Вывод: При определении вида БСП и знака препинания можно опираться на соотносительное союзное сложное предложение.
Соколовская Ольга Николаевна, Учитель русского языка и литературы, Й класс «А» СШ № 3, г. Тайынша Цель урока: формирование умения определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях. Задачи урока: 1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; 2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; 3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи; Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник; сборник текстов, карточки, компьютер, интерактивная доска. Методические приемы: проверка домашнего задания, словарная работа; элементы комплексного анализа текста; замена части предложения синонимичными конструкциями; составление схем предложений, наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания между его частями; подведение итогов урока; запись домашнего задания; работа с использованием компьютерной презентации, интерактивной доски. Технологическая карта урока I. Орг. момент. Сегодня на уроке нам предстоит научитьсяустанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; отличать виды сложных бессоюзных предложений. Итак, смотрим на экран. Проверка домашнего задания. (4 уч. раздаю карточки с БСП. Объяснить постановку зн. препинания.) II. Проверка домашнего задания. При помощи джойстиков решим тест. 1. Определить вид придаточного в СПП. Если подальше положишь, то поближе возьмешь. А) условия В) причины С) следствия Д) присоединительное Е) места 2. Определить тип союза в ССП. В комнате было темно, на дворе тоже пасмурно. А)противительный В) причины С) следствия Д) соединительный Е) места 3. Определить вид придаточного в СПП. Если окна настежь, то уснуть мне невмочь. А) условия В) причины С) следствия Д) перечисление Е) места 4. Определить вид придаточного в СПП. Кажется, шепчут колосья друг другу, что скучно нам слушать осеннюю вьюгу… А) условия В) изъяснительное С) следствия Д) перечисление Е) места 5. Определить вид связи в предложении. Ветер пуще разыгрался, и кто-то в избу постучался. А) сочинительная В) подчинительная С) бессоюзная Д) простое Е) вводное предложение 6. Определить вид придаточного в СПП. Солнце и степь – величины вечные, потому что по солнцу измеряется степь. А) причины В) изъяснительное С) следствия Д) перечисление Е) места 1. условия Соединительный Условия Изъяснит. Сочинительная Причины III. Тема урока. - Чем отличается сложное союзное предложение от сложного бессоюзного? -По каким признакам выделяются виды БСП? -Какие знаки препинания ставятся в БСП? - Кто скажет, какая сегодня тема урока? Откройте учебник на стр. 180. рассмотрим таблицу. Откройте тетради, запишите число и тему урока. IV. Изучение новой темы. Правила употребления знаков препинания в БСП – один из самых трудных разделов пунктуации. Основная пунктуационная ошибка заключается не в пропуске знака препинания, а в выборе его. Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений между частями предложения. Послушаем ребят, они подготовили для вас интересную информацию. (флипчарт 1) Опустился занавес, и зажглась гигантская хрустальная люстра, зрители встали, аплодируя актерам. (В этом предложении три основы: опустился занавес, зажглась люстра, зрители встали. Это БСП, оно состоит из трех простых. В нем перечисляются факты. К концу 1 и2 предложения голос повышается, между простыми предложениями делаются небольшие паузы. Следовательно, предложения разделяются запятой. Найдем аналогичное предложение в таблице.) (флипчарт 2) Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов, глубины морей; и загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки. (В этом предложении 2 основы: 1.загадочны и прекрасны чащи, глубины 2. загадочен крик и треск. Оно БСП, состоит из 2 простых предложений. В нем перечисляются факты. Простые предложения значительно распространены, причем внутри первого есть запятая. Между простыми предложениями делается большая пауза, чем перед запятой. Сложное предложение произносится в замедленном темпе. Между его частями ставим точку с запятой. Обратим внимание на таблицу.) (флипчарт 3) Он поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок, изогнувшаяся, как хребет гигантского зверя. (В предложении 2 основы: он поднялся, шла гряда. Это БСП, состоящее из 2 простых. Между ними можно поставить слова и увидел, что. Второе предложение дополняет смысл первого, поэтому между ними ставится двоеточие. Снова обратимся к таблице.. ду ними можно поставить слова и увидел, что. Второе предложение дополняет смысл первого, поэтому между ними ставится двоеточи) (флипчарт 4) Много пчел на желтой акации – жди дождя. (В предложении 2 основы: много пчел, жди. Это БСП, состоящее из 2 простых. Перед первым простым предложением можно поставить союз если. Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором предложении. Между частями БСП ставится тире. Таблица, примеры) Вывод: При определении вида БСП и знака препинания можно опираться на соотносительное союзное сложное предложение. В казахском языке виды БСП. Жалғаулықсыз сөйлемдердің түрлері. 1. Қыс түсті, аязды күндер басталды. (Наступила зима, начались морозные дни.) 2. Шілде айы, совхозда шөп шабу науқаны басталды. (Июль, в совхозах начались сенокосные работы.)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |