Приватизация в сфере здравоохранения
Под приватизацией государственного или муниципального имущества в сфере здравоохранения подразумевается передача прав и обязанностей собственности от органов государственного и местного управления либо от государственных (муниципальных) предприятий и организаций физическим и юридическим ли-Цам (или их объединениям), которые становятся преемниками этих прав и приобретают права на имущество, закрепленное за приватизируемыми учреждениями здравоохранения на условиях и в порядке, предусмотренном соответствующими законами. Объектом приватизации в здравоохранении может стать не только имущество, но и организации, учреждения, занятые медицинской деятельностью. В настоящее время приватизация в России стала обычным явлением, распространяющимся на самые разные виды имущества: земельные участки, здания, помещения, оборудование. Все более актуальным становится вопрос о приватизации некоторой части медико-производственного (медико-фармацевтического) комплекса, включающего в себя не только лечебно-профилактические и аптечные учреждения, но и предприятия, производящие лекарственные препараты, медицинскую технику и изделия медицинского назначения. Между тем приватизацию объектов сферы здравоохранения нужно проводить с большой осторожностью, с учетом общественной целесообразности и социальных последствий. Механический перенос общих норм законодательства о приватизации на сферу здравоохранения недопустим, это может нанести непоправимый вред не только ее экономике, но и здоровью общества. Следует иметь в виду, что у многих россиян представление о государственных медицинских учреждениях ассоциируется с бесплатной помощью, а о частной — с платными услугами. В действительности, как уже отмечалось выше, такое представление не вполне корректно, так как государство способно оплачивать частные услуги здравоохранения из внебюджетных фондов и в то же время государственные лечебные учреждения оказывают платные услуги. Однако несомненно, что приватизация имущества и организаций здравоохранения ведет к росту платных услуг, труднодоступных для значительной части населения России. С другой стороны, приватизация имущества и организаций в сфере здравоохранения способствует расширению объема, увеличению разнообразия оказываемых услуг, облегчает доступ к платным услугам тем гражданам, которые обладают возможностью их оплачивать. Очевидно, что существует рациональное соотношение между долей государственной и частной собственности в здравоохранении, хотя установить оптимум довольно трудно. Известно, например, что в Великобритании доля частного сектора в здравоохранении составляет примерно 15%. Взвешенный подход к приватизации в здравоохранении будет способствовать преодолению негативных тенденций в его развитии, расширению ресурсной базы и более полному удовлетворению потребностей населения в лечебно-профилактической и фармацевтической помощи. Главной цели проводимой приватизации в здравоохранении является демонополизация отрасли, создание условий конкурентоспособности лечебных объектов в интересах расширения выбора населением видов и форм медицинской помощи, повышения эффективности работы служб (подразделений) и качества обслуживания, увеличение доходов государственного бюджета. Одновременно ставятся задачи повышения уровня социальной защиты работников отрасли, обеспечения развития инфраструктуры единого медико-фармацевтического комплекса за счет средств от приватизации и привлечения инвестиций в эту социально значимую сферу. Приватизация призвана сбалансировать интересы всех субъектов медицинских услуг: их потребителей (пациентов), работников здравоохранения и государства. Основными результатами этого процесса должны стать повышение эффективности работы отрасли и качества оказываемой лечебно-профилакти- _ ческой и медикаментозной помощи, предоставление гражданам реальной возможности самостоятельного выбора учреждений здравоохранения и специалистов, видов оплаты услуг, увеличение уровня заработной платы персонала. Приватизация и коммерциализация (предоставление услуг на коммерческих началах) отдельных учреждений и организаций отрасли позволит также сэкономить бюджетные средства, расходуемые на приватизируемые организации, и направить их на развитие единого медико-производственного комплекса. Осуществление приватизации в здравоохранении должно базироваться на соблюдении следующих основных принципов: - обеспечение многосекторальности (многоукладное™) здравоохранения, целесообразного, рационального сочетания и разделения государственного и частного секторов, выделения общего, смешанного сектора;
- установление взаимодействия приватизированного сектора с сектором - организация государственного контроля за деятельностью приватизиро - сохранение существующих структур федеральных и региональных сетей - оказание содействия негосударственному сектору здравоохранения со сто Формирование многоукладной системы здравоохранения достигается путем создания общефедеральной государственной службы, сочетающей свою деятельность с контролем за страховыми и частнопредпринимательскими учреждениями, с возрастающей организационной и экономической ответственностью регионов за состояние охраны здоровья населения. Наиболее целесообразной с точки зрения современной системы здравоохранения, основанной на публичной собственности, является трехуровневая структура ее организации и управления, включающая следующие уровни: 1) местный или муниципальный; 2) региональный; 3) федеральный. Государственный федеральный сектор здравоохранения, использующий федеральную собственность, обеспечивает населению гарантированный минимум медицинских услуг. Государственный региональный сектор здравоохранения опирается на использование объектов собственности субъектов Федерации и представляет собой продолжение федерального сектора, дополняющее его с учетом особенностей и ресурсных возможностей региона — субъекта Федерации. Муниципальный сектор здравоохранения, используя возможности территориальных органов управления здравоохранением, базируется на муниципальной форме собственности и управляется местной администрацией. В этом секторе граждане получают основной объем первичной медико-санитарной помощи из его источников осуществляется финансирование многоотраслевых служб здравоохранения. Бесплатность медицинской помощи в федеральном, региональном и муниципальном секторах обеспечивается