Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начальная стадия интервью



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Начальная стадия интервью 0.00 из 5.00 0 оценок




Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервью на этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо:

Создание образа интервьюера.

Прежде всего собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить. Первое впечатление носит ориентировочный хар-р и связано со способностью человека прогнозировать события и подготавливаться к ним. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы правильно, без искажений быть прочитанным собеседником. А компоненты, из которых складывается образ воспринимаемого человека, таковы: поведение, мимика, облик, выражение лица. Роль этих компонентов возрастает, когда контакт участников не краток (пресс-интервью), а беседа длительная, основана на личных взаимоотношениях участников ее.

Так же интересно то, что нельзя решить вопроса об одежде, внешнем виде, манере держаться интервьюера-журналиста, не решив сначала более общего и принципиального вопроса: должен ли журналист вести себя в ситуации интервью естественно, то есть как ему свойственно в привычной обстановке, или он должен играть в зависимости от того. Как представляет себе хар-р собеседника, его отношения к жур-ам, его позицию в предстоящем обсуждении интервью На этот счет существуют разные мнения, вот одно из них:

Вот вы видите перед собой подкрашенную даму в брючном костюме, - говорила одна жур-ка, - в ушах у меня крупные серьги. Когда я поехала в колхоз писать о передовой доярке, думаете я их сняла? Ничего подобного, и брюки с собой взяла, и сигареты. А если я в Арктике не крашу ресницы, то только потому, что погода не позволяет.

Из этого следует, что есть журналисты которые в любой ситуации остаются самими собой. Но есть и такие, которые считают, что репортер должен быть актером. Таки образом, на вопрос о том. может ли быть журналист лицедеем, следует ответить может, но не в коем случае не должен. Психические свойства журналистов настолько различны - один может обладать большей артистичность, способностью перевоплощения, это для него и есть естественное поведение, другому оно не свойственно. Каждый журналист вправе выбирать те приемы. Которые ему близки. Однако осознание того, что внешние черты и манеры интервьюера влияют на восприятие собеседника, на создающиеся в его представлении образ журналиста, необходимо интервьюеру независимо от того, сторонник ли он естественного поведения или актерского.

Создание представления о целях и задачах интервью

Человека, к которому пришел корреспондент, прежде всего, интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Для этого он должен представить себе мотивы, по которым человек соглашается участвовать в беседе, цели, к которым он стремится. Они могут быть различны, причем их может быть одновременно несколько. Иногда это желание вызвать определенные действия: исправить, изменить, кого-то наказать. Так же таким мотивом может выступать желание популярности Сильным мотивом, побуждающим человека принять участие в беседе, является потребность в общении: человеку нужно высказаться, и интервью предоставляет ему такую возможность и внимательного собеседника в лице журналиста. Так же могут вступать в интервью и под влиянием принятых норм: правил вежливости, гостеприимства, уважения к чужому труду. В зависимости от того, как журналист на основании предварительной подготовки, собственного опыта и наблюдений при непосредственном контакте определит мотивы, руководящие собеседником, он должен строить вступительную часть и первые вопросы беседы, выдвигая то один, то другой аргументы, с тем, чтобы усилить одни мотивы и ослабить другие.

Развертывание беседы

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать - это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу - журналисту не безразлично какой он получит материал, а время, как правило, ограниченно. Управление ходом беседы - сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Если собеседник отвечает не в том плане, как хотелось бы журналисту, можно перефразировать основной вопрос и тем самым отладить фокус ответов. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист так же должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации интервью. Поэтому самое главное - вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, но кроме того снимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые не запланировано проявляются в интервью.

Заключение интервью

Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом, журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для самого себя и своих коллег.

Тема: Репортаж

Репортаж - это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста.

Как и другие жанры, характеристика эта требует дополнительного объяснения - ведь в большинстве случаев новостная журналистика состоит именно из описаний того, что произошло на глазах у журналиста или у кого-нибудь еще. Так что же - переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж. Важное отличие репортажа от новостей заключается в том, что форма написания репортажа - свободная. Можно описывать события хронологически. Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. А можно структурировать репортажи как описание проблем, виденных репортером, или мест, где он побывал.

Добавим, что репортаж - тот самый жанр, который сближает журналистику с литературой. Он наиболее литературен. Вспомним знаменитые репортажи Владимира Гиляровского. Его репортажи изданы отдельной книгой, которую с удовольствием читают по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях и трактирах, о нравах обитателей ночлежек и о трагических событиях на Ходынском поле. Его знание Москвы потрясает.

Сейчас, в эру Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не менее интересны, чем сто лет тому назад. И конечно, хорошие репортажи сегодня ценятся никак не менее, чем во время Первой мировой войны, когда Хемингуэй писал свои репортажи из Европы. Ведь репортажи не только рассказывают о том, что произошло, но и показывают, как это происходило.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

• Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

• Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

• Репортажи обычно пишутся сразу после события.

• Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

• Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

Предмет, цели , тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами. Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 115.

Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, «констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера» Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста.- СПб.,2002, стр. 40.

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

Событийный репортаж

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

§ использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

Использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Начальная стадия интервью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начальная стадия интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)