории дел, и казуальным, когда смысл норм права разъясняется применительно к конкретному делу. Толкование норм права различается по объему также в зависимости от результатов толкования. Результат толкования правовой нормы – это вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи соответствующего нормативно-правового акта и смысла заключенной в ней нормы права. По результатам толкование правовых норм может быть буквальным, когда смысл юридической нормы и зафиксированный в статье нормативного правового акта текст полностью совпадают. Однако может возникнуть некоторое несоответствие между содержанием нормы права и ее текстуальным оформлением, заключающееся в том, что словесная формулировка бывает уже или шире, чем положение, которое законодатель вложил в нее. В таких случаях, в свою очередь, принято говорить либо о распространительном (расширительном), либо об ограничительном толковании, когда смысл правовой нормы понимается несколько шире или уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке. Главная причина распространительного и ограничительного толкования нормы права - это наличие других норм близкого содержания, которые могут в той или иной степени сузить или, наоборот, расширить объем действия толкуемого нормативного предписания. Это имеет значение тогда, когда сравнивают правовую норму, изданную ранее, с новой, не отменяющей полностью старую, но в определенной степени корректирующей ее содержание. Еще одна причина сводится к тому, что словесное (буквальное) выражение юридической нормы в силу тех или иных дефектов ее текстуального оформления недостаточно полно и ясно выражает идею, которую законодатель вложил в нее. В подобных случаях может возникнуть несоответствие между тем, что действительно хотел выразить законодатель, и реальным выражением, то есть расхождение текста статьи нормативного правового акта и действительного смысла содержащейся в ней нормы права. В процессе толкования норм права в ряде случаев обнаруживается необходимость прибегнуть к аналогии закона и права. Аналогия закона и права – это допускаемые государством способы восполнения пробелов в нормативных правовых актах в процессе применения права. Для осуществления аналогии закона и права правоприменительным органом должно быть установлено наличие пробела в нормативных актах, то есть ситуации, когда рассматриваемое дело носит правовой характер, затрагивает существенные интересы сторон общественного отношения, но их субъективные права и юридические обязанности прямо не определены юридическими нормами. При наличии пробелов в нормативных актах правоприменительный орган решает дело по аналогии закона, применяя к нему юридические нормы институтов, подотраслей и отраслей права, регулирующих сходные по предмету общественные отношения. При отсутствии таких норм, то есть невозможности применить аналогию закона, применяется аналогия права и дело рассматривается на основе общего смысла и принципов той отрасли права, в предмет правового регулирования которой включены данные отношения. Институт аналогии закона и права дает возможность правоприменительным органам оперативно и эффективно разрешать дела (спорные отношения) даже при отсутствии их прямого нормативного регулирования. Поэтому сама по себе неурегулированность законодательством тех или иных общественных отношений не может служить основанием для отказа в рассмотрении дела. Это оказывается особенно значимым в условиях бурного и интенсивного развития национальной системы права. В то же время аналогия закона и права, по общему правилу, не используется при разрешении уголовных дел и дел об административной ответственности. В процессе право применения может возникнуть коллизия юридических норм. Коллизии юридических норм – это противоречия между нормами права, закрепленными в различных нормативных актах, но регулирующих одни и те же общественные отношения. Коллизии юридических норм – феномен, создающий известные трудности в процессе применения права и обусловленный рядом причин. Во-первых, в правотворческом процессе полностью исключить коллизии юридических норм объективно невозможно, так как по одним и тем же вопросам нередко принимаются акты государственных органов различного уровня. Во-вторых, в стране одновременно действуют нормативные акты разного времени принятия. В-третьих, в условиях бурного и интенсивного развития национальной системы права весьма затруднена работа по систематизации законодательства. При «столкновении», коллизии юридических норм правоприменительный орган должен сделать правильный выбор между предусмотренными ими различными вариантами правового регулирования одних и тех же общественных отношений. Юридической наукой и практикой выработан ряд общих способов, которые позволяют разрешить коллизии юридических норм: 1) при коллизии норм, содержащихся в нормативных актах разной юридической силы, применяется норма акта более высокой юридической силы; 2) при коллизии норм, одинаковой юридической силы, содержащихся в нормативных актах, принятых в разное время, применяется норма акта более позднего по времени принятия; 3) при коллизии норм кодифицированных актов с нормами простых законодательных актов, применяются нормы кодифицированного акта; 4) при коллизии общих и специальных норм применяются специальные нормы; 5) при коллизии норм национальной системы права и общепризнанных норм и принципов международного права применяются нормы и принципы международного права. Специальные правила действуют при разрешении коллизий норм законодательных актов, принятых на уровнях, - федеральном и субъектов федерации. В современной России, как и в подавляющем большинстве федеративных государств мира, действует принцип приоритета предметов ведения и применяется нормативный акт того органа, в ведении которого находится правовое регулирование данных вопросов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |