Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Андрей Федорович Катенин и его потомки.



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
Андрей Федорович Катенин и его потомки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Андрей Федорович Катенин (1768 – 1835) окончил кадетский корпус и вышел из него армейским поручиком. Он принимал участие в русско-турецкой войне и взятии Очакова. В отставку Андрей Федорович ушел капитаном. Он был женат на Ирине Юрьевне Лермонтовой (1769 – 1818), дочери двоюродного брата прадеда поэта М.Ю. Лермонтова. В семье было три сына: Александр, Федор и Михаил, и три дочери: Софья, Анна и Мария

Всю свою жизнь Андрей Федорович прожил в Клусееве и был человеком весьма состоятельным. После того как у него появились дети, он стал усердно скупать деревни и усадьбы в разных губерниях. Был близок с племянником Павлом Александровичем.

В истории Клусеева Андрея Федоровича можно считать центральной фигурой, поскольку именно он благоустроил это сельцо, возведя в нем новый дом, службы и каменную церковь, наладил образцовое хозяйство и быт.

Дом в Клусееве сохранился до нашего времени, хотя и пришел в катастрофическое ветхое состояние. О перестройках дома никаких документов не сохранилось, так что, возможно, он дошел до нас в первоначальном виде (имеется в виду основная конструкция). Сохранилось позднее (1918год) описание дома, сделанное членом костромского научного общества В.В. Звездиным:

«Усадебный дом в Клусееве, построенный 118 лет тому назад, представляет из себя крепкое деревянное одноэтажное здание, с антресолями и традиционными колоннами…. Фасадом дом выходит на большую площадку, обнесенную изгородью. Сзади дома – терраса, выходящая в большой зал, или вернее, теперь парк, так как деревья и кустарники сильно заросли… Комнаты в доме очень большие. В первой при входе, в столовой по стенам старинные гравюры французских мастеров, в конце комнаты рояль. В следующей – зале или гостиной, старинная мягкая мебель – диваны, кресла, роскошное трюмо, на полу старинных узоров ковры, а по стенам шесть портретов в массивных золоченых рамах, портреты предков Катениных, писаные масляными красками на полотне1

Андрей Федорович с большим почтением относился к религии. Это подтверждает построенная его иждивением каменная клусеевская церковь в честь Николая Чудотворца, которая заменила старую деревянную церковь.

Усадебные церкви не только оказывали благотворное влияние на нравственность своих прихожан, но и оказывали посильную денежную помощь государству в самые тяжелые периоды ее истории. Это относится и к Николаевской церкви села Клусеева.

«Сего Сентября 14 дня 1812 года от Николаевской церкви, что в селе Клусееве из вкладной и кошелевой сумы 250 рублей ассигнациями в пожертвование для пособия на составление новых военных сил приняты. – Благочинный иерей Иоанн Андроников. 1»

Не отставал от церкви и сам хозяин усадьбы:

«1813 года мая дня принято вотчины господина Андрея Федоровича Катенина от дворового человека Захара Гаврилова запроданной по постановлению дворянства для пожертвования на Смоленскую губернию из запасной сельской мазеины в селе Клусееве состоящей аржаной хлеб за двадцать за пять четвертей три четвирика. Деньги всего двести пятьдесят три рубля семьдесят пять копеек. В чем сия расписка ему господину и дана Николай Лермонтов.2»

Андрей Федорович готов был для Отечества и на большее, но его возраст не позволил самому участвовать в боях, дети же его были еще мылы. Однако, в походе против наполеоновской Франции находились его племянники: Иван Николаевич, Павел Александрович и Григорий Александрович Катенины. Из них только двое первых вернулись назад, причем один из них – Павел, был тяжело ранен.

Для рано осиротевшего Павла Катенина родной дядя значил очень много и не мог не оказать серьезного влияния. Имение родителей поэта село Бореево находилось в трех верстах от Клусеева и общение родных было довольно тесным. Дядя делился с племянником воспоминаниями о великом полководце А.В. Суворове, рассказывал о штурме Очакова, непосредственным участником которого был сам. Но особенно близко П.А. Катенин сошелся с дядей в 20-30 годы, когда давно уже оставной капитан спокойно и почти безвыездно проживал в своей усадьбе Клусеево, а опальный поэт был вынужден пребывать в провинции по Высочайшему повелению. В то время никто не знал о длительности высылки и П.А. Катенин всерьез подумывал о постоянном жительстве в костромских краях. Поэтому купил усадьбу Колотилово.

После переселения его в колотиловскую усадьбу, визиты к клусеевским родным участились. В 1833 году Павел Александрович Катенин вновь уезжает в Петербург, желая вторично поступить на военную службу. Смерть Андрея Федоровича произошла в его отсутствие. Вернувшись с Кавказа, он посетил Клусеево, но застал там уже нового хозяина, сына предыдущего – Александра Андреевича Катенина. Впрочем новый хозяин редко бывал в имении, так как большую часть времени проводил в Петербурге на военной службе, а настоящей хозяйкой Клусеева была Мария Юрьевна Лермонтова – родная сестра его покойной матери. Она следила за порядком в доме, ей были подчинены крестьяне и дворовые. До нас дошел один письменный отчет, который очень интересен для понимания быта и уклада обитателей усадьбы:


 «Милостивая Государыня Мария Юрьевна!

Доносим вашей милости при селе Клусееве состоит славу богу все благополучно, рожь начали жать в субботу однако помешал дождь, в понедельник пожали довольно потому что была пагаловщина и во вторник сами задельные и полагаю, что четвертая част поля выжали. Марфа в Чухломе агерцов купила 200 заплатила 4 рубля 10 копеек посылаем к вам 10 лимонов 8 апельсинов к нам прислал Парфен с мужиком д.Титово с Василием Ермолаевым, которого тоже к вам присылаем и сним письмо от Парфена. Читательницы читают в доме по приказанию вашему, вы изволили приказывать, чтоб отваривать белых грибов, а у нас совсем отстали расти; а когда будут расти постараемся отварить и насушить. Малину собираем в наливку, а на варенье мало годится. Зимовая взошла на всем поле, взошла хорошо, хлеб в амбаре перемен,по перемерке оказалось ржи семенной 3 четверти 2 четверика, овса семенного 6 четвертей 6 четвериков, расхожева 3 четверти, ячменя семенного 7 четвериков семя льняного 1 четверть 7 четвериков более доносить нечева. Кланяются вашей милости слуги ваши Семен Иванов и Марфа Ефимова. Августа 14 дня 1835 года1

Вплоть до 1851 года, до самой смерти Марии Юрьевны Лермонтовой, Клусеево находилось под ее неустанным надзором. Среди ее оставшихся бумаг было и духовное завещание, по коему она, Мария Юрьевна после смерти своей «недвижимое сое имение, состоящее в костромской губернии солигалического уезда, усадьбу свою Боговявленское и с деревнями, со крестьяны всего 14 мужска пола ревизских души со всех их семействами, владению ее принадлежащим, а равно и всякое недвижимое свое имение предоставляет родному племяннику флигель-адъютанту Его Императорскому Величеству лейб-гвардии Преображенского полка капитану и кавалеру Александру Андреевичу Катенину в вечное и потомственное владение. И таковое духовное завещание подлинное Марьи Юрьевны Лермонтовой послано ею по почте 1849 года сентября 1 дня, для хранения в Московском опекунском совете1…»

Первый сын Андрея Федоровича - Федор Андреевич умер рано, его владения перешли к братьям.

В начале 1840-х годов Александр и Михаил разделили доставшееся им от отца имущество. После женитьбы в 1844 году на графине Надежде Васильевне Орловой – Денисовой, Михаил Андреевич переселился в Сугодский уезд Владимирской губернии и передал в управление брату свои поместья. Сохранилось письмо, составленное им от 14 августа 1847 года в Городской палате гражданского суда:

«Любезнейший брат Александр Андреевич!

Известно вам, что я имею недвижимое имение, состоящее в костромской губернии, в уездах: Чухломском, Кологривском и Солигалицком; Ярославской губернии в Пошехонском уезде, в Владимирской: в уездах Владимирском и Судогодском; каковыми имениями я по обязанностям службы сам управлять не могу, а потому обращаюсь к вам любезнейший брат с покорнейшею просьбою принять все означенное имение мое в хозяйственное управление и распоряжение…

Сия доверенность принадлежит родному брату моему свиты Его Императорского Величества генерал-майору и кавалеру Александру Андреевичу Катенину.

1847 года, августа 14 дня Новгородская палата Гражданского суда на основании Х тома свода законов гражданских 1998 статьи свидетельствует, что сие верящее письмо действительно подписано рукой верителя полковника и кавалера Михаила Андреевича Катенина родному брату своему генерал-майору и кавалеру Александру Андреевичу Катенину1

Так Александр Андреевич Катенин стал единственным хозяином Клусеева. Скорее всего он выплатил денежную компенсацию брату за его чухломские имения.

Старший сын Андрея Федоровича, Александр Андреевич Катенин, родился 28 июня 1803 года в усадьбе Клусеево. Обучался он сперва в Горном кадетском корпусе, а затем вместе со своим младшим братом Федором в 1814 году был зачислен подпрапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк и на всю жизнь связал свою судьбу с этим старейшим гвардейским полком русской армии. В 1822 году он произведен в чин прапорщика, и с этого времени началась его действительная военная служба. В апреле 1828 года А.А. Катенин выступил в поход с полком, для участия в начавшейся войне с Турцией. Он  участвовал в осаде и взятии крепости Варна. В 1831 году он принимал деятельное участие в польской кампании, и за штурм и взятие Варшавы был награжден орденом св. Владимира IV степени с бантом. В послужном списке его записано, что во время польской компании он был «бессменным ординарцем» великого князя Михаила Павловича. В дальнейшем в течение всей службы А.А. Катенин находился в близких отношениях ко двору. В 1835 году он был назначен флигель-адъютантом, в 1837 году был произведен в полковники и в том же году сопровождал императора Николая I в его поездке на Кавказ. На Кавказе А.А. Катенину было поручено расследование злоупотреблений в Эриванском карабинерском полку, которым до 1836 года командовал его двоюродный брат, П.А. Катенин.

В 1839 году А.А. Катенин участвует в боевых действиях против горцев в Дагестане под командованием генерала Граббе. В ходе боев Катенин командовал отрядом войск, блокировавших аул Ахульго, где была крепость-замок Шамиля, осадил эту крепость и взял аул, за что был награжден шпагой с надписью «За храбрость».

После 1840 г. А.А. Катенин командовал лейб-гвардии Преображенским полком, а затем, оставаясь в звании командира этого полка, занимал должность дежурного генерала Главного штаба с правами товарища военного министра, а потом был Самарским и Оренбургским губернатором. В личном архиве Катенина сохранилось множество писем и телеграмм служебного характера – переписка с военным министром князем Долгоруким, наказным атаманом войска Донского генералом от кавалерии М.Г. Хомутовым и другими высокопоставленными лицами.

20 сентября 1842 года А.А. Катенин сочетался браком с фрейлиной двора Варварой Ивановной Вадковской (1821 – 1863). Этот брак еще более укрепил связи Катенина с придворными кругами.

Получив наследство от тетушки М.Ю. Лермонтовой, состоящее из сельца Богоявленского с деревнями, А.А. Катетин вскоре стал наследником ещё одного имения, доставшегося ему после гибели, разбившегося на лошади, двоюродного брата Павла Александровича. Даже продав имение тетушки, Александр Андреевич, оставался довольно состоятельным помещиком. Это видно из описания его владений в 1858 году: «село Клусеево, в нем господская усадьба. Дворовых: мужчин 32, женщин 40, земли 1181 десятин. Село Бореево, в нем господская усадьба. Дворовых: мужчин 31, женщин 36, земли 716 десятин. Усадьба Колотилово. Дворовых: мужчин 16, женщин 20, земли 2294 десятины. Итого: мужчин 79 душ, женщин 96 душ, земли 4191 десятина.… В деревнях итого дворов – 111, душ мужчин – 235, женщин – 334, земли 2783 десятины.1» После 1860 года все выше перечисленное имение отошло наследникам умершего генерал-адъютанта А.А. Катенина малолетним Николаю, Андрею и Александру. Их отец умер в Петербурге, а похоронен внутри церкви села Клусеева, справа от паперти, с левой же стороны захоронена его жена.

В год смерти А.А. Катенина его сыновьям исполнилось: Николаю – 16 лет, Андрею – 14 лет, Александру – 11 лет. Разумеется, к несовершеннолетним наследникам были назначены опекуны: Н.О. Лафар, В.А. Новиков, Н.Ф. Катенин. По наступлению совершеннолетия Катенины стали владельцами имения, хотя и без крепостных душ, поскольку реформа 1861 года сделала крепостных крестьян – вольными людьми. Связь с родовым имением Клусеево наиболее тесная была у Александра. Александр Александрович Катенин (1849 – 1917) родился 19 декабря 1849 года в Санкт-Петербурге. Крещен в Преображенском соборе. Крестными отцами его были великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) и отставной генерал-майор Павел Александрович Катенин. Крестные матери Екатерина Ивановна Вадковская и Мария Юрьевна Лермонтова.

Образование свое А.А. Катенин получил в императорском Александровском лицее. В службе состоял с 22 мая 1871 года. Имел чин действительного тайного советника, был председателем комитета главного управления по делам печати и камергером двора Его Императорского Величества. Позднее – начальником департамента здравоохранения. Жил в Санкт-Петербурге (Ивановская улица, 20), был награжден орденами: Святого равноапостольского князя Владимира I степени – в 1896 году, Святого Станислава I степени – 1900 году и медалью в память императора Александра III. Женат был на англичанке Иде Ивановне Андерсон. В Чухломском уезде владел 451 десятиной земли и селом Клусеево, в которое приезжал во время летних вакаций. У него было трое детей: Евгений, Татьяна, Юрий.

Умер 16 февраля 1917 года от рака легких.

По его предсмертной просьбе захоронен в селе Клусееве, куда гроб с телом был доставлен 21 февраля 1917, 22 февраля совершена панихида священниками села Бореева, Заболотья, Клусеева.

Жена Александра Александровича Ида Ивановна, урожденная Андерсон, пережила мужа всего на год, но оказалась свидетельницей больших событий: Великой Октябрьской революции и национализации имения.

Евгений Александрович Катенин, статский советник и чиновник канцелярии Его Императорского Величества, вступил в права наследия имением в Чухломском уезде. Его младший брат Юрий, имевший слабое здоровье, жил с матерью в Клусееве, Татьяна Александровна перед войной вышла замуж за Андрея Александровича Раевского, родила сына Александра и жила в имении в Калужской губернии.

Осенью 1917 года, когда ситуация в стране окончательно вышла из под контроля Временного правительства, совершился октябрьский переворот. Имение Катениных было национализировано, Ида Ивановна с сыном Юрием выселена в деревню Титово. По распоряжению властей ей была выдана бумага, где написано следующее: «Иде Ивановне Катениной в Клусееве оставляется дом и столько земли, сколько могли обработать она и её сын, излишки изымаются». Но, тем не менее, дом был закрыт на замок, владелица его жила в Титово. Об этом свидетельствует краевед В. Звездин, который приезжал в 1918 году в имение для изъятия ценных вещей и документов из усадьбы для музея и архива.

Весной 1918 года в этом округе разразилась эпидемия гриппа, и возрасте 32 лет умер младший сын Юрий. Еще ранее умер муж Татьяны, и она с сыном выехала в Германию. Оставшись одна, без мужа и сыновей (старший, Евгений, был на фронте), Ида Ивановна умерла в конце 1918 года.

Основные вехи жизни Евгения Александровича можно восстановить по воспоминаниям его близких. Письмо Т.Е. Катенин костромскому историку-краеведу В.Н. Бочкову от 1 декабря 1977 года из Ленинграда:

«Отец был до революции служащим в банке. Хотя у него были энциклопедические знания гуманитарные знания, все время после революции он только преподавал иностранные языки (кстати, и в костромском университете). Уже до революции он содержал на свое жалование мать и больного брата, которые умерли вскоре после революции: мать от гангрены, которая, по-моему, получилась от энтадермии, а брат, от какого-то тифа. В Костроме он женился на моей матери А.Е. Орловой… преподавал латынь в каком-то медицинском институте (что-то вроде «Витаминного» сама удивляюсь, мог ли быть такой), это было в 33-м году. Дальше были краткие случайные работы. С 1933 или 1934 по 1938 год преподавал английский язык в Военно-Морском Ленинградском зоотехническом институте в (Гатчине). После закрытия зоотехнического института в связи с войной (может он слился с сельскохозяйственным институтом, который был в Пушкине), отец некоторое время не работал, потом был зачислен в институт защиты растений и фитопатологии, который находился, кажется, на улице Чайковского. Туда в тяжелое время блокады перешел жить. Умер в больнице в январе 1942 года. Ему было 60 лет и около двух месяцев….

В отпуск ездил в Костромские и Чухломские края, охотился. Клусеево больше не было поместьем, думаю, что уже при дяде оно вряд ли окупало дачную каникулярную жизнь. Во время первой мировой войны в армии не был. Был гражданским начальником санитарного поезда. В годы «разрухи» перебрался в Кострому, а после 1921 года, когда, точно не знаю, вернулся в Ленинград (Петроград). Году в 1930-м моя мать окончила мединститут, так что пять лет до этого они наверняка должны были прожить в Ленинграде. Но думаю, прожили больше. Не знаю, числился ли в эти годы отец где-нибудь, в штате, но он преподавал английский язык главным образом биологам. Может быть, это были частные группы… Занимался также переводами научных статей и резюме с русского. Составил ботанический словарь, который был принят к печати, но не был издан из-за недостатка бумаги у заинтересованных учреждений. Все бумаги пропали во время войны, остался только маленький альбом фотографий. По моим детским впечатлениям особенно много бумаг у него никогда не было. Был маленький портфельчик. Помню в лицо одну бумагу: «Иде Ивановне Катениной в Клусееве оставляется дом и столько земли, сколько может обработать она и ее сын, излишки изымаются». Отец в это время, наверно, жил в Костроме… Похоронив мать в Клусееве, он вернулся в Кострому… В 1930 году он развелся с моей матерью, женился на Зое Николаевне Смирновой (она была ботаником, докторскую диссертацию защитила после войны). Мать со мной и с братом Юрием переехала в Кострому. В 1931 году отец забрал меня полечить у ленинградских специалистов и не отдал обратно. Матери я и сама не давалась, когда она приезжала в его отсутствие. Я сблизилась с ней только во время войны. Отец не уехал из Ленинграда по своим личным эмоциональным причинам. Он только что чудом выжил после тяжелой болезни, был еще очень слаб, реальной пользы в Ленинграде принести не мог, но никакие уговоры семьи и сослуживцев не заставили его сесть в институтский эшелон. До эвакуации самолетом в феврале или марте 1942 года с работниками ИЗИФа он, конечно, дожить не мог.1»

 



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
Андрей Федорович Катенин и его потомки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Андрей Федорович Катенин и его потомки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)