функционированием системы обязательного медицинского страхования, наряду с федеральными, региональными и местными программами развития здравоохранения и общественной профилактики заболеваний. Основная часть учреждений здравоохранения согласно такой концепции остается в государственной и муниципальной собственности, в первую оче-Редь те из них, которые оказывают высококвалифицированную помощь, являясь уникальными для определенной территории. Сектор частной медицинской практики использует объекты частной собственности и объекты государственной и муниципальной собственности, предоставляемые в аренду на началах совместного пользования, функционируя в тесной взаимосвязи с системой добровольного индивидуального и группового медицинского страхования. Государство регламентирует (или лимитирует) долю платных меди-Цинских услуг, исходя из •показателей индивидуального страхования граждан. Таким образом, современная государственная политика в области здравоохранения нацелена на обеспечение сбалансированного развития всех его секторов, независимо от формы собственности. При этом государство, ограничивая прямые функции директивного управления медициной, несет полную ответственность за обеспечение граждан России гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи вне зависимости от того, оказывается ли она организациями государственного или частного сектора. Приватизация не должна разрушать сложившуюся в стране и в отдельных ее регионах действующую структуру сети медицинских учреждений. Граждане России и после приватизации этих учреждений должны получать все виды гарантированной бесплатной и общедоступной медицинской помощи как в государственных (или с преобладающим участием государства), так и в приватизированных лечебно-профилактических учреждениях. Этот основополагающий принцип приватизации в сфере здравоохранения должен стать базой ее дальнейшего развития. Механизмы его конкретной реализации зависят от двух основных подходов к приватизации медицинских учреждений во всех регионах страны. Первый подход предполагает, что Федеральная программа приватизации медицинских учреждений должна устанавливать лишь общие («базовые») принципы их разгосударствления. На основе базовых принципов каждый регион разрабатывает собственную программу приватизации, ориентируясь при этом на свои местные особенности и условия развития здравоохранения в каждом отдельном регионе. В этом случае у регионов должны быть сохранены возможности существенного отступления от Федеральной программы. Если эти отступления будут значительными, то региональные (или местные) органы власти должны обладать правом принимать региональную (или местную) программу приватизации учреждений здравоохранения. В основе второго подхода лежит типологизация (или группировка) всех регионов России по сходству (или близости) на основе следующих основных признаков: - демографических особенностей населения; - динамики заболеваемости (по отдельным видам болезней); - уровня материальной обеспеченности граждан; - уровня развития региональной сети здравоохранения. При отнесении регионов к определенному типу следует учитывать и такие признаки, как обеспеченность жильем, уровень среднедушевого дохода, эко,-логические условия. Для каждой группы регионов разрабатывается собственная стратегия приватизации. Приватизация части государственной собственности в России — естественное следствие перехода к рыночной экономике. Преобладавшая в бывшем Советском Союзе государственная собственность на средства производства при практическом запрете частной собственности привела к потере заинтересованности людей в сохранении, приумножении, рациональном использовании объектов государственной собственности. В результате имели место низкая эффективность производства, неудовлетворительное использование и потери экономических ресурсов и в итоге — слабая результативность всей экономики. В то же время накопленный в России с начала девяностых годов прошлого века опыт приватизации объектов государственной и муниципальной собственности свидетельствует, что приватизация порождает ряд серьезных экономических и социальных проблем, зачастую приводит к тяжелым последствиям. В процессе слабо контролируемой государством приватизации происходит растаскивание государственной собственности, передача ее в частные руки за плату, существенно ниже объективной оценки стоимости, механизмы проведения которой требуют особой наладки. В ряде случаев приватизируемые объекты используются не по прямому их назначению, в результате чего наносится социальный ущерб. Учитывая явную ограниченность количества объектов собственности в российском здравоохранении и недостаточность средств государственного и местных бюджетов, которые призваны в определенной мере пополнять доходы от приватизации, следует с особой тщательностью и осторожностью подходить к приватизации в сфере здравоохранения. Приватизация — неизбежный этап рыночных преобразований российской экономики. Вместе с тем надо иметь в виду, что превращение государственной собственности в частную есть необходимое, но не достаточное условие эффективного хозяйствования. Надо еще изменить психологию людей, воспитать в них чувство хозяина, породить желание активно заниматься эффективным использованием, наращиванием собственности, полученной посредством приватизации. Принципиально важно понимать, что, получая собственность в свои руки, люди становятся хозяевами в юридическом, но не в экономическом смысле. Если собственник не обладает желанием и умением управлять собственностью, приобретает ее ради сиюминутной выгоды или в целях перепродажи, его нельзя считать хозяином в экономическом понимании этого слова. В этом случае переход к частной собственности не только не приводит к желаемым социально-экономическим результатам, но и способен вызвать негативные последствия. Вопросы 1. Что вкладывается в понятие «собственность»? Какую роль играет собственность 2. Объясните смысл терминов «субъект собственности», «объект собственности», 3. Какие формы собственности существуют в экономике и в здравоохранении? 4. Какие виды отношений собственности имеют место в экономике? 5. Как осуществляется управление собственностью? 6. Зачем проводится приватизация объектов государственной и муниципальной соб 7. В чем состоит специфика приватизации в сфере здравоохранения?
3
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |